Деятельность Пермской духовной консистории по организации документирования актов гражданского состояния на территории Прикамья в дореволюционный период

Автор: А.И. Исаченкова

А.И. Исаченкова, проф. Западно-Уральского института экономики и права (г. Пермь)

  • Образование Пермской епархии и консистории
  • Функции и направления деятельности консистории
  • Видовой состав документов консистории
  • Ведение метрических книг в церквях

В соответствии с церковным устройством территория российского государства подразделялось на епархии. Епархия – это церковно-административный округ, состоящий из благочинных округов, которые в свою очередь подразделялись на приходы. Каждую епархию возглавлял епископ (он же епархиальный архиерей).

Управлением епархии ведали особые учреждения – духовные консистории, созданные в 1744 году. Духовной консисторией называлось присутственное место, посредством которого производилось управление и осуществлялся духовный суд в епархии. Они находились под непосредственным начальством епархиальных архиереев и состояли в ведении Святейшего Синода.

История возникновения Пермской епархии восходит к XIV веку, когда в 1387 году в Усть-Выме она была официально утверждена во главе с епископом Стефаном Пермским.

В 1796 году Пермское наместничество переименовали в губернию, а 16 октября 1799 г. по представлению Синода императором Павлом I был подписан Указ о создании Пермской епархии. Торжественное открытие епархии и духовной консистории состоялось 4 марта 1800 года.

Новая епархия была сравнительно невелика, включала 12 городов с уездами, в ней насчитывалось всего 393 храма, причем во многих из них не хватало священнослужителей. В связи с этим Пермская епархия была отнесена к третьему – низшему классу, и по смете Святейшего Синода ей предполагалось наименьшее содержание из средств государственной казны. Только в 1867 г. деление епархий на классы было отменено.

В ведении Пермской духовной консистории, в соответствии с указом Синода от 3 апреля 1800 года было оставлено 8 духовных правлений – Кунгурское, Соликамское, Чердынское, Екатеринбургское, Верхотурское, Камышловское, Долматовское и Ирбитское. Церкви в каждом уезде губернии, согласно церковным нормам, распределялись по благочинным округам, подчиненным Пермской духовной консистории непосредственно или через духовные правления некоторых крупных уездов.

Недостаток церквей в Пермской епархии долгое время был довольно ощутим. Несмотря на то, что к 1884 году их насчитывалось 827, в отдельных уездах (например, Соликамском) имелись приходы, объединявшие от 7 до 8 тыс. человек, в то время как в целом по епархии на одну церковь приходилось около 4 тыс. прихожан .

Важнейшим событием второй половины XIX века (1885 г.) стало отделение от Пермской епархии ее восточной части – Екатеринбургской.

С момента образования и практически до 1917 года пермские епархиальные власти проводили неоднократные реорганизации благочинных округов. Это выражалось в перераспределении церквей по округам, объединении, упразднении или создании новых.

На рубеже XIX–XX вв. в Пермской епархии, после отделения Екатеринбургской части, насчитывалось 19 монастырей, 474 действующие церкви, распределенные по 27 благочинным округам. На территории епархии, занимающей примерно 384 тысячи квадратных километров, проживало полтора миллиона православных верующих, 150 тысяч старообрядцев, более 100 тысяч мусульман, свыше 20 тысяч язычников и 3 тысячи католиков и лютеран.

Административно-территориальные и церковно-епархиальные преобразования не отражались на содержательных сторонах деятельности духовных консисторий. Консистория принимала указы только от Синода, и кроме Синода и епархиального архиерея никто не имел права вмешиваться в ее дела, отменять ее решения и распоряжения по вопросам, входящим в круг деятельности духовного ведомства.

Устав Духовных консисторий регламентировал и регулировал все направления ее деятельности. На консисторию были возложены разные функции. Важнейшей из них являлась охрана и распространение православной веры, включая цензуру проповедей священнослужителей в церквях, контроль за состоянием церковно-приходских школ и училищ, борьбу с расколом и обращение иноверцев в православие.

Консистория контролировала должностных лиц по ведению и хранению церковных документов, занималась благоустройством и сооружением церквей, осуществляла надзор за хозяйственным управлением монастырей. Она была уполномочена избирать и определять духовных лиц на места и должности, принимать в духовное звание, утверждать церковных старост, рассматривать сведения о пострижении в монашество и др.

Консистория осуществляла также епархиальный суд. Епархиальному суду подлежали люди духовного и светского звания. Духовные лица судились за преступления против должности, благочиния, благоповедения; по взаимным спорам, возникающим в процессе пользования церковной собственностью; по жалобам духовных и светских лиц за нарушение обязательств. Людей светского звания судили по делам о незаконных браках, о расторжении браков и по поступкам, подвергающим виновного церковной епитимии (наказания, взыскания).

