Возникновение и развитие школы документоведения и делопроизводства

Автор: Т.И. Хорхордина

  • Создание Историко-архивного института

  • Превращение историко-архивного института в центр архивоведческой и документоведческой науки

  • Выдающиеся учёные — авторы архивоведческих и документоведческих теорий

Историко-архивный институт (до 1932 г. — Институт архивоведения), созданный в 1930 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР, развивался как центр подготовки кадров, где историческое знание сплавлялось с исследовательскими практиками, а профессия архивиста несла на себе печать широкой и глубокой образованности. Современный ИАИ опирается на научно-педагогические школы и направления, которые разрабатывались нашими предшественниками — выдающимися учёными, преподававшими в Институте. О.М. Медушевская (1922-2007) на открытии Центра им. М. Блока в 1992 г. отмечала, что Историко-архивный институт открывался как научный центр, в котором сразу же возникло «определённое представление о первоисточниках, о ремесле историка и о тех архивах, которые являются неиссякаемым источником знаний и генерации новых идей, без которых ремесло историка остается втуне».1

Основа научно-образовательных традиций ИАИ заложена в первые десятилетия деятельности Института. Конечно, они складывались постепенно — формирование научно-образовательной школы происходило непросто, порой в острых дискуссиях. С самого открытия руководство Института и его первые преподаватели искали наилучший подход к построению учебного процесса, пытаясь определить круг дисциплин, которые должны входить в учебный план подготовки специалиста. Как вспоминал один из основателей Института В.В. Максаков (1886-1964), начальный период был отмечен поисками действенных методов подготовки будущих архивистов. Часть преподавателей требовали значительного сокращения архивоведческих дисциплин и расширения объёма преподавания общественно-экономических и общеисторических предметов. Другие преподаватели, в свою очередь, преуменьшали значение общегуманитарного знания и ориентировались на подготовку узкого специалиста для архивно-технической обработки документов2.

В первом 1931/32 учебном году был установлен двухлетний срок обучения. Однако вскоре выяснилась недостаточность такой продолжительности цикла для фундаментальной подготовки архивиста. В связи с этим уже в 1932/33 учебном году она была увеличена до 2,5 лет, а в 1933/34 учебном году — до трёх лет. В 1934 г. директор Института С.М. Абалин (1901-1956) предложил увеличить срок обучения до четырёх лет, отмечая, что «из-за недостатка времени и не совсем удовлетворительного схематичного преподавания исторических дисциплин студент получает мало знаний исторических фактов, плохо знает хронологию исторических лиц, а это значит, что специалист, выпускаемый Институтом, является неполноценным специалистом, что ему надо доучиваться».3 Поэтому уже в 1934/35 учебном году срок обучения в Институте увеличивается до четырёх лет.

В октябре 1933 г. в Институте состоялась первая учебно-производственная конференция, на которой В.В. Максаков подчеркнул, что архивист должен быть прежде всего историком-архивистом, для чего программы исторических дисциплин должны быть не формально, а по существу связаны с проблемами архивного дела, «а этого у нас ещё нет».4 Ученый Совет ИАИ через год всё ещё констатировал, что кафедры в своей работе не обеспечили «увязки» исторических дисциплин с основными проблемами архивоведения.5 В том же году перед кафедрой архивоведения была поставлена задача подготовить учебные программы по источниковедению, делопроизводству, истории архивного дела и др. Директор ИАИ Н.И. Соколов начал продвигать идею приглашения в институт лучших историков и архивистов страны. За плечами у многих из них были годы учебы и преподавания в дореволюционных университетах, авторитет представляемой ими научной школы и главное — трепетная забота о сохранении научных традиций, которыми славна была система российского высшего образования. В Институт были приняты на работу репрессированные по «Академическому делу» учёные, возвращавшиеся из ссылки в 1934-1935 гг., — Ю.В. Готье (1873-1943), Е.В. Тарле (1874-1955) и др.

