Документирование процедуры государственной итоговой аттестации в вузе

Автор: Подоплелова Н.Н., Солянкина Л.Н.

  • Нормативно-правовые акты процедуры ГИА

  • Содержание мероприятий по проведению ГИА

  • Формы документов

Проводимая модернизация системы высшего образования затрагивает перестройку системы управления профессионального образования как в целом, так и ее отдельных управленческих процессов. Наиболее значимым и сложным звеном в системе обучения в учебном заведении является государственная итоговая аттестация выпускников (ГИА). Следует отметить, что несмотря на актуальность данного управленческого процесса, особенно в связи с изменениями в нормативно-правовой базе высшего образования, какие-либо методические материалы по документационному сопровождению ГИА отсутствуют.

Кроме того, организация ГИА является длительной и сложной процедурой и, по сути, продолжается в течение года, начиная с июня месяца года, предшествующего выпуску обучающихся из ВУЗа. В подготовке ГИА задействованы многие сотрудники кафедр, деканатов, административных подразделений ВУЗа. Причем основную часть данной работы выполняют сотрудники деканатов, что требует от них определенных знаний и навыков в документационном сопровождении государственной итоговой аттестации.

Прежде всего, необходимо рассмотреть нормативно-правовые акты, регламентирующие процедуру ГИА.

Основным нормативным актом в данном случае является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации». В статье 59 Федерального закона раскрыты содержательные аспекты и требования к организации и проведению итоговой аттестации:

«1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

2. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.

3. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

4. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта».

Согласно требованиям пункта 5 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ Минобрнауки России издало приказ от 29 июня 2015 года № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» (введен в действие с января 2016 г.). Данным приказом Минобразования в образовательных учреждениях высшего образования установлены требования к процедуре организации и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, завершающей освоение имеющих государственную аккредитацию образовательных программ.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральных государственных образовательных стандартов и указанного выше приказа Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 образовательные учреждения высшего образования разрабатывают внутренний локальный акт — «Положение о проведении государственной итоговой аттестации выпускников».

Данное Положение обычно содержит следующие сведения:

  • о формах государственной итоговой аттестации;

  • о требованиях к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации;

  • о требованиях, предъявляемых к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации;

  • о порядке подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации;

  • об особенностях проведения государственной итоговой аттестации для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Как и любая управленческая процедура, организация и проведение ГИА, включает несколько последовательных управленческих операций, сопровождающихся довольно большим комплексом документов. Прежде чем перейти к анализу состава документов, сопровождающих процедуру ГИА, рассмотрим содержание ее мероприятий, которые, как правило, планируются и выделяются в следующие этапы:

I этап. Подготовка ГИА

II этап. Проведение ГИА

III этап. Подведение итогов проведения ГИА.

В ходе первого этапа осуществляется перевод обучающихся на выпускной курс; проводятся работы по утверждению тем выпускных квалификационных работ и распределению выпускников на места преддипломной практики; утверждаются кандидатуры председателей ГИА; составляются перечни вопросов к государственным экзаменам и комплектуются билеты; составляется расписание ГИА; формируются составы государственных экзаменационных комиссий; готовятся сведения для приложений к дипломам; подготавливаются сведения о составе групп обучающихся, рекомендованных к прохождению ГИА.

На втором этапе проходят документированные мероприятия по сопровождению государственной итоговой аттестации выпускников.

Завершающий, третий этап работы, подводит итоги ГИА и сориентирован на представление как статистических, так и содержательных характеристик подготовки образовательной организацией выпускников на соответствие требованиям федеральных образовательных стандартов, выработку рекомендаций по совершенствованию учебного процесса.

Очевидно, что в целях успешного осуществления этапов подготовки и проведения государственной итоговой аттестации и ее документационного сопровождения, необходим инструктивный материал, который бы позволил благополучно освоить всем участникам процесса его основные положения.

В данном случае это может быть сборник (комплекс регламентирующих документов), предназначенный для руководителей и сотрудников факультетов, участвующих в проведении государственной итоговой аттестации. В сборнике должны быть представлены: график документооборота по организации ГИА; инструктивный материал для деканов и сотрудников деканатов и выпускающих кафедр; формы документов к Положению о проведении ГИА.

