Молодые миллионеры

Спросите любого менеджера по персоналу, любого hr-специалиста, что формирует современную бизнес-культуру, и вы услышите - «поколение Y» - чаще любого другого ответа. Их поведение и привычки меняют установленные деловые практики и процессы, даже привычные рабочие пространства приспосабливаются к этой информационно подкованной и технологически продвинутой молодой когорте. Наиболее динамичные представители, родившихся в 80-е и позже не хотят работать на других, стремятся к созданию собственного бизнеса. В среднем 48% из них считают это целью жизни. В тандеме с Интернетом молодые предприниматели чувствуют себя как дома с новыми бизнес-моделями и технологиями, которые появляются с головокружительной быстротой. Они применяют инновации в областях, которые интересуют их больше всего: разработка новых методов маркетинга и продаж, ПО и приложений, дизайна, который будет приемлем изысканному вкусу их сверстников. Здесь мы приведем примеры предпринимателей, которые достигли экстраординарного успеха в этих и других областях и добились миллионых прибылей в очень молодом возрасте. Но, возможно, наиболее важным является осознание того, что они только начали.

Дориан Ширази, создатель интеллектуальной платформы продаж

Большинство молодых людей начинают свою профессиональную карьеру, работая в ресторане быстрого питания или в розничных концернах. Но Дариан Ширази (Darian Shirazi) не большинство. В возрасте 15 лет он начал закупать компоненты компьютера оптом из Азии и продавать их на eBay, создав столь впечатляющие продажи, что интернет-гигант вскоре предложил ему стажировку. После практики в eBay Ширази начал изучать другие возможности, и в 2005 году он стал одним из первых сотрудников Facebook. Спустя еще два года он решил запустить в Сан-Франциско свой стартап Fwix, гиперлокальный агрегатор новостей, который собирает бизнес-данные, охватывая отзывы в Yelp, лайки в Facebook, комментарии в Twitter и регистрации Foursquare. Компания называлась Fwix, потому что Дориану хотелось «дешёвое, свободное и короткое доменное имя». 

Google быстро заметил растущую компанию и поспешил приобрести ее. Но Ширази отклонил предложение и решил строить собственный бизнес. «Мне больше нравится строить компанию на основе все новых и новых идей. Это как строительство дома. Вот чем я хотел бы заниматься всю жизнь». Он переименовал Fwix в более известную сегодня компанию Radius Intelligence. Новая компания была предназначена для рынка малого бизнеса США. Она, используя свою массивную базу данных, предоставляет информацию в реальном времени оптимизированным отделам продаж с функцией таргетинга. Клиенты платформы могут подобрать списки потенциальных покупателей на основе фильтров, которые включают в себя расположение, веб-активность, потребительские обзоры и рейтинги, расходы на рекламу и доходы компании. Они также могут получить доступ к такой бизнес-информации, как номера телефонов, адреса электронной почты, имена владельцев, количество сотрудников и размер компании. Цены на услуги Radius начинаются от $ 99 в месяц. Ширази не раскрывает размер выручки. Но известно, что в прошлом году Radius получила $ 12,4 млн. инвестиционного финансирования. В этом году Ширази планирует утроить продажи компании, одновременно исследуя новые и более эффективные методы обработки и фильтрации данных.

«Мне легко было отказаться от предложения Google, - признается Ширази, - т.к. я достиг успеха с Facebook и не сильно нуждался в средствах. Я признаю, что большинство людей не так удачливы. Но я уверен, что если вы находитесь в состоянии создать нечто большее, чем у вас есть сейчас, вы сделаете все, чтобы этого добиться».

Ник Д'Алоизио, создатель приложения Summly

Созданное Д’Алоизио приложение Summly позволяет анализировать содержимое электронной страницы и выдавать ее краткое содержание (не более 400 символов). Аналитики сферы высоких технологий сразу оценили новое изобретение — ведь в современном мире мы часто считываем на ходу с экрана телефона любую информацию, от новостей до корпоративных отчетов. По мнению некоторых экспертов, роботы и алгоритмы в будущем будут способны «вести» нас по Интернету. «Самый важный вопрос в том, насколько распространены будут поисковики в ближайшем будущем», – считает Стивен Розенбаум, автор книги Curaton Nation. В представлении Д’Алоизио, ситуация будет несколько другой: «Люди изменят парадигму, а роботы будут осуществлять действия». 

Три года назад 15-летний Д'Алоизио разработал приложение для iPhone, которое умеет перерабатывать контент в интернете и распределять материалы по маленьким блокам. Дизайн Summly идеально подходит для чтения новостей с экрана смартфона, куда выводится «выжимка» содержимого страницы браузера. Самоучка Д’Алоизио создал  алгоритм, на котором работает приложение, после прочтения книг по программированию и тематических форумов. Код он написал во время летних каникул, после чего разослал сообщения о Trimit (первая версия Summly) в редакции профильных технологических изданий. 

