Насколько часто есть манипуляции в IT?
Очень часто. Если в продажах и переговорах манипуляции считаются чем-то обычным, то среди коллектива разработчиков это однозначно "фууу! так нельзя".
Для примера, диалог о повышении зарплаты без манипуляций звучит так:
— Повысь мне зарплату до N рублей
— Хорошо, с сегодняшнего числа
"Мне предложили место в фирме X", "У меня ребенок родился", и даже банальное "Пожалуйста" — это уже манипуляции.
Вообще, манипуляция — это попытка поменять поведение или восприятие мира у другого человека скрытым, нечестным или насильственным способом. А вот где проходит граница — у каждого она своя. Примерьте на себя:
-
Выйди на работу на выходных
-
Выйди на работу на выходных, это очень важно для нас
-
Выйди на работу на выходных, это очень важно для заказчика
-
К утру понедельника эта задача должна быть протестирована
-
Если не сделаешь к вечеру субботы — ночевать будешь на работе
-
Если успеем — будем молодцы
-
Эта задача — это баг, который мешает работать тысяче человек по всему земному шару. Успеем исправить до начала рабочей недели — будет огромный плюс в карму.
Что такое неосознанная манипуляция?
В отношении к манипуляциям здесь забавная оговорка — если манипулятор отдает себе отчет, что манипулирует — то он плохой. А если манипулирует потому, что у него такой стиль общения еще с детского сада — то это нормально.
Следствие: "Если я узнаю про манипуляции больше, я могу увидеть неосознанные манипуляции от себя" => "я стараюсь поступать хорошо, поэтому мне придется отказаться от этих манипуляций" => "вместо привычного стиля поведения мне придется искать что-то новое" => "я ничего не хочу знать про манипуляции"
По сути, неосознанная манипуляция — это такая манипуляция, при которой манипулятор не признается, даже самому себе, что манипулирует. Большинство манипуляций не осознается.
К чему могут привести манипуляции?
Всякая манипуляция строится на обмане или утаивании части правды, поэтому цели манипуляции такие же как и цели обмана, — получить для себя выгоду. Выгода может быть психологической — уважение, поддержка, жалость, разделение ответственности и даже любовь других. Может быть материальной — новый компьютер или прибавка к з/п. Может быть услугой — помощь в работе, бесплатная консультация.
Вот представьте — на кухне рядом с кофейным автоматом собралось несколько сотрудников. Кто-то устал и нуждается в поддержке товарищей. Если он скажет прямым текстом "я устал, похвалите и поддержите меня" — его не поймут. А вот если сказать "сверху опять прислали дурацкое изменение в требованиях, прямо не знаю, что делать..." — то вроде и можно. И тут начинается игра "почему бы тебе не... — Да, но..."
К чему могут привести игры?
Обычно, игры отнимают время. Много времени. А на выходе дают эмоции — большей частью отрицательные. Хотя и позитивные бывают. Например, если в ситуации с жалобой у кофейного автомата сотруднику удастся доказать всем, что их советы не работают в этой ситуации — он будет чувствовать удовлетворение и злорадство. А окружающие — разочарование "я не сумел" и злость "час времени угробил". Потом участники разойдутся по рабочим местам, и куда-то выльют эти эмоции. Или на коллег, или задавят в себе. Второй вариант часто ведет к хроническим болячкам — сердце, дыхание, головные боли и прочие прелести психосоматики.
Как понять, что сейчас начнутся манипуляции и игры?
Чаще всего, это происходит тогда, когда кто-то занимает позицию:
-
Я точно знаю, как надо делать. Слушайте меня и будет вам счастье!
"В этой ситуации использование JQuery неоправданно, лучше брать чистый JS"
Это позиция Родителя -
"Я сделал всё по инструкции, а оно всё равно не работает" или "Я эту задачу делать не хочу и не буду".
Это позиция Ребенка
Есть еще третий вариант — игру начинает человек, который очень четко понимает, что происходит, зачем ее начинает и т.д. Такие есть среди опытных переговорщиков, продажников, психологов, политиков и т.д.
В чем основные плюсы и минусы манипуляций?
Плюсы:
-
можно быстро получить результат.
"Ты сказал, что закончишь за два дня. Сегодня — третий. Когда будет?". Скрытое послание "какой же ты специалист после этого?" заставит человека работать очень много и быстро -
можно использовать привычные инструменты. "Нет нерешаемых проблем, есть слишком маленькие молотки"
"Ты что предпочитаешь — чтобы все считали тебя необязательным, или таки сделаешь вовремя?" строится на детском "Ты сразу кашу есть будешь, или сначала по попе?".
Минусы:
-
человек, который почувствовал, что им манипулируют, обычно злится, обижается, и т.д. Под эмоцией человек работает с низким КПД — мысли-то на обидчика соскальзывают.
-
человек постарается отомстить.
Чем манипуляции грозят команде?
Это дорого. Просто дорого. Кто-то платит деньгами (рабочее время утекает), кто-то сроками (а работать когда?), кто-то нервами. Потом кто-то увольняется.
Что делать с игроками и манипуляторами?
Хорошо помогает отслеживание своего вхождения в игру. Можно посмотреть нашу статью Как не попасть в треугольник Карпмана-Бёрна
Беседовала Екатерина Кахраман.