График документооборота по организации ГИА является основополагающим документом, четкое выполнение которого позволит избежать нарушения сроков исполнения тех или иных видов работ и выполнить все мероприятия в соответствии с требованиями нормативных документов высшей школы. В качестве примера представим фрагмент документа:

ГРАФИК ДОКУМЕНТООБОРОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

пп

Наименование

документа

Срок

представления

(первичного)

документа

Ответственный

за подготовку

документа

Куда

представляется

документ

Кто

согласовывает

документ

Срок

согласования и представления

к утверждению

Кто

подписывает

(утверждает)

документ

Кто

регистрирует

документ

Кому

доводится

документ

(копии)

Где

хранится

документ

(копии)

Примечания

1.

Приказ о переводе обучающихся на выпускной курс

30.06

Деканат

Ректор

Проректор по учебной работе

05.07

Ректор

АПУ

Деканат

АПУ


2.

Примерная тематика ВКР и магистерских диссертаций

01.09.

Выпускающие кафедры

Деканат

Совет

факультета

-

Проректор по учебной работе

УМУ

Выпускающие кафедры

УМУ


3.

Служебная записка о заказе бланков дипломов

01.10.

Деканат

УМУ

Проректор по учебной работе

15.10.

Ректор

УМУ

УМУ

УМУ


4.

Служебная записка о Председателях

ГЭК

01.10.

Деканат

УМУ

Проректор

по учебной работе

15.10.

Ректор

УМУ

УМУ

УМУ

Председатель ГЭК утверждается Минобразования не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения ГИА

5.

Программа государственного (междисциплинарного) экзамена

за 6 месяцев до начала ГИА

Выпускающие кафедры

Деканат

Совет

факультета

-

Проректор по учебной работе

УМУ

Выпускающие кафедры

УМУ


6.

Заявление обучающегося на утверждение темы ВКР.

Протокол заседания кафедры об утверждении тем ВКР

Задание на ВКР

За 6 месяцев до ГИА

Выпускающие кафедры

Выпускающие кафедры

-

-

Зав.

выпускающими кафедрами

Выпускающие кафедры

-

Выпускающие кафедры


7.

Приказ об утверждении тем и руководителей ВКР

За 6 месяцев до ГИА

Деканат

УМУ

Проректор по учебной работе

-

Ректор

АПУ

Деканат

АПУ


8.

..











Второй раздел сборника может содержать информацию о составе и сроках утверждения состава государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), требованиях к ее составу. Кроме того, здесь могут быть указаны регламентированные сведения о порядке работы ГЭК по приему государственного экзамена и защите выпускной квалификационной работы.

Новым требованием к работе ГЭК является нормативно установленное право подачи студентом апелляционного заявления о несогласии с результатами итоговой аттестации. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 в образовательной организации формируется состав апелляционной комиссии и положении о работе апелляционной комиссии. В инструктивном материале для деканов (руководителей учебных подразделений) должны быть прописаны действия председателя и членов апелляционной комиссии в случае подачи студентом апелляционного заявления.

В третьем разделе сборника публикуется перечень состава документов, отражающих все этапы подготовки и проведения мероприятий государственной итоговой аттестации с момента издания приказа о переводе студентов на выпускной курс до отчета председателя ГЭК о результатах прохождения обучающимися экзаменационных испытаний и приказа о выпуске.

Раздел III.

Перечень форм документов к Положению о проведении ГИА

1. Приказ о переводе обучающихся на выпускной курс

2. Служебная записка о согласовании кандидатуры председателя ГЭК

3. Образец письма о согласовании кандидатуры председателя ГЭК

4. Программа государственной итоговой аттестации (макет)

5. Заявление обучающегося на утверждение темы ВКР

6. Задание на выпускную квалификационную работу

7. Выписка из протокола заседания кафедры об утверждении тем ВКР

8. Перечень тем ВКР на 20__ — 20 __ учебный год

9. Отзыв руководителя о работе обучающегося по выполнению задания на ВКР (предзащита)

