Документирование работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (на примере муниципального бюджетного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения — открытой (сменной) общеобразовательной школы № 1 города Тулы)

Автор: Е.В. Боженко, Н.В. Хамцова

Е.В. Боженко, Н.В. Хамцова, Тула

  • Особенности документирования работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
  • Состав и анализ документации по воспитательной работе.
  • Разработка форм специфических видов документов, отражающих воспитательную работу.

В данной статье авторам хотелось показать не столько традиционное документирование деятельности общеобразовательного учреждения, сколько дать характеристику специфическим документам, использующимся в работе школы, в которой учащиеся, не имеющие возможности по различным причинам продолжать обучение в массовых школах города Тулы и Тульской области, получают основное общее и среднее (полное) общее образование.

Подобное образовательное учреждение (МБВ(С)ОУ — О(С)ОШ № 1 г. Тулы) позволяет реализовать право на образование подросткам и взрослым гражданам с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных) особенностей и образовательных потребностей путем создания адаптивной педагогической системы.

Основное приоритетное направление деятельности школы — реабилитация и социальная адаптация подростков и работающей молодежи с учетом их личностной ориентации.

Документирование управленческой деятельности рассматриваемой нами школы практически ничем не отличается от подобного комплекса документов других общеобразовательных школ, но некоторые видовые формы не встречаются в традиционных образовательных учреждениях.

Пример тому разновидность положений:

о классах компенсирующего обучения

о психолого-медико-педагогическом консилиуме

об организации индивидуального обучения на дому учащихся с ограниченными возможностями здоровья

об условном переводе учащихся 5-8 классов в следующий класс

о портфолио обучающихся

об общественном инспекторе

о льготном и бесплатном питании учащихся

о совете профилактики правонарушений

об освоении общеобразовательных программ в форме семейного образования, самообразования и экстерната

о постановке на внутришкольный учет и снятии с него учащихся, нуждающихся в постоянном педагогическом контроле

о предпрофильных классах

о профильных классах

об элективных курсах и курсах по выбору учащихся

о классах (группах) компенсирующего обучения

об обучении по индивидуальному учебному плану

об учете неблагополучных семей и учащихся группы риска

Рисунок 1. Разновидности положения

Указанные положения регламентируют практически всю специфическую деятельность школы.

Остальной объем документации МБВ(С)ОУ — О(С)ОШ № 1 можно условно разделить на два направления: по общеобразовательной и по воспитательной деятельности. Каждое из этих направлений имеет свой пакет документов. Но если учебно-методический комплекс и школьная документация (общеобразовательная деятельность) создаются, как правило, в соответствии с указаниями Министерства образования и его структурных подразделений, регламентируются нормативными актами, то для составления документов по воспитательной деятельности школы нет никаких рекомендаций.

В документации по воспитательной деятельности отражена особенность работы МБВ(С)ОУ — О(С)ОШ № 1, отличающая ее от всех других общеобразовательных учреждений города Тулы, так как основным направлением воспитательной деятельности школы является работа по выявлению учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, и по профилактике правонарушений среди учащихся.

Для решения указанных задач школа тесно взаимодействует с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Территориальном управлении администрации города Тулы по Пролетарскому району (далее КДН и ЗП), отделом полиции по делам несовершеннолетних (далее ОДН), органами здравоохранения, органами опеки и попечительства и другими заинтересованными исполнительными органами.

Каждый из видов совместной деятельности МБВ(С)ОУ — О(С)Ш № 1 по выявлению учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, и профилактике правонарушений среди учащихся оформляется следующими документами: