Н.А. Городничева, Л.Д. Шаповалова
-
Нормативные документы по наставничеству
-
Организация работы по наставничеству
-
Документационное сопровождение наставничества
Совершенствование системы государственной службы Российской Федерации неразрывно связано с постоянным внедрением нового в работу кадровых служб. Среди кадровых технологий можно отметить наставничество на государственной службе, от использования которого зависит качество подготовки молодых специалистов в органах государственной власти.
Термин «наставничество» сам по себе не новый. Понятие «наставничество» впервые было употреблено ещё в XVII веке. В современной западной экономической науке «наставничество» рассматривается как система отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому1.
В России практику назначения наставников молодым рабочим знали ещё с 1930-х годов со времен стахановских пятилеток. В 1970-е годы назначение учителей для обучающихся активно использовали в профессиональных училищах. Подготовить начинающего сотрудника к практической трудовой деятельности в рамках требований и особенностей конкретной организации не может ни один вузовский преподаватель или консультант.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (2004 г.) предполагал использование новых кадровых технологий и стратегий в организации прохождения государственной гражданской службы, но конкретно о наставничестве в нем речь не шла. В целях совершенствования системы государственного управления Указом Президента Российской Федерации № 601 от 7 мая 2012 г. Правительству поручалось представить предложения по развитию кадровой политики в системе государственной гражданской службы. Указ предлагал ввести наставничество как одну из основных кадровых практик в государственном управлении на всех уровнях.
В современной России наставничество на государственной службе начиналось с правоохранительных органов. Первым органом, принявшим свое Положение о наставничестве, стало Министерство внутренних дел РФ (2008 г.)4. Затем наставничество стало использоваться в системе МЧС России (2009 г.)5 и др. органах.
Организационно-методическое обеспечение наставничества на государственной гражданской службе взял на себя Минтруд России, который в 2013 г. подготовил Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе. Данный документ призван оказать помощь государственным органам в организации института наставничества и выработке своей политики его использования.
Минтруд РФ рассматривает наставничество как кадровую технологию, обеспечивающую передачу посредством планомерной работы знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника менее опытному. Основной целью наставничества является оказание помощи государственным гражданским служащим в их профессиональном становлении и приобретении необходимых для исполнения должностных обязанностей навыков.
Кроме того, инструментарий определяет круг решаемых системой наставничества проблем: ускорение процесса «вливания» нового служащего в коллектив, а также ускорение его становления как профессионала.
Структура документа включает в себя четыре раздела:
-
порядок организации наставничества: на этом этапе определяются ответственные лица и разрабатываются необходимые формы документов;
-
порядок назначения наставников и лиц, в отношении которых осуществляется наставничество: руководители структурных подразделений определяют, каким новым сотрудникам необходимо назначение наставников;
-
порядок прохождения наставничества. На этом этапе происходит определение программы наставничества, которую новый гражданский служащий должен освоить; наставники определяют стратегию своей работы;
-
порядок завершения наставничества. Этот этап является завершающим, на нем подводят итоги обучения нового служащего все участники процесса наставничества: руководитель структурного подразделения, сам наставник и государственный служащий, в отношении которого наставник назначался.
Перечисленные разделы содержат подробное описание каждого из этапов организации наставничества. Инструментарий содержит основные понятия, используемые в данной кадровой процедуре, а также примерные формы необходимых документов, что позволяет сократить количество времени и сил на разработку соответствующих форм документации. Инструментарий Минтруда России предлагается для использования государственными органами в процессе организации системы наставничества с учетом специфики работы государственного органа.
Организационное, документационное и координационное сопровождение наставничества в государственном органе возлагается на его кадровую службу.
Организационное сопровождение наставничества заключается в:
— информационном обеспечении подбора наставников;
— анализе, обобщении опыта работы наставников;
— поддержании контакта с наставником и лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции.
Документационное сопровождение процесса наставничества предполагает:
-
подготовку проектов нормативных актов, сопровождающих процесс наставничества, в частности, приказа (распоряжения) «О назначении наставника»;
-
оказание консультационной помощи в разработке перечня мероприятий по наставничеству;
-
осуществление контроля за завершением периода наставничества и внесение в личные дела гражданских служащих соответствующих записей и документов.
Координация работы по наставничеству включает:
-
проведение анкетирования лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников;
-
ликвидацию выявленных затруднений в процессе адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
-
анализ, обобщение и распространение позитивного опыта наставничества.
Кадровая служба государственного органа может проводить выборочное тестирование лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью проверки приобретенных ими знаний и навыков.