11. Журнал регистрации выпускных квалификационных работ

12. Сводная ведомость успеваемости обучающихся

13. Приказ об утверждении тем выпускных квалификационных работ

14. Приказ об организации преддипломной практики обучающихся

15. Отзыв на выпускную квалификационную работу

16. Рецензия на выпускную квалификационную работу

17. Форма бланка экзаменационного билета

18. Приказ о составе ГЭК

19. Приказ о допуске обучающихся к государственному экзамену

20. Приказ о допуске студентов к защите выпускных квалификационных работ

21. Протокол заседания государственной экзаменационной комиссии по проведению государственного экзамена

22. Экзаменационная ведомость по проведению государственного экзамена

23. Протокол заседания государственной экзаменационной комиссии по рассмотрению ВКР студента

24. Ведомость заседания ГЭК по оценке ВКР

25. Протокол заседания государственной экзаменационной комиссии по присвоению квалификации по направлению подготовки / специальности

26. Апелляционное заявление студента

27. Протокол заседания апелляционной комиссии

28. Заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении государственного аттестационного испытания

29. Форма Приложения к дипломам

30. Форма отчета государственной экзаменационной комиссии

31. Форма обходного листа выпускника

32. Приказ о присвоении выпускнику квалификации и его отчислении из ВУЗа в связи с окончанием обучения

Многие из перечисленных форм документов являются традиционными и используются в образовательных учреждениях высшей школы. Тем не менее обратим внимание на особенности документационного оформления некоторых мероприятий, осуществляющихся в процессе государственной итоговой аттестации, и приведем ряд примеров оформления документов. А именно:

1. Задание на выпускную квалификационную работу

2. Журнал регистрации выпускных квалификационных работ

3. Отзыв на выпускную квалификационную работу

4. Рецензия на выпускную квалификационную работу

5. Протокол заседания государственной экзаменационной комиссии по присвоению квалификации по направлению подготовки / специальности

6. Апелляционное заявление студента

7. Протокол заседания апелляционной комиссии

8. Заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении государственного аттестационного испытания

Минобрнауки России

НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗа (в соответствии с Уставом образовательной организации)

Факультет __________________________________________________________

Кафедра ____________________________________________________________

Направление подготовки / специальность ___________________________________

(код, наименование)

Утверждаю

Заведующий кафедрой

___________________________________

(ученая степень, ученое звание, фамилия инициалы)

___________________________________

(подпись)

«______»__________________ 20____ г.

ЗАДАНИЕ

на выпускную квалификационную работу


студента (ки)__________________________________________________________________

(фамилия имя отчество)

______ курса _____ группы.

1. Тема выпускной квалификационной работы

_____________________________________________________________________________

утверждена приказом ректора от «______»__________________ 20____ г.

2. Дата представления выпускной квалификационной работы на кафедру

«______»__________________ 20____ г.

3. Структура выпускной квалификационной работы (наименование глав):

Первая глава __________________________________________________________________

Вторая глава __________________________________________________________________

Третья глава __________________________________________________________________

Четвертая глава _______________________________________________________________

Приложения (схемы, таблицы)__________________________________________________

4. Сроки сдачи материалов выпускной квалификационной работы

п/п

Глава

Дата

1.

Первая глава

2.

Вторая глава

…….

………..

5. Дата выдачи задания «______»__________________ 20____ г.

6. Научный руководитель __________________________ __________________

(должность, ФИО) (подпись)

7. Научный консультант __________________________ __________________

(должность, ФИО) (подпись)

8. Задание принял __________________________ __________________

(ФИО студента) (подпись)

*Справочно прилагается перечень запланированных ОП результатов обучения (указываются шифры и содержание целевых компетенций)

Задание на выпускную квалификационную работу


Минобрнауки России

НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗа (в соответствии с Уставом образовательной организации)

Факультет __________________________________________________________

Кафедра ____________________________________________________________

Направление подготовки / специальность ___________________________________

(код, наименование)




ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ*

выпускных квалификационных работ


Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная)_______________________

Направление подготовки / специальность ___________________________

Курс _______________

Группа _____________

п/п

ФИО

студента

Тема

выпускной

квалификационной

работы

ФИО

научного

руководителя,

ученая степень,

ученое звание

Дата

прохождения

предзащиты

Дата

регистрации

ВКР

Подпись

регистрирующего

Дата

поступления отзыва

Подпись

регистрирующего

Дата

поступления рецензии

Подпись

регистрирующего
























































* Журнал ведет лаборант выпускающей кафедры


Журнал регистрации выпускных квалификационных работ

Минобрнауки России

НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗа (в соответствии с Уставом образовательной организации)

Факультет __________________________________________________________

Кафедра ____________________________________________________________

Направление подготовки / специальность ___________________________________

(код, наименование)

ОТЗЫВ *

на выпускную квалификационную работу

Студента (ки) _________________________________________________________________

(ФИО)

Курс_______ Группа ____________ Форма обучения ______________________________

Тема выпускной квалификационной работы _______________________________________

.....