В ИАИ преподавали учёные, олицетворявшие живую связь с дореволюционной архивной практикой. К их числу можно отнести и И.Ф. Колесникова (1872-1952), одного из первых выпускников Московского археологического института, проработавшего в нём с 1909 г. и вплоть до закрытия в 1922 г. Он был также приглашён Н.И. Соколовым в ИАИ, где преподавал с 1937 по 1952 гг., как бы воплощая непресёкшуюся связь традиций отечественного академического архивоведения. В 1934 г. был приглашен А.Н. Сперанский (1891-1943), будущий основатель кафедры вспомогательных исторических дисциплин. А.А. Покровский (1875-1954) преподавал палеографию и дипломатику, он же разработал программу курса «Русская палеография». Среди других ученых дореволюционной школы необходимо упомянуть Н.П. Чулкова (1870-1940), разработавшего программу по сфрагистике, геральдике и генеалогии; П.Г. Любомирова (1885-1935), читавшего лекции по источниковедению; пришедшего вслед за ним М.Н. Тихомирова (1893-1965), который совместно с С.А. Никитиным (1901-1979) создал курс источниковедения истории СССР дореволюционного периода; С.Б. Веселовского (1880-1954), выступавшего с лекциями для аспирантов6.

Таким образом, ещё в 1930-е гг. задачу по привлечению ярких учёных и крупных специалистов Историко-архивному институту удалось в значительной степени решить. Архивоведческие дисциплины вели В.В. Максаков, М.С. Вишневский (1890-1938), С.Ф. Айнберг-Загрязская7, Б.И. Анфилов (1882-1941), О.Е. Карноухова (1893-1978), А.М. Рахлин (1896  после 1979), А.А. Сергеев (1886-1935), А.А. Шилов (1881-1942). Чуть позже к ним присоединились выпускники аспирантуры Института К.Г. Митяев (1902 1969), А.В. Чернов (1901-1966), М.Н. Шобухов (1908-1970). В вузе преподавали также В.И. Пичета (1878-1947), С.К. Богоявленский (1872-1947), П.П. Смирнов (1882-1947), Н.В. Устюгов (1896-1963) и др.

Постепенно из разнородных дисциплин выкристаллизовались те, которые в полной мере отвечали формированию широко образованного, культурного профессионала. В середине 1930-х годов состоялась дискуссия по вопросу о сущности историко-архивного образования. В дискуссию включился и М.С. Вишневский — методист-практик архивного дела, один из основателей Института, который вёл борьбу против «недооценки и прямого пренебрежения к архивным дисциплинам», подчеркивая в то же время, что «историческая наука не может развиваться без правильной организации архивного дела, без наличия в государственных архивах высококвалифицированных специалистов, без научной обработки архивных материалов, являющихся основной базой развития исторических наук. Если наш институт не будет заниматься своей прямой задачей — подготовкой специалистов архивного дела…, богатейшие собрания архивных документов будут оставаться мёртвым грузом».8

Высказывались и другие, принципиально несводимые мнения. Так, на объединённой сессии кафедр Института в 1936 г. М.Е. Вашман (1893-1970), сотрудница Архива Октябрьской революции, заявила: «Историк работает всегда по одной какой-то маленькой теме. Почему мы от наших архивистов должны требовать энциклопедичности?»9. Управляющий Ленинградского отделения Центрального исторического архива А.К. Дрезен (1900-1938) высказал противоположную точку зрения: «Надо вообще пересмотреть систему подготовки кадров в нашем институте.... Вуз должен быть историческим, я бы сказал, что он должен быть не архивно-историческим, а просто историческим вузом»10.

А.Н. Сперанский и М.С. Вишневский же, напротив, призывали к выходу за рамки узкоцехового подхода к подготовке архивистов.

М.С. Вишневский делал акцент на углублении навыков подготовки научных описей архивных фондов, их систематизации, организации научно справочного аппарата и т. п. Он явился одним из инициаторов создания центральной картотеки архивных фондов. В актуальности этих направлений архивной работы не приходится сомневаться и сегодня. А.Н. Сперанский, в свою очередь, учил читать и понимать архивные документы.

Во многом перекликающиеся идеи содержались в словах В.В. Максакова, при обсуждении проблем подготовки историков-архивистов на собрании актива, утверждавшего, что подлинный научный работник должен обладать максимальным знанием архивных фондов и архивохранилищ11.

Обобщив предложения преподавателей и студентов, Н.И. Соколов решил перестроить учебные программы. Именно в это время утверждается установка на выпуск не узких специалистов, а историков-архивистов, к чему призывал В.В. Максаков.