В последние годы наставничество получило широкое распространение не только в федеральных органах государственной власти, но и в субъектах Федерации. Так, например, в 2013 г. в Республике Саха (Якутия) было принято свое положение о наставничестве, согласно которому молодому служащему, впервые назначающемуся на должность государственной службы Республики Саха, обязательно назначается наставник. Положение определяет наставничество как индивидуальную воспитательную работу с государственными гражданскими служащими, не имеющими опыта государственной гражданской службы, или со специалистами, назначенными на должность и не имеющими по ней опыта работы. Следует заметить, что ответственность за проведение наставничества накладывается на руководителя государственного органа и руководителя структурного подразделения, в которое был назначен молодой сотрудник.
Рассмотрим некоторые нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, на основании которых функционирует институт наставничества в системе государственной гражданской службы.
Признанным образцом проведения кадровой политики является Минпромторг России, который практикует назначение наставников для молодых специалистов не старше 30 лет и с опытом государственной службы менее одного года. Для осуществления качественной адаптации молодых специалистов в 2015 г. Минпромторг России создал Совет молодежи, в который входят представители структурных подразделений министерства не старше 30 лет. Особенностью является и то, что методическое сопровождение наставничества здесь возложено именно на Совет молодежи, а не на подразделение с функциями кадровой службы, как в большинстве государственных органов.
Положение Минпромторга России предлагает два вида наставничества:
— адаптационное, включающее в себя знакомство с необходимой документацией, структурой государственного органа;
— профессиональное, предполагающее непосредственное обучение нового служащего исполнению им его должностных обязанностей.
В Министерстве транспорта Российской Федерации Положение о наставничестве было утверждено в 2014 г. Оно вводит наставников для двух категорий поступивших на гражданскую службу граждан: впервые назначенных на младшую и старшую группы должностей и для служащих, назначенных на должность в порядке должностного роста. Положение определяет цели и задачи наставничества, но в отличие от аналогичных документов Минпромторга России и Минстроя России понятия «наставничество» документ не содержит. Отсутствуют также необходимые формы документов, за исключением отзыва о вступлении в должность обучаемого (стажера) и плана вступления в должность.
Анализируя локальные нормативные правовые акты о наставничестве, можно заметить, что к настоящему моменту не все органы государственной власти успели учесть при их разработке требования Минтруда России. Как видно из положений, понятие наставничества в различных органах разное: где-то его понимают как индивидуальную воспитательную работу, где-то как процесс помощи в профессиональном развитии и адаптации молодых государственных служащих, а в ряде случаев оно вообще отсутствует.
Также отличается документационное сопровождение наставничества.
Во-первых, организация и документационное сопровождение наставничества возлагаются на различные структуры. Так, в Республике Саха (Якутия) ответственным является руководитель государственного органа; в Минпромторге России наставничеством занимается совещательный орган — Совет молодежи, в Минтранспорте России такие функции выполняет Административный департамент. Во-вторых, не все положения о наставничестве в государственных органах предусматривают все необходимые формы документов. Положения Республики Саха (Якутия) и Минпромторга России вообще не предлагают никаких форм отчетности наставников и не содержат примерных программ наставничества. Министерство транспорта предлагает в этом плане два документа.
Наиболее развернутым и соответствующим рекомендациям Минтруда России представляется Положение о наставничестве Минстроя России, принятое в 2015 г. Положение определяет наставничество как форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности в Министерстве, а также граждан, проходящих стажировку/практику в Министерстве, посредством привлечения наставника.
Положение устанавливает пять групп служащих, в отношении которых определяется наставник:
-
гражданский служащий, впервые поступивший на гражданскую службу;
-
гражданский служащий, вновь принятый на гражданскую службу после долгого перерыва;
-
служащий, назначенный на иную должность;
-
служащий, изменение и выполнение должностных обязанностей которого требует назначения наставника;
-
стажеры/студенты, заключившие договор об обучении и/или проходящие практику в Минстрое России.
Наставником может быть назначен служащий не ниже должности того, в отношении которого определяется наставник. Кроме того, стаж государственной гражданской службы наставника должен составлять не менее четырех лет. Наставник обязан знать Конституцию Российской Федерации и нормативные правовые акты, регулирующих прохождение государственной гражданской службы. Наставник назначается непосредственным руководителем структурного подразделения (директором Департамента).
На сегодняшний день в Минстрое России численность служащих, замещающих должности младшей и старшей групп (в возрасте до 25 лет и со стажем государственной гражданской службы до двух лет) составляет примерно 50 человек. Именно эта категория служащих чаще всего нуждается в квалифицированной помощи в адаптации к новому месту прохождения службы, иначе говоря, именно таким сотрудникам более других нужны наставники.