1. Соответствие содержания работы теме, актуальность темы, научность_______________

....

2. Уровень теоретической разработки темы ________________________________________

3. Связь теоретического исследования с практическим решением поставленных задач __________________________________________________________________________....

.

4. Степень самостоятельности раскрытия темы _____________________________________

.....

5. Логичность, четкость, грамотность изложения материала __________________________

.....

6. Обоснованность, новизна выводов, практическая ценность полученных результатов. Рекомендации к публикации, внедрению, представлению на конкурс __________________

.....

7. Соблюдение правил оформления работы ________________________________________

.....

8. Заключение о соответствии работы предъявляемым требованиям ___________________

.....

Научный руководитель _________________________________________________________

(должность, ученая степень, ученое звание, ФИО)

«______»__________________ 20____ г. Подпись ____________

* Отзыв должен содержать (по каждой позиции) конкретные выводы и значения, подкрепленные ссылками на страницы работы

Отзыв на выпускную квалификационную работу


Минобрнауки России

НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗа (в соответствии с Уставом образовательной организации)

Факультет __________________________________________________________

Кафедра ____________________________________________________________

Направление подготовки / специальность ___________________________________

(код, наименование)

РЕЦЕНЗИЯ*

на выпускную квалификационную работу

Студента (ки) ______________________________________________________________

(ФИО)

Курс_______ Группа _____________ Форма обучения ___________________________

Тема выпускной квалификационной работы ____________________________________

1. Актуальность избранной темы_______________________________________________

2. Структура и объем выпускной квалификационной работы _______________________

3. Анализ использованных источников _________________________________________

* Рецензия должна содержать (по каждой позиции) конкретные выводы и значения, подкрепленные ссылками на страницы работы.

4. Связь теоретического исследования с практическим решением поставленных задач __________________________________________________________________________

5. Логичность, четкость, грамотность изложения материала ________________________

6. Обоснованность, новизна выводов, практическая ценность полученных результатов. Оценка уровня достижения студентом запланированных результатов выполнения ВКР. Рекомендации к публикации, внедрению, представлению на конкурс ________________

7. Рекомендации к защите в Государственной экзаменационной комиссии ___________

Рецензент ___________________________________________

(ФИО)

Место работы, должность (ученая степень, ученое звание) ________________________

___________________________________________________________________________

«______»__________________ 20____ г. Подпись ____________


М.П.


Рецензия на выпускную квалификационную работу


Минобрнауки России

НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗа (в соответствии с Уставом образовательной организации)

Факультет __________________________________________________________

Кафедра ____________________________________________________________

Направление подготовки / специальность ___________________________________

(код, наименование)


ПРОТОКОЛ № ______

заседания Государственной экзаменационной комиссии

«____» _________20___ г. с _____ час. _______ мин. до ____ час. ___ мин.

О присвоении квалификации студентам

по результатам государственной итоговой аттестации

и выдаче диплома о высшем образовании


Направление подготовки / специальность _________________________________________

(код, наименование)

Присутствовали:

Председатель ГЭК _____________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, степень, звание)

Зам. председателя ГЭК _________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, степень, звание)

Члены ГЭК: ___________________________________________________________________________...

Студент (ка) _________________________________________________________________

(ФИО)

Сдал (а) государственный (междисциплинарный) экзамен с оценкой:

_______________________ ______________________

(оценка) (дата сдачи)

и защитил (а) выпускную квалификационную работу с оценкой:

_______________________ _______________________

(оценка) (дата сдачи)

Присвоить студенту (ке) _____________________ квалификацию бакалавр / бакалавр

(Ф.И.О.)