В июле 1938 г. состоялась первая конференция научных и руководящих работников системы Центрального архивного управления (ЦАУ), окончивших ИАИ, на которой был поставлен вопрос об улучшении преподавания вспомогательных исторических дисциплин и образовании отдельной кафедры. Объединение в рамках одной кафедры широкого набора дисциплин — как посвящённых истории и организации отечественного и зарубежного архивного дела, так и вспомогательных исторических — побудило В.В. Максакова в 1939 г. представить «Замечания к учебному плану Историко-архивного института», где он, среди прочего, отмечал, что пора решить вопрос о целесообразности выделения вспомогательных исторических дисциплин в самостоятельную кафедру12. Здесь же он ставил вопрос о возможности увеличения срока обучения в Институте до 5 лет. В 1939 г. из кафедры истории и организации архивного дела выделилась кафедра вспомогательных исторических дисциплин, на которую было возложено также преподавание истории государственных учреждений. Основал и возглавил кафедру А.Н. Сперанский, о котором его ученики позднее вспоминали: «Преданность делу у Александра Николаевича Сперанского была поистине беспредельной… Двери его квартиры были широко открыты для всех желающих с ним посоветоваться о теме, о ходе работы, о методике исследования».13 Под руководством Н.В. Устюгова на кафедре начал работу студенческий научный кружок.

Превращение кафедры вспомогательных исторических дисциплин в ключевое звено отраслевой системы подготовки кадров, придававшее высочайший научный престиж Институту, не случайно. После включения в 1938 г. архивной системы страны и Историко-архивного института в структуру НКВД, руководитель Главного архивного управления И.И. Никитинский (1904-1974) отнёс вуз к «периферии архивного дела»14. Кафедра, используя свое название, образовала своего рода «периферию на периферии». Здесь исключительный уровень мышления и преподавательской культуры позволял студентам приобщиться к подлинной науке, сохраняя дистанцию по отношению к идеологическим требованиям текущего момента.

В 1939 г. была основана серия «Труды Историко-архивного института», издающаяся и поныне. Первый том «Трудов…» составили «Очерки по истории Мануфактур-коллегии» Д.С. Бабурина (1909-1982). У истоков издания «Трудов…» стояли В.В. Максаков и пришедшие в ИАИ позднее А.И. Андреев (1887-1959) и И.Л. Маяковский (1878-1954).

Благодаря «опоре на архивистику»15 и привлечению к научной работе крупнейших учёных в Историко-архивном институте сформировался уникальный тип учёного-исследователя и педагога-воспитателя, который умеет работать с текстом, документом, источником в самом широком их понимании и способен передавать это знание следующим поколениям специалистов.

Историко-архивный институт, таким образом, становился центром историко-архивной науки. Из пламени дискуссий рождались авторские программы воспитания профессионалов, сохранявшие своеобразие взглядов специалистов уникального вуза.

Подлинный расцвет Института приходится на труднейший военный и послевоенный период, когда в стенах ИАИ работала плеяда историков, не мыслящих свою исследовательскую деятельность вне архивов. К ним можно отнести А.И. Андреева, И.Ф. Колесникова, В.К. Лукомского (1882-1946), И.Л. Маяковского, П.П. Смирнова (1882-1947), А.Н. Сперанского, Л.В. Черепнина (1905-1977), А.А. Зимина (1920-1980) и многих других носителей лучших достижений отечественной исторической и архивоведческой школ. Они побуждали студентов к интеллектуальному и эмоциональному развитию, давали гуманитарную основу знаний.16 «Не потому ли мы, историки-архивисты тех лет, как правило, становились своими в любом коллективе, исповедующем служение Истории, Культуре, Искусству», — пишут в своих воспоминаниях студенты, учившиеся в Институте в эти годы.17

Преподаватели и студенты работали и учились с ощущением уникальности созданного ими мира и того вклада, который каждый из них вносил в мировую архивистику. Наследие, оставленное ими, востребовано и сегодня. Так, А.Н. Сперанский предложил членам кружка ВИД коллективную работу — сбор материала по истории Великой Отечественной войны. Речь главным образом шла об отборе фронтовых писем и свидетельств участия в войне преподавателей и студентов.