Приложением заинтересовались крупные инвесторы: Ли Ка-Шин (вложил в развитие $300 000 за 25% акций), Эштон Катчер, Стивен Фрай и Йоко Оно. Через год приложение Summly было запущено и тут же привлекло 500 000 пользователей, став приложением номер один в 28 странах. И тогда им заинтересовалась Yahoo!, которая в марте 2013 г. и купила его за $30 млн, невзирая на то, что изобретателем и продавцом был еще не закончивший школу подросток.

Про себя Ник говорит, что он обычный парень, а не какой-нибудь «компьютерный червь». Секрет в том, что он мечтал быть не только изобретателем, а думал, как монетизировать свои изобретения. «Я размышлял, как смогу продать свои приложения за один-два фунта в онлайн-магазине Apple. Полученные деньги я хотел потратить на покупку нового компьютера», — вспоминает юноша.

Не смотря на то, что Д’Алоизио превратился в штатного сотрудника Yahoo, он подчеркивает: «Для меня в сделке ключевую роль сыграли вовсе не деньги. Важнее всего возможность построить большую технологическую платформу, для меня как для предпринимателя это невероятно захватывающий вызов. В качестве основателя компании ты хочешь сохранять контроль над концепцией ее развития, вот я выбрал путь интеграции технологии». Д'Алоизио пока не решил, куда вложит свои миллионы.  «Я определенно хочу делать другие компании», — планирует он. Это было потрясающее путешествие, и я уже мечтаю повторить его».

Ахмед Хаттак, основатель GSM Nation

Неудовлетворенность – это одна из основ культуры молодого покаления. Молодые и амбициозные не останавливаются перед сокрушением самих основ окружающего мира, что для них иногда сопровождается головокружительным успехом. Так, весной 2004 года 18-летний Ахмед Хаттак (Ahmed Khattak) прибыл в США. Первой же проблемой, с которой он столкнулся, стала покупка сотового телефона для того, чтобы звонить домой. Он не смог купить аппарат. У него не было карточки социального страхования и не было кредита в банке, что исключало возможность заключения с ним контракта на предоставление услуг телефонной связи. «Я не мог поверить в это», — говорит он. «Я только что прибыл в самую технологически развитую страну мира, и никто не может продать мне мобильный телефон!» В процессе обучения в США Хаттака продолжала беспокоить эта странность американской модели организации бизнеса в сотовой связи, которая заставляла покупателей подписывать недешевые двухлетние контракты, обременные жесткими штрафами за их досрочное прекращение. Но он также был более чем обеспокоен еженедельными расходами на телефонные переговоры со своей семьей в Пакистане, насчитывающими около 50 долларов в неделю. Это и стало толчком к созданию сбственного стартапа GSM Nation.

Хаттак всерьез занялся идеей создания коммерческого интернет-сайта, демонстрирующего американцам сколько денег они могли бы сэкономить, если бы хоть немного приблизились к той модели сотовой связи, которой пользуется значительная часть всего мира. В GSM Nation.com покупатели могли купить телефоны со снятыми еще на заводе-изготовителе ограничениями, что позволяло их использовать с любой сотовой сетью и тем самым платить значительно меньшие деньги за помесячные тарифные планы на передачу голоса, текста и данных через сторонних операторов, таких как Simple Mobile или H2O Wireless, которые перепродавали блоки передачи голоса и данных, купленные у компаний T-Mobile и AT&T.

За помощью в построении бизнеса Хаттак обратился в Йельский институт предпринимательства, а за финансовой поддержкой пришел к своему, который инвестировал в компанию 200 тыс. долларов. В марте 2010 года Хаттак продал свой первый телефон, к концу года он уже имел валовый доход почти 9 миллионов. Подход Хаттака становился все более популярным. В 2011 году он заработал 35 миллионов долларов на продажах телефонов и 5-долларовой комиссии за каждую SIM-карту, активированную покупателями через его сайт. В 2012 году выручка вплотную приблизилась к 50 миллионам.

Примечательно, что сам предприниматель говорит: «Когда я приехал в Америку, у меня не было намерения становиться миллионером. Я создал GSM Nation только для того, чтобы показать людям более подходящий способ». У Хаттака часто спрашивают, как он достиг успеха, не имея опыта в телефонной индустрии, нужных контактов, большого стартового капитала, практических знаний об американском бизнесе. Хаттак отвечает:

  1. «Найдите платежеспособных клиентов как можно скорее. Этому нас учили в Йельском институте предпринимательства. Вне зависимости от того, знакомы вы с индустрией или нет, процесс поиска людей, которые готовы платить вам, покажет вам все проблемы и возможности, существующие в сфере».

  2. «Это прекрасно попадать на неизведанные территории. Но как только вы там оказываетесь, сразу принимайтесь работать и изучать новое. Проблема в том, что слишком много предпринимателей тратят время на предварительный анализ рисков прежде, чем начать действовать».

  3. «Найдите баланс между вашим видением и немедленными конкретными действиями. Какой бы грандиозной и далекой идея не была, сосредоточтесь на деталях и практических вещах, которые каждый день будут приближать вас к ней».