Свои функции консистория осуществляла через духовные правления, благочинных, настоятелей монастырей.

Согласно Духовному регламенту 1841 года духовные правления обязывались бороться с расколом, выдавать по требованиям рекрутских присутствий выписки из метрических книг, проводить освидетельствование церковных построек, допрашивать свидетелей духовного звания на территории данного духовного правления и др.

Благочинные следили за деятельностью подведомственных приходов, доводили до них распоряжения властей. В конце каждого года благочинные составляли отчеты о состоянии своего округа, которые направлялись в консисторию. В них характеризовалось не только духовенство, но и паства, сообщалось о состоянии школ, больниц, богаделен при церквах, о ведении церковной документации, в том числе метрических книг.
Первичным звеном епархиального управления являлись приходы – низшая церковно-административная единица, содержащая храм и общину верующих с клиром. В приходах велось обширное делопроизводство: в церквях оформлялись приходно-расходные книги, составлялись исповедные росписи, велись метрические книги, в которых регистрировались акты гражданского состояния, клировые ведомости и др.
Являясь центральным органом епархиального управления, консистория состояла из присутствия и канцелярии. В состав присутствия на общественных началах входили представители духовенства, которых назначал епархиальный архиерей из числа наиболее образованных и опытных священнослужителей, отличавшихся примерным поведением. Это были архимандриты, игумены, протоиереи и иереи.
В задачи канцелярии входило производство дел. Все дела, поступающие на рассмотрение в консисторию, должны были решаться единогласно. При возникновении разногласий секретарь должен был представить объяснение сути дела и тех законов, на основании которых могло быть принято решение. В подобных случаях в протоколе фиксировалось мнение большинства присутствующих при обсуждении вопроса. Все постановления консистории представлялись на утверждение Пермскому архиерею.
Ведение делопроизводства консистории возлагалось на канцелярию, возглавляемую секретарем. Секретари канцелярий являлись ключевой фигурой любой консистории, поскольку назначались на эту должность не епархиальными архиереями, а Святейшим Синодом из числа светских людей. Один из исследователей писал, что «в масштабе епархии секретарь консистории являлся маленьким подобием обер-прокурора при Синоде»
.
Как правило, секретари Пермской консистории были достаточно образованными людьми. Четверо из них в разное время редактировали «Пермские епархиальные ведомости».
Для хранения документов существовал архив, которым ведал архивариус, избираемый из числа наиболее благонадежных чиновников канцелярии. Благодаря строгой отчетности и церковной дисциплине, архив Пермской духовной консистории сохранил большое количество документов.
С точки зрения документационного обеспечения управленческой деятельности епархии, роль духовной консистории проявлялась в том, что она тщательно готовила всю документацию к бракоразводному процессу, выдавала приходским церквям метрические книги для регистрации актов гражданского состояния, выписки из них, предоставляла ведомости для ведения всех церковных документов, контролировала правильность их ведения и сохранность.

Имеющиеся в фондах Государственного архива Пермской области документы представлены различными видами. Среди них указы Синода и Пермской консистории, консисторские и приходские экземпляры метрических книг, приходские отчеты, различные реестры, описи, акты, протоколы собраний, исповедные ведомости, книги брачных обысков и документы к ним, разрешения на вступление в брак, выписки из метрических книг, весь комплекс бракоразводных документов, свидетельства, справки, прошения, отчетная документация в виде статистических сводок, сделанных на основании метрических книг и многое другое.
Метрические книги представляют собой совокупность записей актов гражданского состояния, удостоверяющих события рождения (крещения), бракосочетания (венчания), смерти (погребения). Религиозные обряды проводились приходскими священнослужителями, которые осуществляли и соответствующие записи в метрических книгах.
Метрическая книга, которая велась в церкви, имела название приходского экземпляра. Она велась по географическому принципу (названию прихода и местности) с соблюдением хронологии дат. Экземпляр для консистории формировался тем же приходским священником, который после окончания года делал список со всех трех частей метрической книги в форме тетради, и в первых числах января направлял в консисторию.
Метрические книги на основании статуса церкви можно разделить на:

  • книги приходских церквей, в том числе соборов, монастырей, заводов;
  • книги бесприходных церквей: казенных и богоугодных заведений, кладбищенские;
  • книги полковых священников и капелланов (метрическая книга капеллана при Пермском гарнизонном батальоне).