В июне 1943 г. на Всесоюзной конференции историков-архивистов идея А.Н. Сперанского, скончавшегося в январе 1943 г., была подхвачена В.В. Максаковым. Он выступил с предложением переориентировать работу по комплектованию ГАФ на общенациональный сбор документов, отражающих события военных лет, в новом хранилище — Центральном государственном архиве Великой Отечественной войны. Своей инициативой Максаков настойчиво проводил мысль о том, что следует сконцентрировать в едином центре все виды и типы документов, независимо от способа их фиксации, включая даже те, которые «не оставили рукописного или печатного следа», а также те, которые остаются «вне архивных учреждений, то есть личные документы, воспоминания, автобиографии и др.».18 Однако его призыв был погребён под служебными грифами, и лишь в начале нового, XXI века идеи А.Н. Сперанского, В.В. Максакова и их единомышленников о создании архива Великой Отечественной войны были возрождены.

В первой половине 1940-х годов в институт приходят Н.Ф. Бельчиков (1890-1979), С.Н. Валк (1887-1975), И.А. Голубцов (1887-1966), Е.И. Каменцева (1920-2004), В.К. Лукомский, О.М. Медушевская, А.Ц. Мерзон (1915-1959), И.А. Миронова (1920-2001), А.Т. Николаева (1908-1988), В.К. Никольский (1894-1953), А.А. Новосельский (1891-1967), П.Г. Софинов (1915-1964), М.Н. Черноморский (1913-1980), В.К. Яцунский (1893-1966). Здесь также преподавали В.Е. Иллерицкий (1912-1980), Е.А. Луцкий (1907-1991), М.Т. Панченкова (1916-1998), М.М. Себенцова (1891-1967), Е.М. Тальман19 и многие другие замечательные ученые. Приглашён в институт был и Л.В. Черепнин, который, будучи помощником заведующего Отделом рукописей Ленинской библиотеки, был, как и А.И. Андреев, арестован по «академическому делу» и в 1931-1933 гг. работал в каменоломнях Северного края.

С именами А.И. Андреева и В.К. Яцунского связана разработка теоретических и практических основ исторической географии и изучение историко-географических источников. Дореволюционная отечественная наука уделяла географии пристальное внимание как при изучении общего курса истории страны, так и в рамках специальных направлений исследований. Однако после революции историческая география оказалась вытесненной на периферию гуманитарного знания, и её перестали преподавать в вузах. Возрождение интереса к этой дисциплине связано с Историко-архивным институтом. В течение 1930-х годов в ИАИ читается курс экономической географии, а настоящий подъём это направление переживает с приходом А.И. Андреева на кафедру вспомогательных исторических дисциплин в начале 1940-х годов. Деятельность А.И. Андреева преследовала цель сохранить научную преемственность советской высшей школы как составной части отечественной дореволюционной и мировой науки.20 С 1944 г. к чтению курса приступил В.К. Яцунский.21

В феврале 1943 г. администрация ИАИ разработала новый план подготовки кадров. В преамбуле плана отмечалось, что институт выпускает историков-архивистов — научных работников архивов, имеющих «широкую основательную историческую подготовку…»22. При этом подчёркивалось, что учебный план преподавания исторических дисциплин практически совпадает с планами исторических факультетов университетов и педагогических вузов. Вместе с тем отмечалось, что специфика ИАИ заключается в изучении наряду с историческими дисциплинами специальных наук, в том числе вспомогательных исторических, и истории государственных учреждений23.

В годы войны Совет Института получил право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук по дисциплинам специальных кафедр.24

В 1940-е гг. увидели свет фундаментальные учебники: «Источниковедение истории СССР» М.Н. Тихомирова и С.А. Никитина (1940), «История и организация архивного дела в СССР» А.В. Чернова (1940), «Очерки по истории архивного дела в СССР» И.Л. Маяковского (1941), «Русская хронология» Л.В. Черепнина (1944), «Русская метрология» (1944), «Теория и практика архивного дела» К.Г. Митяева (1946), «Русская палеография» Н.С. Чаева и Л.В. Черепнина (1946) и др., многие из которых используются и ныне в учебном процессе Института.