Чтобы стать наставником для новичков, нужно замещать должность ведущей (и выше) группы. В Минстрое России в 2016 г. служащих со стажем государственной гражданской службы от четырех лет, замещающих должности ведущей группы, насчитывается также около пятидесяти; служащих, замещающих должности главной группы, — около тридцати, высшей группы — около сорока человек.
Соотношение потенциальных наставников к потенциальным стажерам выявляется следующее: сто двадцать человек к пятидесяти соответственно, то есть на одного молодого специалиста выходит по два-три наставника. Однако при назначении наставника следует учитывать специфику работы молодых сотрудников, ведь должностные обязанности наставника должны, так или иначе, пересекаться с должностными обязанностями новичка.
Срок, на который назначается наставник, определяется индивидуально: от трех месяцев до года. Конкретный срок также устанавливает руководитель структурного подразделения с учетом установленного при назначении нового служащего испытательного срока. В Минстрое России он составляет обычно три или шесть месяцев. У одного наставника может быть не более трёх подопечных. Наставника назначают в течение семи дней со дня назначения нового гражданского служащего.
Основанием для назначения наставника является представление директора Департамента о кандидатуре наставника. Кроме того, к приказу о назначении наставника прикладывается письменное согласие гражданского служащего об исполнении обязанностей наставника.
Замена наставника происходит на основании служебной записки директора Департамента. Замена наставника возможна в случае его увольнения, перевода в другое структурное подразделение, его продолжительной болезни или если наставник находится в долгой командировке. Также наставник меняется в случае неисполнения им своих обязанностей. Срок наставничества в случае замены наставника не изменяется и не продлевается.
Наставник в течение назначенного времени разъясняет своему подопечному специфику структурного подразделения (задачи, функции, компетенция), знакомит с порядком служебной деятельности, с системой документооборота и т.д. В качестве примера наставник может выполнять некоторые поручения, которые даются его подопечному руководством.
Организационное и документационное сопровождение наставничества в Минстрое России осуществляет отдел государственной службы и противодействия коррупции Административно-кадрового департамента, обеспечивающий документирование прохождения государственной гражданской службы в министерстве.
Организационное сопровождение предполагает обеспечение наставника необходимой информацией, согласование кандидатуры наставника, при необходимости его замену, а также проведение входного тестирования для лица, в отношении которого назначается наставник.
Входное тестирование должно проводиться в течение трех рабочих дней с момента назначения нового служащего. Такой тест содержит в себе вопросы по государственной гражданской службе Российской Федерации, а также по основным должностным обязанностям. Если лицо назначено на должность по результатам конкурса, входное тестирование может не проводиться. Примеров входного тестирования в положении не приведено, такой тест составляется ответственным исполнителем отдела госслужбы. Входное тестирование планируется проводить в электронной форме посредством специальной программы. Она же используется в министерстве при проведении конкурсов, аттестаций и квалификационных экзаменов. По итогам прохождения тестирования программа формирует протокол тестирования, где отражены результаты теста в виде баллов и процентов, а также выведены на печать сами вопросы с отмеченными пользователями вариантами ответов.
Документационное сопровождение наставничества заключается в подготовке проектов правовых актов, в частности, приказов о назначении наставников, примерной программы наставничества, а также отчетов о ее проведении.
Программа наставничества представляет собой перечень мероприятий, которые будут реализовываться в рамках наставничества. Программу составляет назначенный наставник в течение пяти рабочих дней после получения им результатов входного тестирования12.
Программа наставничества представляется в отдел госслужбы наставником для согласования. Ответственный сотрудник проверяет программу на соответствие ее методическим рекомендациям, а также на соответствие должностным обязанностям лица, в отношении которого назначается наставник. Затем согласованная программа наставничества утверждается директором Департамента, в котором молодой служащий проходит службу.
Когда программа наставничества успешно пройдена и срок наставничества, определенный приказом Минстроя России, закончен, наставник в течение десяти дней подготавливает формализованный отчет о результатах наставничества13. Отчет должен быть согласован с руководителем структурного подразделения и затем передан в отдел государственной службы. Такой отчет дает представление об основных результатах пройденной процедуры.
Лицо, в отношении которого был назначен наставник, в те же сроки готовит свой отчет о процессе прохождения наставничества,14 где дает оценку работе наставника, и также сдает его в отдел государственной службы, согласовав перед этим с директором Департамента.
В те же сроки руководитель структурного подразделения готовит свой отчет об итогах наставничества15, который сдается в отдел государственной службы. Для этого он проводит индивидуальное собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, и выявляет, насколько успешно оно было пройдено.