В условиях развития капиталистических отношений и частной собственности общественно-правовое значение метрических записей значительно возросло. Это нашло свое отражение в нормативном регулировании выдачи метрических свидетельств. До 1824 года выдача метрических свидетельств практиковалась в сугубо казенных интересах и осуществлялась консисториями только по требованию присутственных мест. С 1824 года было разрешено в виде исключения выписывать метрические свидетельства частным лицам, принадлежащим к «свободным состояниям», с указанием цели выдачи.
Указами Синода от 1835, 1845 и 1851 годов было разрешено выдавать свидетельства во всех случаях. Был установлен порядок выдачи метрических свидетельств, выписок и справок из них. Они выписывались только консисториями, причем проводилась тщательная проверка и сличение этих документов с подлинными метрическими книгами. При этом требовалось, чтобы запись в ней соответствовала оригиналу записи в метрической книге.
Выдача метрического свидетельства производилась по письменному ходатайству просителя в консисторию после уплаты гербовой пошлины. В случае его утери выдавалась копия, но необходимо было получить законное доказательство утраты свидетельства. Таким доказательством являлась публикация объявления об утере в «Губернских ведомостях». По просьбе частных лиц оформлялись справки и копии, основанные на записях в метрических книгах.
Синод не запрещал приходским священникам выдавать выписки из метрических книг, хранящихся в церкви, но подчеркивал юридическое значение лишь консисторских свидетельств.
Метрические книги Пермской губернии хранятся не только в фонде № 37 «Пермская духовная консистория ведомства православного исповедания», но и рассредоточены по другим многочисленным фондам ГАПО. Для лучшей ориентации в системе метрических книг пермскими архивистами создан электронный межфондовый указатель, насчитывающий 12915 записей метрических книг. Самая ранняя метрическая книга датирована 1760 г., а более поздняя – 1919 г. Кроме того, архивные коллекции метрических книг церквей Пермской губернии (приходские экземпляры) имеются в муниципальных архивах городов и районов края.
В фонде Пермской консистории хранятся рукописные и печатные копии указов Сената о рождении, бракосочетании и кончине лиц императорской семьи, присланных из Синода для ознакомления, указы Синода и Пермской духовной консистории по разнообразным вопросам, входившим в компетенцию этих учреждений.
Кроме того, духовным правлениям и благочинным направлялись предписания о соблюдении правил венчания и расторжения браков; о правилах составления брачных обысков; о запрещении венчать беглых и крепостных без разрешения владельцев; об испытании женихов в знании символов веры, молитв и десятословия; о запрещении хоронить умерших и крестить новорожденных без извещения полиции и т.п.
Особое внимание, как со стороны Синода, так и Пермской духовной консистории, обращалось на ведение метрических книг. Циркулярные указы Синода содержали требования точного соблюдения установленной законом формы метрических книг, включая обязательное отражение в первой части книг и метрических выписках сословия и звания родителей и место рождения ребенка; напоминания правил заполнения всех трех частей метрических книг, в связи с выявленными недостатками в записях о рождении, бракосочетании и смерти. Священнослужители получали из консистории образцы форм метрических книг с примерами полных записей по каждой из ее частей.
Предписания Пермской духовной консистории основывались на указах Синода, циркулярах обер-прокурора, отношениях пермского губернатора, председателя губернского статистического комитета, пермского уездного воинского начальника, материалах судебных следователей о кровосмешении, членов ревизионной комиссии, рапортов благочинных о состоянии церковной документации и др.
Через «Указы его императорского величества самодержца всероссийского из Пермской духовной консистории» священнослужителей информировали о важнейших политических, военных и церковных событиях в жизни государства, обстоятельствах и фактах, связанных с правилами документирования гражданского состояния личности. Так, в связи с установленным фактом венчания брака с 4 степенью родства, была разработана и разослана во все причты церквей Пермской епархии новая форма брачного свидетельства.
В отчетах членов ревизионной комиссии и благочинных церквей содержалась реальная картина состояния дел в отношении ведения метрических книг на протяжении двух столетий.
Нормативными предписаниями на благочинных возлагалась обязанность при инспектировании церквей внимательно просматривать все записи в трех частях метрических книг. После проверки благочинный обязан был составить протокол освидетельствования метрических книг с указанием в нем всех найденных пропусков и неточностей. В протокол допускалось вносить объяснения настоятелей церкви и их помощников о причинах допущенных неисправностей и пропусков.
В соответствии с указом Синода от 31 декабря 1855 года благочинным не разрешалось уезжать из инспектируемого причта до тех пор, пока не будут исправлены все ошибки. После этого он должен снова внимательно проверить исправленные записи, кратко пояснить, какие именно записи при нем исправлены, а затем расписаться во всех трех частях в обоих экземплярах метрических книг. Кроме того, в конце года причты обязаны были представить благочинному для «обозрения» консисторский и приходской экземпляры книг с подписями причта.
К сожалению, на практике не все благочинные представляли протоколы освидетельствования метрических книг. В связи с этим при Пермской духовной консистории в 1883 году учреждается «поверочная комиссия» для проверки метрических книг. В случае повторного допущения ошибок и неисправностей причты церквей подвергались строжайшему взысканию, вплоть до «отрешения от места», а на благочинных накладывались взыскания.