Во второй половине 1940-х гг. в Институт приходит А.А. Зимин, умевший сохранять внутреннее достоинство в любых, даже самых тяжёлых ситуациях и обладавший спасительным чувством юмора и способностью свободно «перемещаться» по годам и эпохам. Лекции А.А. Зимина были своего рода лекциями-размышлениями.25

С именем С.О. Шмидта (1922-2013) в истории Института связана целая эпоха — эпоха кружковой культуры — взаимного обучения талантливых преподавателей и студентов. Кружок источниковедения отечественной истории под руководством С.О. Шмидта, по словам Е.В. Старостина (1935 2011), был «явлением какого-то планетарного характера».26 Т.В. Кузнецова (1933-2011) отмечала, что С.О. Шмидт обладал «особым талантом…» — умением «заразить наукой и научить работать в науке». Она признавалась, что именно Сигурд Оттович научил её методам научной работы, «что для меня стало уроком буквально на всю жизнь».27

Такие историки, как А.А. Зимин и С.О. Шмидт, могли бы стать украшением любого столичного вуза, но как учёные были преданы Историко-архивному институту — месту, где подлинная история изучалась с непременной опорой на архивный документ.

В 1947 г., после смерти П.П. Смирнова, А.А. Новосельский возглавил кафедру истории СССР, на которую в 1946 г. пришел преподавать Н.П. Ерошкин (1920-1988), ставший автором классических трудов по истории государственных учреждений, не потерявших научного значения и ныне.

В 1946-1947 гг. была предпринята попытка реорганизации факультета историко-архивоведения с выделением из него факультетов исторических архивов и архивов Октябрьской революции. Идея реорганизации и создания факультетов соответственно делению государственных архивов на исторические и Октябрьской революции была сформулирована ещё в плане подготовки специалистов в феврале 1943 г. Однако эта инициатива по созданию двух факультетов после окончания войны оказалась неудачной ввиду возникавшего хронологического разрыва в преподавании специальных дисциплин, который не способствовал всесторонней подготовке студентов. Особенно негативно это могло отразиться на областных архивах, структура которых требовала более широких компетенций сотрудников.

В 1947 г. к 800-летию Москвы кафедра вспомогательных исторических дисциплин организовала выставку книг и документов по истории Московского Печатного двора и Синодальной типографии. Значимость места проведения выставки, которая проходила в помещениях бывшей Прави́льной палаты Печатного двора — «теремка», сподвигла заведующего кафедрой А.И. Андреева высказать идею о превращении временной экспозиции в постоянно действующий музей русской книги.28 Именно в «теремке» были сосредоточены редкие книги по вспомогательным историческим дисциплинам, в том числе раритетные издания по палеографии, сфрагистике, альбомы древнерусской иконографической живописи и т. д. 29 На страницах дневника, который вёл А.И. Андреев, сохранились записи об истории создания выставки, а также о её посещении академиками С.И. Вавиловым (1891-1951), Б.Д. Грековым (1882-1953), И.И. Минцем (1896-1991). О впечатлении, произведённом на них выставкой, говорит тот факт, что «по предложению С.И. Вавилова отделение истории и философии приняло в этот же день постановление о создании в здании Печатного двора постоянной выставки Музея старой книги».30 К сожалению, эта идея так и осталась непретворённой.

В 1947 г. Историко-архивный институт был передан из системы МВД в ведение Министерства высшего образования СССР и подчинён Главному управлению университетов министерства. Институт стал называться Московским государственным историко-архивным институтом (МГИАИ).

В 1949/50 уч. году был введён 5-летний срок обучения, вопрос о котором поднимался директором ИАИ К.С. Гулевичем (1898-1939) и В.В. Максаковым ещё в 1938-1939 гг. Целый ряд учебных дисциплин не имел аналогов в программах других вузов страны31. Ещё в 1947 г. курировавший МГИАИ заместитель министра внутренних дел СССР В.С. Рясной (1904 1995) отмечал, что Историко-архивный институт является «единственным вузом, в котором изучаются обширные курсы истории госучреждений дореволюционной России и истории госучреждений СССР. Однако отсутствие специальной кафедры тормозит дальнейшее развитие указанной дисциплины»32. В 1952 г. была образована кафедра истории государственных учреждений и делопроизводства, которую возглавил А.В. Чернов.