Направление подготовки _______________________________________________________

(код, наименование)

Профиль ____________________________________________________________________

( наименование)

Выдать диплом о высшем образовании: ______________________________________

(с отличием / без отличия)

Особые мнения членов комиссии _________________________________________________________________________ …

Председатель экзаменационной комиссии ______________________ /________________/

(подпись) (Ф.И.О.)

Зам. председателя ГЭК______________________________________ /________________/

(подпись) (Ф.И.О.)

Члены комиссии _______________________________________________________________


Секретарь ГЭК ______________________ /________________/

(подпись) (Ф.И.О.)


Протокол заседания государственной экзаменационной комиссии по присвоению квалификации по направлению подготовки / специальности.


Минобрнауки России

НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗА (в соответствии с Уставом образовательной организации)

Факультет __________________________________________________________

Кафедра ____________________________________________________________

Направление подготовки / специальность ___________________________________

(код, наименование)


Ректору ________,

Председателю апелляционной комиссии

Ф.И.О.

от студента (ки)____ курса _____ группы

____________________ формы обучения

___________________________________

(ФИО)

Тел._______________________________

(домашний / рабочий )

___________________________________

(сотовый)

e-mail:______________________________



АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о нарушении процедуры проведения государственного аттестационного испытания


Прошу рассмотреть мою апелляцию о проведении аттестационного испытания _____________________________________________________________________________

(государственный экзамен или защита ВКР)

проводимого «_____» ________________ 201__ г.

Содержание претензии:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Указанный факт(ы) существенно затруднил (и) для меня выполнение заданий (защиту ВКР), что могло привести к необъективной оценке.

__________________________________

подпись

«______»__________________ 201___ г

Апелляционное заявление студента



Минобрнауки России

НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗа (в соответствии с Уставом образовательной организации)


ПРОТОКОЛ № _____ от «____» _________ 20 _____ г.

заседания апелляционной комиссии


по направлению подготовки (специальности) ______________________________________

(код)

____________________________________________________________________________

(наименование)

Присутствовали: Председатель комиссии — ректор _____________________Ф.И.О.

Члены комиссии: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Слушали апелляционное заявление студента ____________________________________

(Ф.И.О.)

К заявлению прилагаются: копия протокола заседания ГЭК (Приложение), заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении государственного аттестационного испытания; письменные ответы обучающегося (при наличии) (для рассмотрения апелляции по проведению государственного экзамена) либо ВКР, копии отзыва и рецензии (для рассмотрения апелляции по проведению защиты ВКР).

2. Постановили (варианты):

- Апелляцию отклонить.

- Апелляцию удовлетворить. Результат проведения аттестационного испытания аннулировать. Студенту ______________________________________________________

(Ф.И.О.)

Предоставить возможность пройти ГИА в дополнительные сроки.

Председатель апелляционной комиссии

Ректор ______________________ Ф.И.О.

(подпись)

Секретарь ______________________ /________________/

(подпись) (Ф.И.О.)


Ознакомлен:

Студент ______________________ ________________ «____»_________ 201_ г.

(Ф.И.О.) (подпись)


Протокол заседания апелляционной комиссии



Минобрнауки России

НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗа (в соответствии с Уставом образовательной организации)





Ректору _______,

Председателю апелляционной комиссии

Ф.И.О.





Заключение

председателя государственной экзаменационной комиссии

о соблюдении процедурных вопросов

при проведении государственного аттестационного испытания



Проведение аттестационного испытания ___________________________________

(государственный экзамен или защита ВКР)

по направлению подготовки (специальности) ______________________________________

(код)

____________________________________________________________________________

(наименование)

студента (ки) _________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

осуществлялось в соответствии с «Положением о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в _____________», утвержденном приказом ректора от __.__.20__ г. № _______. Нарушения в процедурных вопросах отсутствуют.





Председатель экзаменационной комиссии ______________________ /________________/

(подпись) (Ф.И.О.)

«______»__________________ 201__ г.


Заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении государственного аттестационного испытания

Таким образом, документирование деятельности по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации в ВУЗе является многоэтапным и протяженным во времени процессом. Четкая регламентация исполнения всех этапов ГИА даст возможность педагогическому составу и учебно-вспомогательному персоналу образовательной организации высшего образования успешно справиться с их функциональными обязанностями.