Как видим, положение о наставничестве в Минстрое России представляет собой весьма развернутый документ, раскрывающий суть и организацию наставничества в министерстве. К положению прилагаются четыре формы документов, которые используются в наставничестве. Однако названия отчетных форм нуждаются в конкретизации: отчет руководителя структурного подразделения, отчет стажера, отчет наставника. Положительным отличием документа Минстроя России является наличие требований к квалификации наставников. В Положении регламентированы не только вопросы организации наставничества и процедуры документирования, но также установлены сроки, в которые должен быть исполнен тот или иной этап. Положение определяет лицо, ответственное за документационное и организационное обеспечение наставничества, которым является ответственный исполнитель отдела государственной службы и противодействия коррупции Административно-кадрового департамента Министерства.
Изучение положений о наставничестве в федеральных органах исполнительной власти показывает, что не все приняли во внимание методические рекомендации Минтруда России: в положениях отсутствует определение понятия наставничества, квалификационные требования к наставникам, необходимый пакет отчетных документов.
Необходимым условием успешного прохождения наставничества является согласованность работы всех структурных подразделений. Немаловажным фактором успешного прохождения наставничества является и установление личного контакта и доверительного отношения между наставником и его подопечным.
Следует помнить и о важности мотивации наставников к выполнению своих прямых обязанностей. Наставничество на государственной гражданской службе — дело непростое и творческое, призванное способствовать более быстрому и качественному освоению государственными гражданскими служащими необходимых для работы навыков.
Приложения см. файл Шаповалова Приложения.pdf
Приложение 1
Примерная программа наставничества
(Ф.И.О. лица, в отношении которого осуществляется наставничество)
(наименование должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество)
(Ф.И.О. наставника)
наименование должности наставника)
Период наставничества: с « » 20 г. по « » 20 г.,
(количество недель)
№ п/п |
Наименование и содержание |
Период выполнения |
Ответственный |
Отметка о |
||||
1. |
Представление лица, в |
Первый день |
Руководитель структурного подразделения |
|
||||
2. |
Ознакомление лица, в |
Первый день |
Наставник |
|
||||
3. |
Ознакомление со структурой |
Первый день |
Наставник |
|
||||
4. |
Ознакомление с историей |
Первый день |
Наставник |
|
||||
5. |
Проведение экскурсии по |
Первый день |
Наставник |
|
||||
6. |
Представление справочной |
Первый день |
Отдел государственной службы |
|
||||
7. |
Ознакомление с |
Первая неделя |
Наставник |
|
||||
8. |
Ознакомление с используемыми |
Первая неделя |
Наставник |
|
||||
9. |
Ознакомление с положением о |
Первая неделя |
Наставник |
|
||||
10. |
Ознакомление с планами |
Первая неделя |
Наставник |
|
||||
11. |
Составление индивидуального |
Первая неделя |
Наставник |
|
||||
12. |
Совместная постановка |
Первая неделя |
Наставник |
|
||||
13. |
Разъяснение ограничений и |
Первая- вторая недели |
Отдел государственной службы |
|
||||
14. |
Разъяснение положений |
Первая- вторая недели |
Отдел государственной службы |
|
||||
15. |
Организация изучения |
Вторая неделя |
Наставник |
|
||||
16. |
Ознакомление с порядком и |
Вторая неделя |
Наставник |
|
||||
17. |
Ознакомление с деятельностью |
Вторая- третья недели |
Наставник |
|
||||
18. |
Контроль выполнения тестовых |
Вторая- двенадцатая недели |
Наставник |
|
||||
19. |
Контроль выполнения |
Третья- двенадцатая недели |
Наставник |
|
||||
20. |
Проверка знаний и навыков, |
Восьмая, двенадцатая недели |
Наставник |
|
||||
21. |
Подготовка заключения об |
Двенадцатая неделя |
Руководитель структурного подразделения |
|
Приложение 2
Формализованный отчет наставника о результатах работы лица, в
отношении которого осуществлялось наставничество
Уважаемый наставник!
Предлагаем Вам принять участие в оценке наставничества в Министерстве
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
(Ваши ФИО)
(ФИО лица, в отношении которого осуществлялось наставничество)
Ваши ответы помогут при определении степени готовности лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, к самостоятельному выполнению должностных обязанностей, выявлении эффективных методов обучения и наиболее типичных трудностей, с которыми сталкивается сотрудник на новом месте работы.
Используя шкалу от 1 до 10 (где 10 — максимальная оценка, 1 — минимальная оценка) проведите оценку по нижеследующим параметрам.