Во второй половине 1940-х – 1950-е гг. шёл процесс расширения номенклатуры учебных дисциплин. Список сложившихся в предшествующий период лекционных курсов в послевоенные годы пополнился исторической географией, историей зарубежных архивов, технических и кинофотофоноархивов, микрофотокопированием.

А.Д. Степанский (1934-2009), учившийся в институте в 1950-е гг., вспоминал: «Квалификация педагогов и качество учебного процесса были очень высокими… Соблюдая неизбежные требования официальной идеологии, нас, вместе с тем, учили тому, что история — точная наука, учили методам установления исторической правды»33.

В эти годы кафедрами Института были подготовлены и изданы такие фундаментальные учебники и учебные пособия, как «Теория и практика архивного дела в СССР» (1958), «Методическое пособие по археографии» (1958), «Технические архивы» (1956) и «Кинофотофоноархивы» (1960) А.А. Кузина, «Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России» (1960) Н.П. Ерошкина и многие другие.

Большую работу в области разработки теоретических и практических проблем документоведения и архивоведения провёл К.Г. Митяев, руководивший кафедрой теории и практики архивного дела, на которой он специализировался в области теории и практики делопроизводства. Результаты научных разработок К.Г Митяева, введшего ещё в 1943 г. термин «документоведение»34, представляют несомненный интерес и сегодня, так как автор «многое предвидел из того, чем будет делопроизводство для Историко-архивного института».35 К.Г. Митяев создал стройную теорию организации системы делопроизводства, от зарождения документов до передачи в государственный архив со всеми необходимыми атрибутами: описью, номенклатурой, перечнями.

Он разработал детальный механизм взаимодействия архивных служб с делопроизводственными отделами государственных учреждений. Затем он пошёл дальше, перекинув мостик к управлению, то есть к звеньям, создающим потоки документной информации. Необходимость сопряжения деятельности всех административных звеньев в целях отбора и передачи на хранение ценных документов была понята и описана им ещё в 1940-е годы, тогда как «большинство эту очевидную истину осознали намного позже».36 В 1959 г. К.Г. Митяевым издано учебное пособие «История организации делопроизводства в СССР». В 1960 г. была открыта первая в стране самостоятельная кафедра советского делопроизводства, выделенная из состава кафедры истории государственных учреждений и советского делопроизводства, и создано, таким образом, первое в стране документоведческое направление.

В 1957 г. была создана кафедра археографии под руководством М.С. Селезнёва (1916-1998), костяк которой составили преподаватели кафедры теории и практики архивного дела (ТиПАД) Л.И. Арапова37, Т.В. Ивницкая (Батаева) (1929-2006), Д.М. Эпштейн (1917-2002). На кафедре ТиПАД сложился сильный преподавательский состав: Н.А. Ковальчук (1922 2011), А.А. Кузин (1911-2000), Н.А. Орлова (1922-2009), Н.А. Павлова (1897-1989), М.Ф. Петровская (1909-1966), К.И. Рудельсон (1919-2000), Л.Г. Сырченко, М.Н. Шобухов. Начало изучению технических архивов на кафедре положил А.А. Кузин. Позже в эту работу включились Н.Г. Филиппов (1924-2000), К.Б. Гельман-Виноградов (1925-2010), П.С. Преображенская и Л.М. Рошаль (1936-2010). Не менее сильный преподавательский состав сложился в эти годы и на кафедре истории и организации архивного дела (ИОАД): В.В. Максаков, А.В. Чернов, Н.В. Бржостовская (1915-1994), В.И. Вяликов (1920-2011), Г.А. Дремина (1921-2006), Н.А. Ивницкий38, Ю.Ф. Кононов (1917-1970), И.П. Козлитин39.

