Самые нервные профессии, или как избегать стрессов на работе

Самые нервные профессии предполагают работу с людьми. Самая стрессовая работа в России — у страховщиков. Об этом свидетельствуют результаты опроса исследовательского центра HeadHunter. Более чем две трети специалистов в этой области ежедневно пытаются справиться с нервным напряжением. Чтобы избегать стрессовых ситуаций на работе, во-первых, следует выбрать ту сферу, которая подходит вам по темпераменту и личностным характеристикам. В сфере «человек-человек» лучше всего работают правополушарные эмпатийные экстраверты.

Страховщики — самая нервная профессия

79 % представителей сферы страхования считают, что их работа не для слабонервных. Угрозу для психики также представляют отрасли управления персоналом и маркетинга: по 73 % работников этих индустрий жалуются на неспокойные будни. Тройку самых стрессовых профессий замыкает сфера закупок и бухгалтерия. Регулярно страдают от эмоционального перенапряжения сотрудники ресторанного и гостиничного бизнеса, медики и юристы. Все они могут позавидовать консультантам, работникам салонов красоты и охранникам, среди которых на стресс жалуются только чуть больше половины.

По словам советника президента Всероссийского союза страховщиков Владимира Клейменова, самые нервные профессии, как правило, предполагают работу с людьми. Это, в первую очередь, относится к страховым агентам и тем людям, которые занимаются страхованием и регулированием убытков. Они стоят лицом к лицу с клиентом: им нужно определять, страховой ли это случай, не страховой, какова сумма страхового возмещения. У страховых компаний большое количество клиентов не удовлетворены выплатами.

У каждого второго стресс вызван непосильным объёмом работы. Треть боится не успеть выполнить порученный проект вовремя. Почти столько же чувствуют себя как на иголках из-за ссоры с начальством.

В 2012 году британский психолог Кевин Даттон выпустил книгу о профессиях, в которые обычно идут психопаты. Согласно ей, люди с неуравновешенной психикой чаще всего становятся руководителями компаний, юристами и журналистами.

Какими бы начальники или коллеги ни были, конфликт с ними затягивать не стоит. По словам психолога Марии Забурмах, затянутые конфликты — всегда очень злобный и стрессорный фактор. Они либо вызывают агрессию, которая, если её невозможно проявить, направляется на себя. Либо вызывают чувство вины, которое лишает человека творческих сил. Не обязательно менять работу, нужно сменить свое отношение к работе. «Если ты правильно к этому относишься, то тебя хватит надолго. Если ты предал себя, или ходишь на нелюбимую работу, или долго терпишь, то ты явно будешь выгорать. Как только возникают кризисы, тем более заболевания, — это стопроцентное нездоровье, в принципе, неуважение к себе как к личности. Это тюрьма собственного изготовления», — уверена Мария Забурмах.

Почти половина работников, по исследованиям, снимают стресс при помощи хобби. Треть делится проблемами с друзьями, а 20 % употребляют успокоительные. 13 % пытаются избавиться от отрицательных эмоций при помощи алкоголя. Единицы обращаются к психологам и пьют антидепрессанты. По мнению россиян, именно стресс в большинстве случаев становится причиной болезней. Согласно результатам майского опроса ВЦИОМа, такой точки зрения придерживается 24 % жителей РФ. Бо?льшую опасность для здоровья, по мнению граждан, может представлять только неблагоприятная окружающая среда.

Такая работа — для правополушарных экстравертов

«Любому человеку надо начинать не с профилактики стрессовых состояний, а с правильного выбора профессии, — уверена бизнес-тренер, психолог Евгения Чернышёва. — Далеко не каждый человек может выполнять работу в сфере «человек-человек», которая направлена на общение с клиентами. Так что, не каждый сможет стать успешным страховщиком или вообще работать в данной сфере. Но у каждой профессии сферы «человек-человек» есть своя специфика. Работа HR и страховщика отличается от работы сотрудников call-центра. Есть похожие моменты, но есть и много различий. У HR и страховщиков идёт личный контакт с клиентом». HR и страховщики человека видят, разговаривают с ним, имеют возможность оценить его. Здесь уже во многом играет роль интуиция, эмпатия, жизненный опыт эксперта. Сотрудники call-центров слышат только голос и работают только с виртуальным собеседником.

Итак, далеко не каждый человек способен быть успешным в профессии «человек-человек». Например, интроверту тяжело подстраиваться и настраиваться на общение с разными людьми, работать с проблемой другого человека. У интровертов такая работа будет вызывать невероятное напряжение. «Зачем выбирать такую работу, если сразу понятно, что она будет доставлять только стрессы, которые закончатся «выгоранием» и психосоматическими заболеваниями, — комментирует Евгения Чернышёва. — Это первая группа людей, которой не рекомендовано заниматься такой деятельностью. Правда, они могут себя воспитать: научиться грамотно коммуницировать, переключаться после работы, снимать стрессы, напряжение. Я знаю очень успешных тренеров-интровертов, но они не работают в call-центре. Бизнес-тренерство или коучинг, психология — это всё же другие направления. Люди с определёнными личностными особенностями могут быть неуспешными в деятельности «человек-человек». Например, люди застенчивые, с повышенными страхами, потому что они будут постоянно думать, что что-то не так». В общем виде такая работа показана для правополушарных экстравертов, потому что они очень интуитивны, чувствуют человека, как правило, у них хорошо развита эмпатия».