В указе Пермской духовной консистории от 19 июня 1910 года отмечено «… что метрические книги причтами церквей Пермской епархии до сих пор в большинстве случаев ведутся неисправно, а иногда прямо небрежно». В этом же указе на четырех листах печатного текста приведены примеры актовых записей из метрических книг сел Пермского, Чердынского, Осинского, Кунгурского, Соликамского уездов, церквей Добрянского завода, содержащие пропуски и неправильные записи отдельных сведений о родившихся, бракосочетавшихся и умерших. Опускались сведения о званиях родителей, о воспреемниках и поручителях, о вероисповедании жениха и невесты. Имелись пропуски дат, ошибки в именах, неправильно выводились итоги за месяц о родившихся и умерших. Оказывались незаписанными в метриках даже дети самих священнослужителей.
В метрических книгах встречаются сокращения слов, подчистки и поправки, зачеркивания и приписки, несоблюдение порядка и формы записей. Как отмечено в указе «…в каллиграфическом отношении метрические книги ведутся небрежно, замечается общая неряшливость, употребление плохих чернил, которых через десятки лет не будет возможности читать…».
Благочинный 1-го округа Оханского уезда в своем отчете докладывает, «…что почти повсеместно письмоводством занимаются псаломщики, а они плохие писцы и неблагонадежны, допускают недописки, пропуск №№, исправления и подчистки…».
Выявленные недостатки зачастую связаны и с тем, что записи в метрические книги иногда фиксировались «на память», т.е. через несколько дней после события, или на листках бумаги и в черновых тетрадях одним из священнослужителей, который впоследствии забывал вписать в метрическую книгу совершенное событие. Между тем, правилами предписывалось, чтобы такие записи производились или самим священником, или под личным его наблюдением через дьякона или причетника, умеющего писать хорошо и четко.
На основании материалов, подготовленных и рассмотренных консисторией по вопросу о принятии мер к устранению неисправностей и небрежного ведения метрических книг причтами церквей Пермской епархии за период с 1860 по 1910 годы, была утверждена специальная резолюция от 13 мая 1910 года. В соответствии с этим документом во все церковные учреждения епархии были направлены обобщенные материалы проверки состояния ведения метрических книг, а также последнее издание книги С.П. Григоровского «Сборник церковных и гражданских законов о браке и разводе, узаконении, усыновлении и внебрачные дети» для руководства по вопросам ведения метрических книг.
Наказанию в виде штрафа священнослужители подвергались и за незнание законоположения в отношении выдачи метрических документов. Так, своим определением от 26 августа 1910 года, в соответствии с п. 9 статьи 176 Устава духовных консисторий, Пермская духовная консистория постановила: за нарушение правил выдачи метрических выписей о рождении малолетних фабричных рабочих подвергнуть штрафу священника в размере 15 руб., псаломщика – 2 рублей, а с благочинного взыскать 10 рублей в пользу вдов и сирот духовного звания.
Многочисленные недостатки, выявленные в отношении ведения метрических книг в приходах, напрямую связаны с образовательным уровнем священнослужителей. В данном случае уместно сказать и о кадровом составе церковных служителей Пермской епархии.
Для подготовки образованного духовенства, в 1800 году в Перми была открыта духовная семинария, которая до 1916 года была единственной на Урале. При семинарии существовала школа для обучения будущих причетников – младших служителей церковного причта. В 1818 году в Перми открывается и духовное училище.
Выпускники семинарии отправлялись служить в приходы, многие становились преподавателями уездных и приходских училищ, некоторые поступали в духовные академии.
Численный состав духовенства Пермской епархии до ее разделения в 1885 году на Пермскую и Екатеринбургскую составлял: 937 священников, 155 диаконов, 452 псаломщика на 827 приходов
. Ситуация с образовательным уровнем священнослужителей особенно усугубилась в конце XIX–начале XX вв.
«При некоторых церквах, – говорится в одной из резолюций преосвященного Мелентия, – из наличных причетников нет ни одного, который бы порядочно умел писать, и по этой причине метрические книги… не заполняются по полугоду и более, то есть доколе не прибудет благочинный со своим писарем»
.
В 1908 г. митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) утверждал, что в Пермской епархии половина священников не получила среднего и даже низшего образования. «Назначения на священническую должность носят случайный характер», – писал в 1908 г. пермский губернатор А.В. Болотов.
Ссылаясь на указы Синода от 4 марта 1886 г., 23 декабря 1889 г. и 29 мая 1903 года, Пермская духовная консистория неоднократно обращала внимание духовенства на роль и значение метрических свидетельств и записей «…как документов, свидетельствующих наряду с другими, о правах гражданского состояния, почему они и бывают необходимы для каждого отдельного лица в разнообразных условиях его личного, семейного и общественного быта; всякая неточность и погрешность в выдаваемых церковными причтами метрических свидетельствах, выписях и справках сопровождаются в практическом отношении разными неудобствами, затруднениями, хлопотами и другими неблагоприятными последствиями для лиц, нуждающихся в этих документах, а вместе с тем осложняют и делопроизводство в самих консисториях, обременяя их делами, возникновение которых, при правильном ведении записей в метрических книгах, не могло бы иметь места».
С позиции сегодняшнего дня, следует заметить, что не ослабевает, а возрастает интерес многих исследователей, краеведов и жителей Пермского края к метрическим книгам, с помощью которых изучается не только демографическая ситуация конкретных территорий в разные исторические периоды, но и проводятся генеалогические разыскания. Поэтому метрические книги, которые созданы трудом многих священноцерковных служителей, будут еще долго востребованы как исторические источники о населении края и российского государства.