В 1962 г. становится преподавателем кафедры советского делопроизводства Т.В. Кузнецова, окончившая Институт в 1956 г., деятельность которой в области делопроизводства и документоведения составила целую эпоху в жизни Института. Основным направлением её научной деятельности стал анализ функционирования документа в обществе. Талантливая ученица К.Г. Митяева, она не только приумножила традиции в области делопроизводства, но и, творчески развивая его наследие, стала основоположником новой научной школы документоведения. С 1979 г. более трёх десятилетий она возглавляла кафедру документоведения. Заветом для сегодняшнего ИАИ звучат её слова: «Необходимо с любовью и внимательно относиться не только к документам прошлого, хранящимся в архивах, но и к документам современным, фиксирующим нашу жизнь».40

Способность выявлять, анализировать и обобщать документальные источники и вместе с тем владеть глубоким представлением о контексте того или иного эпизода отечественной и зарубежной истории — то, что отличает и всегда отличало специалистов, вышедших из стен Института. Преподаватели ИАИ предлагали знание, основанное на фундаментальных исследованиях, и призывали студентов непосредственным образом проводить научные разработки. Они учили студентов анализировать источники и научную литературу в их поиске научной истины. Студенты, обретая такое знание, должны были формулировать вопросы, ответов на которые ещё не было, и искать собственные ответы на другие вопросы.

В сегодняшнем ИАИ РГГУ провозглашена идея необходимости перехода на новый тип университетского образования, суть которого — от образования репродуктивного к образованию развивающему. Однако следует отметить, что при обсуждении проблем обучения в Историко-архивном институте Т.П. Коржихина (1932-1994) ещё в 1970-е годы отмечала: «…Студент должен ясно себе представлять, что ему нужно знать… Встаёт вопрос: чему учить? Практика показывает, что даже отпетые «хвосты» в состоянии (под угрозой отчисления) выучить, запомнить даты, события, даже детали. Но всё это специалист, выпускник института может в случае нужды в своей практической деятельности почерпнуть в справочниках, пособиях, учебниках (и в Интернете, — добавим мы. — Т.Х.). Он только должен знать, какие справочники, литература существуют по этому вопросу.

Стало быть, надо учить не этому, а языку предмета, пониманию языка предмета — методу, умению самому разобраться (через литературу) в деталях проблемы… То есть он должен знать язык предмета».i

Таким образом, в Историко-архивном институте уже с первых десятилетий его деятельности благодаря усилиям выдающихся учёных соединились гуманитарные традиции российской высшей школы и современные подходы к подготовке историков-архивистов, широта общекультурного кругозора с практическими навыками выявления, организации, изучения и обобщения документальных источников. Преподаватели Института ныне стараются использовать лучшее, чем всегда был славен наш вуз, реализуя подход, сформулированный нашими великими предшественниками.

1 Становление университета нового типа: Материалы к расширенному заседанию Учёного совета РГГУ 31 августа 1992 г. — М.: РГГУ, 1992. — С. 125.

2 Максаков В.В. История и организация архивного дела в СССР (1917-1945 гг.). — М., 1969. — С. 290.

3 ГАРФ. Ф.5325. Оп.9. Д.3147. Л.21-26.

4 ЦМАМ. Ф.535. Оп.1. Д.36. Л.1-1об.

5 Там же. Д. 54. Л. 8.

6 Простоволосова Л.Н., Станиславский А.Л. История кафедры вспомогательных исторических дисциплин: учебное пособие. — М.:МГИАИ, 1990. — С. 18.

7 Айнберг-Загрязская С.Ф. (Загряцкова) — преподаватель археографии с 1935 до октября 1941 гг., ученый секретарь Совета ИАИ.

8 ЦМАМ. Ф.3018. Оп.1. Д.238. Л.7.

9 ЦМАМ. Ф.535. Оп. 1. Д.38. Л.54.

10 ГАРФ. Ф.5325. Оп.9. Д.3969. Л.44.

11 ГАРФ. Ф.5325. Оп.9. Д.3969. Л.140.

12 ГАРФ. Ф.5325. Оп.1. Д.1380. Л.23-39.

13 Воспоминания А.Т Николаевой // Простоволосова Л.Н., Станиславский А.Л. История кафедры вспомогательных исторических дисциплин: учебное пособие. — М. МГИАИ, 1990. — С. 12.

14 ГАРФ. Ф.5325. Оп.10. Д.5. Л.63.

15 Медушевская О.М. Источниковедение и гуманитарная культура // Отечественные архивы. — 1992. — № 4. — С. 19.

16 Воспоминания выпускников Историко-архивного института — казахстанцев // Отечественные архивы. — 2002. — № 4. — С. 74.