Развивайте эмпатию!

С людьми должен работать человек с хорошо развитой эмпатией. Эмпатия — это умение почувствовать другого, как самого себя, умение понять его ощущения, чувства. Есть упражнения на развитие эмпатии. Высоким эмпатом можно родиться, а можно развивать в себе это качество постепенно.

Из исторических личностей самой эмпатичной была Клеопатра. Внешне эта женщина была мало привлекательна. Все исторические изображения говорят о том, что она была небольшого роста, не худая, с отсутствующей фигурой, с крючковатым длинным носом — на первую красавицу никак не тянула. Почему же за ночь с ней готовы были отдать голову? Потому что она была высоко эмпатичная, очень умная. Эта её способность к эмпатии приводила к тому, что каждый получал именно то, что хотел. «В этом была её «изюминка», — поясняет Евгения Чернышева.

— Эмпатия — великая вещь. И все люди, которые работают в сфере «человек-человек» должны быть высоко эмпатичны. Есть специальные упражнения на развитие эмпатии: их можно найти в Интернете или купить книгу. Есть тренинги на развитие эмпатии. Например, тренинговая группа с двух хлопков, не договариваясь, может повернуться в одну сторону. Когда это видишь первый раз, то думаешь, что это фокус». На самом деле, это просто хорошо развитая эмпатия. Группа участников настраивается друг на друга и поэтому очень легко выполняет данное упражнение.

Есть групповое упражнение: группа стоит кругом, лицом внутрь; когда тренер хлопает в ладоши — каждый в группе по хлопку поворачивается на 90 градусов. При этом все стоят вразнобой. В высоко эмпатичной группе, не договариваясь между собой, все участники поворачиваются в одну сторону через несколько хлопков.

Есть упражнение «монетка». Играют двое. По кивку головы каждый выкладывает монетку той или другой стороной. Для упражнения берется небольшая монета — 5 или 10 рублей. Перед началом игры участники договариваются между собой о правилах игры. Один будет выигрывать, когда монеты будут лежать одинаково, а другой выигрывает, когда монеты будут лежать разными сторонами. Это единственное правило. Участник должен знать, как он кладёт монетку. Задача каждого — добиться наилучшего результата. «Обычно мы играем до 10 очков, а потом меняемся ролями, — приводит пример бизнес-тренер, коуч Денис Родионов. — Большинству людей играть на рассогласование легче. Те, кто играет на согласование хорошо, это и есть природные эмпаты. Развить у себя умение высокоэффективно играть на согласование дорогого стоит. Значит, вы сумеете понять другого человека. К сожалению, не всегда в коммуникативных тренингах этому уделяется внимание. Некоторые профессионалы скептически относятся к таким упражнениям».

Ещё одно упражнение, которое поможет компании и самому человеку определить, развита ли у него эмпатия, или же развить её. Играют в парах. Вместе говорят «САМО…», а потом каждый продолжает слово: самолёт, самокат. Есть ещё пара слов для игры: пароход — паровоз. Задача такая же: один выигрывает при согласовании, а другой при рассогласовании. Можно играть группами, но это не так просто.

«Мы с тобой одной крови»

Какой бы высокоэмпатийный ни был человек, существуют определённые закономерности, определённые законы общения. И люди, работающие в сфере «человек-человек», должны их знать. Общение они должны строить не с точки зрения манипулирования: западный подход сейчас очень популярен. «Сейчас масса литературы по манипулятивному взаимодействию, — продолжает Евгения Чернышева. — Классик литературы по коммуникативным навыкам Дейл Карнеги как раз учит нас манипулировать другими. Мы должны понимать, что манипуляция требует энергии. Если целый день манипулировать, вы останетесь без энергии. Ведь психологический ресурс иссякаем: он не восстанавливается просто так, ниоткуда. Это очень высокозатратная вещь, которая и приводит к выгораниям и стрессам.

Например, если сотрудника call-центра обучить манипуляции, то он очень быстро «выгорит» за счёт напряжённого неестественного общения. Если же сотрудники будут научены, как уметь общаться с точки зрения партнёрского взаимодействия, это пойдет всем на пользу. Партнёрское взаимодействие можно охарактеризовать словами из Маугли: «Мы с тобой одной крови». Или давайте вспомним Райкина: «Ты меня уважаешь, я тебя уважаю, мы с тобой оба уважаемые люди». Это отношение к партнёру как к равному. Такое общение не требует больших затрат. Если человек привыкает так общаться, то это уже не затратный способ взаимодействия. Затраты психической энергии уйдут только на то, чтобы решить проблему, конфликт, найти лучший выход из создавшейся ситуации, но не на самоистощение: он не будет тянуть на себя внимание. Партнёрское взаимодействие — это залог успешной работы в сфере «человек-человек».

