Кандидат с амбициями – нужен ли такой компании?

Кандидат с амбициями – нужен ли такой компании?
Вопрос о том, насколько амбициозен кандидат на ту или иную важную для компании должность, часто поднимается во время интервью. Важно в самом начале работы выяснить, что больше занимает будущего сотрудника - быстрый карьерный рост или стремление к совершенствованию в профессии. Конечно, ничего плохого в амбициозности нет, и без этой черты характера часто бывает сложно построить хорошую карьеру, да и компаниям вполне возможно монетезировать амбиции будущего сотрудника. Другое дело, что у большого процента кандидатов большие амбиции в плане оплаты труда и карьерных продвижений не подкреплены ни соответствующим его запросам навыками, ни трудоспособностью.
Как правило, такого человека несложно узнать по тому, как он ведет себя на собеседовании -  подробное перечисление условий, при которых он согласится работать, среди которых слишком быстрый карьерный рост, частое повышение зарплаты, и очень мало информации о том, что его деятельность может реально принести компании. Не часто без меры амбициозные кандидаты упоминают и том, собираются ли они повышать квалификацию, участвовать в мотивационных и иных тренингах, посещать семинары и курсы.
В основном, такое поведение свойственно поколению, родившемуся  в 90- годах, но и представители старших поколений часто пытаются замаскировать не очень успешный опыт работы солидным внешним видом и туманными намеками на обладание "Святым Граалем" профессии.
Отношение руководителей компаний к амбициозным кандидатам.
Что интересно, руководители компаний, работающих в одной сфере, далеко не всегда имеют единое мнение о необходимости амбиций у кандидата. Это зависит от того, какие цели первичны для вакансии. К примеру, если требуется не только профессионал, а есть необходимость через некоторое время возглавить отдел или подразделение. Или, наоборот, близкой возможности для карьерного роста не предвидится, и ищут крепкого в профессии человека на важный участок работы. В первом случае конечно, претендентов обычно больше, чем во втором.  Второй вариант, вполне возможно, через определённое время предоставить возможность повышения, но вот слишком амбициозный кандидат откажется от него, ввиду неясной перспективы карьерного роста.
Для одних руководителей важнее знать, насколько серьёзно человек относится к вакансии, и планирует ли он связать свою дальнейшую карьеру лишь с ней, совершенствуясь, как профессионал. Другие хотят принять на работу только уже "готовых" специалистов, даже, если есть опасения, что человек, не задумываясь, сменит место на более доходное при случае. Кто - то считает, что без амбиций в их бизнесе и делать нечего, и обещают особо терпеливым  обязательные ступеньки по карьерной лестнице, считая, что именно амбиции помогут стать более эффективным. А иногда уточнение в резюме о том, что кандидат обладает определёнными амбициями, помогает  занять конкурентную должность.

Амбиции полезные и бесполезные.

В общем - то, не все вакансии требуют от человека высокой мотивации и целеустремлённости. Например, для сотрудника бухгалтерии достаточно работать качественно, и тогда хороший начальник всегда поощрит его прибавкой к зарплате. Для большинства людей главным мотивом трудовой деятельности и является заработная плата, и в случае, если она удовлетворяет человека, он будет трудиться за нее честно и с удовольствием.

Но есть и достаточное количество кандидатов, которые вполне могут пожертвовать высокой заработной платой ради громко звучащей должности, возможности руководить, хоть маленьким, но коллективом, и возможности использовать полученный опыт уже в других компаниях. Такая "работа на имя и резюме" иногда предполагает даже первично неоплачиваемый рабочий день. Особенно часто таких стажеров, или волонтеров приглашают крупные фирмы, зная, что многим будет лестно стать частью команды.

Как определить, насколько амбициозность кандидата будет полезна фирме? Опытный кадровик сумеет понять это по тому, насколько часто во время собеседования им произносится слово "я", что покажет, умеет ли он работать в условиях партнерства, уметь прислушиваться к мнению руководителя. Конечно, не помешает дополнительно проверить и некоторые факты биографии, указанные в резюме. Иногда за громкими фразами " запускал проект", "разрабатывал коммерческий продукт" и аналогичными стоит работа в команде или же выполнение прямых распоряжений руководства, что не умаляет его достижений. Но, если человек не счел нужным это уточнить заранее, значит, он сознательно старается создать себе имидж абсолютно автономного и незаменимого сотрудника, что не соответствует действительности. Каждая фраза, заявленная в резюме, должна иметь  подтверждение - умение обозначить схему процесса, обосновать расставленные акценты и методы, с помощью которых реализовывался тот или иной проект.

Не стоит трактовать однозначно негативно и те неудачи, которые, возможно, были в прошлом кандидата. Возможно, у него были не самые успешные или незавершённые проекты, но он может чётко рассказать о своей роли в решении поставленных задач и уметь проанализировать причины неудачи. Такая открытая позиция  вполне может говорить о нём, как о человеке с реалистичным и трезвым взглядом на себя и свои возможности, что очень полезно для бизнеса.

Важно оценивать конкретные навыки, которыми владеет претендент на должность вашей компании,  уровень владения которыми он в состоянии подтвердить, а так же наличие рекомендаций с предыдущих мест работы. Если речь идет о недавних выпускниках учебных заведений, так же важно выяснить, помимо оценок в дипломе, и практические умения. Даже отличники далеко не всегда могут пользоваться своими знаниями в реальных ситуациях, да и деловой мир требует быстрой реакции и умения принимать правильные решения. Для этого можно воспользоваться профтестированием или уже на собеседовании предложить разрешить несколько примерных ситуаций.

Так же важно выяснить, к какому стилю работы больше склонен кандидат - последовательной проработке всех этапов, ожиданию "гениального озарения" в поиске решения задачи, и другим. Это будет важно для быстрой адаптации в команду без необходимости долго перестраиваться.

Успешность без амбиций?

Может ли успешно работать и "продвигать" фирму человек без амбиций? Работящий, ответственный, педантичный сотрудник важен для любой компании. Для этого он просто должен быть "влюблен" в свое дело, как Калашников в свой автомат. Или получать удовольствие от пользы своей деятельности для общества. Но далеко не все компании заняты в реальном секторе экономики, или в социальной сфере. Большинство нацелены именно на капитализацию, поэтому, чаще всего, сотрудников увлекает не сам процесс тех операций, которые они выполняют, а их результат. На первый план в таких компаниях  в качестве стимула для сотрудников становятся возможности добиться известности в своей сфере или занять более высокую должность, поэтому играть на амбициях сотрудниках здесь очень выгодно.

Так ли важно обладать сильным желанием обязательного карьерного роста или успех компании может принести и увлеченный самим процессом созидания чего-то нового "ученый"? Важны ли амбиции,  к примеру, для повара, готовящего обеды для сотрудников? Если его желание готовить лучше, чем конкурент, порадует сотрудников еще более вкусной едой, то, конечно, такие амбиции только на пользу. А вот если ради достижения поварского совершенства ему придётся тратить много времени на конкурсы, или он втайне мечтает в один прекрасный момент занять место шеф-повара в мишленовском ресторане, то  компании это не должно быть интересно.

Поэтому и важно, рассматривая кандидата, отсеять полезные для конкретной компании амбиции, от бесполезных . Заодно и выяснить, насколько важна для кандидата их реализация в дальнейшем, и сколько сил и времени он готов потратить на них.