Список использованных архивных фондов
Государственного архива Пермской области

  • ГАПО. Фонд 37. Пермская Духовная консистория Ведомства православного исповедания. 1723–1920 гг. Оп. 1–7. 2964 ед. хр.
  • ГАПО. Фонд 65. Канцелярия Пермского губернатора. 1723 – 1917 гг. Оп. 1 – 5. 4265 ед. хр.
  • ГАПО. Фонд 109. Благочинные церквей Градо-Осинского округа Пермской духовной консистории (г. Оса) 1759–1922 гг. Оп. 1. 193 ед. хр.
  • ГАПО. Фонд 195. Благочинные церквей 1,2 и 3 округов Пермского уезда Пермской духовной консистории 1744–1925 гг. Оп. 1. 79 ед. хр.
  • ГАПО. Фонд № 198. Правление Пермского архиерейского дома г. Перми Ведомства православного исповедания. 1718–1918 гг. Оп. 1. 618 ед. хр.
  • ГАПО. Фонд 415. Воскресенская церковь Пермской ведомства православного исповедания (г. Пермь, Пермской губернии). 1869–1924 гг. Оп. 1. 26 ед. хр.
  • ГАПО. Фонд 442. Осинский Успенский собор ведомства православного исповедания (г. Оса, Пермской губернии). 1778–1937 гг. Оп. 1. 73 ед. хр.
  • ГАПО. Фонд 636. Екатеринбургское духовное правление Пермской духовной консистории. 1744–1862 гг. Оп. 1. 16 ед. хр.
  • ГАПО. Фонд № 664. Канцелярия Пермского епархиального архиерея. 1728–1918 гг. Оп. 1. 35 ед. хр.

 

Трапезников В.Н. Летопись города Перми / Гос. архив Перм. обл. – Пермь, 1998. – с 32.

Вяткин В.В. История Пермской епархии в XIX – начале XXI века: формы и методы церковной деятельности, государственно-церковные отношения: дисс. ... канд. ист. наук / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2005. – С. 29.

Из истории религии в Прикамье: справочник в 2-х т. – Пермь, 2000. – Т.1. Ч.1. / М.Г. Нечаев. – С. 10 – 12.

Дмитриев С.С. Православная церковь и государство в предреформенной России // История СССР. – 1966. – № 4. – С. 51.

Церковная документация, связанная с актами гражданского состояния, в большом количестве находится в фонде № 37 «Пермская духовная консистория ведомства православного исповедания», в фондах духовных правлений и церквей, в фондах благочинных церквей разных округов, подведомственных консистории. Обзор церковной документации, находящейся на хранении в Государственном архиве Пермской области (ГАПО), представлен в специальном издании, подготовленном сотрудниками архива.

Пермский епархиальный адрес-календарь на 1885 г. – Пермь, 1884. – С. 184.

Шестаков Иаков, священник. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии. – Пермь, 1899. – С. 122.