Вопрос |
Оценка |
|
1. Достаточно ли было времени, проведенного Вами с |
|
|
2. Насколько точно исполнялись Ваши рекомендации |
|
|
3. В какой степени затраченное на наставничество время |
|
|
4. В какой степени затраченное на наставничество время |
|
|
5. Насколько, по Вашему мнению, лицо, в отношении |
|
|
6. Каков на данный момент, на Ваш взгляд, уровень |
|
|
7. Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является |
|
|
1. Помощь при вхождении в коллектив, знакомство |
|
|
2. Освоение практических навыков работы |
|
|
3. Изучение теории, выявление пробелов в знаниях |
|
|
4. Освоение административных процедур и |
|
|
8. Какой из используемых Вами методов обучения Вы |
|
|
1. Самостоятельное изучение обучаемым |
|
|
2. В основном самостоятельное изучение обучаемым материалов и выполнение заданий, |
|
|
3. Личные консультации в заранее определенное |
|
|
4. Личные консультации по мере возникновения |
|
|
5. Поэтапный совместный разбор практических |
|
|
9. Оцените, в какой мере лицо, в отношении которого |
|
10. Какие наиболее важные для успешного и самостоятельного
выполнения должностных обязанностей, на Ваш взгляд, знания и навыки Вам удалось передать лицу, в отношении которого осуществлялось наставничество?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Использовались ли Вами какие-либо дополнительные эффективные методы обучения помимо перечисленных (если да, то перечислите их)? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. С учетом вышеизложенного оцените общий личностный потенциал лица, в отношении которого осуществлялось наставничество (напротив выбранной графы поставьте значок «+»)
Общий личностный потенциал |
|||||||
очень высокий |
высокий |
достаточно высокий |
средний |
посредствен ный |
довольно низкий |
низкий |
близкий к |
|
|
|
|
|
|
|
|
Кратко опишите Ваши предложения и общие впечатления от работы с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________ |
подпись |
расшифровка подписи |
|
|
|
___________________ |
|
|
Приложение 3
Приложение 4
Приложения см. файл Шаповалова Приложения.pdf
1 Иванова Л.Л. Наставничество на государственной гражданской службе: институциональный аспект // Государственное и муниципальное управление: Ученые записки СКАГС. 2012. № 4. С. 130-139
2 ФЗ РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215
3 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2338
4 Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1139 (ред. от 06.07.2010) «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации». — [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант: http://www.consultant.ru/ document/ cons_ doc_LAW_85885/
5 Приказ МЧС России от 20 июля 2009 г. № 416 «Об организации наставничества в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». — [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96385/
6 Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе. (2013 г.). / Минтруда России. — [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: http://www. rosmintrud.ru/ ministry/ programms/ /16/7
7 Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия): Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 16.05.2013 № 2061 //Якутские ведомости. 2013. № 33
8 Приказ Минпромторга России от 27 августа 2015 г. «Об организации наставничества в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации». — [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант: http://www. consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req doc;base=EXP;n= 653087#0
9 Приказ Минпромторга России от 3 июня 2015 г. «Об образовании Совета молодежи Министерства промышленности и торговли Российской Федерации». — [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации: http:// minpromtorg. gov.ru/open_ministry/advisory/adv_3/docs/
10 Приказ Министерства транспорта РФ от 11 июня 2014 г. № 157 «Об утверждении Положения о наставничестве в Министерстве транспорта Российской Федерации». — [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант: http://www.garant.ru /products/ ipo/ prime/ doc//
11 Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 228/пр «Об организации наставничества в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (в делопроизводстве Минстроя России)
12 Приложение 1. Примерная программа наставничества: приложение к Приказу Минстроя России от 31 марта 2015 г. № 228/пр «Об организации наставничества в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (в делопроизводстве Минстроя России)
13 Приложение 2. Типовой формализованный отчет: приложение к Приказу Минстроя России от 31 марта 2015 г. № 228/пр «Об организации наставничества в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (в делопроизводстве Минстроя России)
14 Приложение 3. Типовой отчет: приложение к Приказу Минстроя России от 31 марта 2015 г. № 228/пр «Об организации наставничества в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (в делопроизводстве Минстроя России)
15 Приложение 4. Типовой отчет об итогах наставничества: приложение к Приказу Минстроя России от 31 марта 2015 г. № 228/пр «Об организации наставничества в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (в делопроизводстве Минстроя России)
16 Содержательная часть мероприятий может меняться (с учетом замещаемой должности, перечня должностных обязанностей и т.п.).