17 Там же. С. 94.

18 Подробнее см.: Хорхордина Т.И. История Отечества и архивы. — М.: РГГУ, 1994. — С. 280-281.

19 Тальман Е.М. – доцент кафедр теории и практики архивного дела, археографии в 1947 1969 гг.

20 Простоволосова Л.Н., Станиславский А.Л. История кафедры вспомогательных исторических дисциплин: учебное пособие. — М.: МГИАИ, 1990. — С. 23.

21 Саатчян Г.Р. Исторический источник: человек и пространство // Отечественные архивы. — 1997. — № 2. — С. 117.

22 Стрекопытов С.П., Сенин А.С. Кафедра истории государственных учреждений и общественных организаций. Краткий очерк организации и деятельности. 1952-2002. — М., 2002. — С. 24.

23 Там же. С. 24.

24 Максаков В.В. История и организация архивного дела в СССР (1917-1945 гг.). — М., 1969. — С. 413.

25 Овчинников Р.В. Об А.А. Зимине: «Они сохраняли традиции cтарой университетской дореволюционной школы…»: Из воспоминаний выпускников и преподавателей ИАИ. Конец 1940-х-1960-е гг. // Отечественные архивы. — 2009. — № 3. — С. 97.

26 Старостин Е.В. О С.О. Шмидте: «Они сохраняли традиции старой университетской дореволюционной школы…»: Из воспоминаний выпускников и преподавателей ИАИ. Конец 1940-х – 1960-е гг. // Отечественные архивы. — 2009. — № 3. — С. 96.

27 Интервью профессора Т.В. Кузнецовой газете РГГУ «Аудитория» по поводу присвоения почетного звания «Заслуженный профессор РГГУ» // Аудитория. — 2007. — № 35-36. — С. 3.

28 Простоволосова Л.Н., Станиславский А.Л. История кафедры вспомогательных исторических дисциплин: учебное пособие. — М.: МГИАИ, 1990. — С. 23.

29 «Историко-архивный институт стал моим родным домом»: Воспоминания Н.А. Ковальчук о годах учёбы в институте (1940-1947) // Отечественные архивы. — 2003. — № 4. — С. 76.

30 ПФА РАН. Ф.934. Оп.2. Д.53. Л.178. Цит. по: Щедрова И.М. Автобиографические материалы А.И. Андреева 1940-х годов: Источниковедческий анализ: Дипломная работа / Науч. руководитель Л.Н. Простоволосова. — М., 1992. Рукопись.

31 Степанский А.Д. Памяти Анны Сергеевны Рословой. Заседание в Историко-архивном институте РГГУ // Вестник архивиста. — 2004. — № 3-4 (81-82). — С. 344.

32 Стрекопытов С.П., Сенин А.С. Указ соч. — С. 24.

33 Степанский А.Д. Указ. соч. С. 344.

34 Илюшенко М.П. Вспоминая Татьяну Вячеславовну // Ученые РГГУ. Татьяна Вячеславовна Кузнецова: Библиографический указатель. — М.:РГГУ, 2013. — С. 15.

35 Стрекопытов С.П., Сенин А.С. Указ соч. С .61.

36 «Историко-архивный институт стал моим родным домом»: Воспоминания Н.А. Ковальчук о годах учебы в институте (1940-1947)// Отечественные архивы. — 2003. — № 4. — С. 74 .

37 Арапова Л.И. — выпускница ИАИ, канд. ист. наук, преподаватель кафедр теории и практики архивного дела, археографии в 1953-1969 гг.

38 Ивницкий Н.А. — выпускник ИАИ, д. и. н, доцент кафедры истории и организации архивного дела в 1955-1962 гг.

39 Козлитин И.П. — выпускник аспирантуры ИАИ (1938-1941), доцент кафедры истории и организации архивного дела в 1952-1974 гг.

40 Интервью профессора Т.В. Кузнецовой газете РГГУ «Аудитория» по поводу присвоения почётного звания «Заслуженный профессор РГГУ» // Аудитория. — 2007. — № 35-36. — С. 3.

i Цит. по: Стрекопытов С.П., Сенин А.С. Указ. соч. С. 92-93.