Организация праздника — мощный стресс

Все люди, задействованные в профессиях «человек-человек», склонны к «выгоранию». Даже если они работают в профессиях, связанных с организацией досуга. Одна из наиболее стрессовых профессий, как это ни странно, — организатор праздничных и деловых мероприятий. «Я работаю в этой сфере уже более 15 лет, и в моём event-холдинге несколько самостоятельных агентств, персонал которых постоянно испытывает эмоциональные нагрузки, порой приводящие к стрессам, — комментирует учредитель и продюсер event-холдинга «КнязевЪ» Сергей Князев. — Более всех подвержен стрессам коллектив свадебного агентства. Сразу за ним по количеству психологических нагрузок стоит коллектив агентства корпоративных праздников. На третьем месте — команда PR-агентства. А менее всех испытывают стрессы менеджеры концертного агентства.

Объясняется подобное тем, что вся работа строится на тесном контакте с людьми, которые заказывают нам свадьбы, корпоративные праздники или PR-события. И это усиливается тем, что все мероприятия готовятся для людей». Иными словами, менеджеры event-агентств постоянно находятся между «молотом» и «наковальней». Взвинченная невеста может довести до нервного срыва даже самого стрессоустойчивого менеджера свадебного агентства. Плюс к этому любой гость свадьбы способен добавить негатива своим неадекватным поведением или простой демонстрацией плохого настроения.

Во время подготовки корпоративных праздников, как правило, менеджеры со стороны заказчика следуют пожеланиям или просто капризам своего руководства. Они готовы даже перед самым началом мероприятия менять состав артистов или порядок в давно утверждённом сценарии, а ещё хуже — урезать ранее принятую смету. Подобное вызывает целый комплекс проблем у агентства, менеджер которого зачастую безрезультатно пытается объяснить клиентам, что их пожелания могут привести к ухудшению качества корпоративного праздника. Менеджеры клиентов часто остаются глухи к воззваниям event-менеджера, но после мероприятия обрушивают на него волну негодования по поводу недостаточного эффектного праздника.

«Не менее жёсткий психологический прессинг испытывают со стороны клиентов менеджеры PR-агентства, коим приходится общаться с целой командой маркетологов и рекламистов клиента. «Специалисты по маркетингу и рекламе в компании клиента сами далеко не всегда могут прийти к единому мнению между собой, при этом почти не оставляя event-менеджеру агентства шансов угодить им всем, — продолжает Сергей Князев. — К сожалению, на психологические срывы менеджеров event-агентств влияют даже великолепно подготовленные свадьбы, корпоративные праздники или PR-акции. Это происходит чаще всего уже после длительной подготовки к этим событиям и даже после окончания самих мероприятий. Именно в этот момент длительное время сжатая эмоциональная пружина внутри event-специалиста резко разжимается и жестоко бьёт по его нервной системе». С триумфом проведённый корпоративный праздник или роскошный светский приём по случаю презентации нового автомобиля (ювелирной коллекции или банка) может на несколько дней выбить из эмоционального равновесия даже самых стойких менеджеров event -агентства.

Устройте праздник себе любимым!

Как же с этим бороться? Ответ для Сергея Князева уже давно не составляет секрета: нужно устраивать эмоциональную разгрузку любого коллективу всё тем же методом — проведением корпоративных праздников для себя любимых. Это правило относится ко всем людям, работающим в сфере «человек-человек». Однажды открыв столь действенный метод сохранения нервов своих сотрудников, компания Сергея стала устраивать корпоративные праздники для коллектива своего event-холдинга четыре раза в году.

«Каждые три месяца, то есть каждый сезон, мы проводим весьма яркие, затейливые праздники для себя и таким образом обеспечиваем эмоциональный выхлоп накопившегося нервного напряжения, — комментирует эксперт. — Из четырёх корпоративов один устраиваем на море, где-нибудь за границей или в российских курортных городах, куда мы летим самолетом. И уже сам перелёт становится потрясающе благотворным лекарством, если продуман с умом и наполнен забавными розыгрышами. Если бы меня спросили, как бороться со стрессами в коллективах больших или маленьких компаний, где работа связана с сильными эмоциональными перегрузками, мой ответ был бы простым: регулярно устраивайте весёлые корпоративные праздники». Если перегрузки слишком высоки, то делайте их чаще, — и тогда эффективность вашей команды будет постоянно на хорошем деловом уровне. Если же вы работаете сами на себя, но в профессии «человек-человек, сами устраивайте себе разгрузочные дни, отпуска, небольшие праздники: уделяйте время хобби, слушайте любимую музыку, отдыхайте.

Владислав Лапинский