Собираем хворост вместе... а у костра как сидим?

Эксперт: Елена Чижик, директор по персоналу компании «Партком».

— Для начала давайте разберемся в терминологии: Формальные отношения –это отношения по правилам и нормам, которые официально (гласно, письменно) установлены. Неформальные отношения — это отношения по негласно установленным правилам, иногда и вовсе без правил. Это отношения, где присутствует личный момент (личные взгляды, эмоции). Я думаю, нет необходимости объяснять, что ни те и ни другие отношения не являются плохими или хорошими. И очевидно, что оптимальным вариантом является их грамотное сочетание. А грамотное сочетание определяется здравым умом, умением оценить конкретную ситуацию и человека, с которым взаимодействуешь. 

Выстраивать формальные и неформальные отношения нас учат с детского сада: обращаться к воспитателю на Вы и по имени отчеству — вот первый урок формализованных отношений. В школе поход класса с учителем на природу: «Вместе собираем хворост для костра, рассказываем различные истории». И вот уже начинается неформальное мероприятие и общение без правил (у костра не надо тянуть руку, прежде чем что-то сказать). В течение жизни мы постоянно попадаем в ситуации, в которых отрабатываем навыки выстраивания тех или иных отношений. И чаше всего на собственных ошибках учимся понимать, где, когда и какие отношения выстраивать полезнее, уместнее. Ну и не надо забывать что есть личные особенности человека: экстраверты эмоциональны и открыты, им комфортно в неформальной обстановке, и они обычно с большей охотой выстраивают неформальные отношения. Интровертам комфортно в формализованных структурах: так легче прятать свои эмоции.

Под «человеческими», «дружескими» отношениями мы часто понимаем отношения неформальные. На мой взгляд, это все-таки неверно окрашивать формальные и неформальные отношения в черные и белые цвета. Вот пример: неуставные (неформальные) отношения в армии — это плохо. Но стресс, который испытывают пришедшие в любую компанию новички по большей части вызван страхом перед новым коллективом и правилами, царящими в нем. Собственно, ради устранения этих страхов и строится институт наставничества. С одной стороны, процесс этот формализован: наставник назначается, а не выбирается новичком. И он действует по определенным установленным правилам, но отношения между наставником и новичком все-таки чаще неформальные — в этом основной смысл наставничества. Наставник, по сути, это коллега, который ведет себя как друг по отношению к новичку: помогает, объясняет, опекает. Знакомит сотрудника с формальными и, что очень важно, неформальными правилами. Поэтому наставником может быть далеко не каждый сотрудник.

В идеале грань между формальными и неформальными отношениями размыта. Отношения складываются между живыми людьми со своими интересами, эмоциями, ценностями, и никакие формальные процедуры не в силах вытеснить неформальные отношения в коллективе. Ведь люди объединяются в коллектив, группу, команду не только для выполнения задания, но и для удовлетворения своей потребности в общении, самоутверждении, признании и т.п. Это сложно формализовать, в этот процесс нужно вкладывать душу. А когда происходят перекосы — не хватает четких понятных правил или душевности внутри коллектива — он рассыпается.

Нередко теплые отношения помогают в бизнесе и бизнесу. Например, когда «надо выручить компанию» и «не подвести коллектив». Продавцов учат выстраивать неформальные отношения с клиентами, партнеры устраивают так называемые встречи «без галстука». Во всех организациях существуют корпоративные мероприятия. Все это способствует развитию и укреплению неформальных отношений. Но все это замечательно, пока личные интересы двух сторон совпадают. А вот когда они расходятся, без формальных правил и процедур не обойтись.

Коррупция — это всегда злоупотребление властью. Если в компании распространена коррупция, происходит перекос в сторону неформальных отношений. И это может сыграть злую шутку с бизнесом. Вот несколько примеров коррупции, выстроенной на неформальных отношениях: фаворитизм — выделение любимчиков; кумовство — родственники; кронизм — закадычные друзья; лоббизм — связи. Все это приводит к необоснованному распределению ресурсов, утаиванию ошибок, увеличению издержек, демотивации сотрудников. Зачастую коррупционеры становятся заложниками ситуации: изначально у них были благие намеренья помочь другу, близкому человеку, с которыми они находятся в замечательных неформальных отношениях. А потом оказывается, что ими манипулируют, используют, и многие не знают, как выпутаться из этих сетей. Выпутываются обычно те, кто, во-первых, может трезво оценить, осознать ситуацию. Во-вторых, те, кто могут расставить приоритеты и понять, что для них сейчас важнее: сохранить бизнес, работу или хорошие отношения, потому что иногда сделать и то, и другое не получится, особенно когда ситуация запущена. Вариант « до 18:00 работам, а после 18:00 дружим» тоже не пройдет, поэтому, в-третьих, нужно обладать терпением, чтобы шаг за шагом формализовывать вылезшие за пределы разумного неформальные отношения.

Говоря про неформальные отношения между собственником и топом, которые якобы в некоторых моментах способы помочь повысить ответственность топа, мы говорим, скорее, не о повышении пресловутой лояльности или приверженности топа к компании, когда все общие задачи и цели принимаются, как свои. Это, скорее, налаживание собственником контактов и связей со своими подчиненными с целью повысить их эффективность и результативность. Но если у собственника, главного лидера появляется фаворит, в результате это негативно отражается на всем коллективе, потому что люди все это видят и замечают. Начинается ревность, появляются сплетни. Все это направляет коллектив не в то русло, которое нужно. Хотя, если разумно использовать этот инструмент и поддерживать неформальные отношения масштабно, не по направлению к какому-то отдельному человеку, тогда это имеет смысл. Взять хотя бы те же корпоративные мероприятия, где люди могут конструктивно пообщаться, наладить отношения и отдохнуть.

Иногда акционеры, топы в желании наладить неформальные отношения в коллективе, слишком увлекаются, проводя всевозможные нестандартные тренинги. Речь идет в данном случае о неких перекосах. Иногда руководитель в своем творчестве, креативе выдумывает вещи, которые не воспринимаются сотрудниками положительно. Потому что даже перекосы в плане корпоративных неформальных мероприятий ведут к тому, что зачастую мы затрагиваем личные интересы сотрудника, его планы на личную семейную жизнь. Я имею в виду пробежки по снегу после бани, прыжки на парашюте, когда речь идет о безопасности, здоровье и жизни сотрудников. Лучше такими вещами не экспериментировать. Везде нужен грамотный и адекватный подход. Нужно учитывать интересы сотрудников, их мнения и пожелания. Не стоит далеко заходить в своем творчестве и свободном полете.

Когда коррупция абсолютно осознана, с ней начинают бороться, делая систему как можно прозрачнее, правила как можно жестче. Словосочетание «как можно» звучит в этом случае не напрасно, так как опять-таки с формализацией надо не переборщить, потому что непричастные к коррупции сотрудники в этой ситуации подвергаются большим стрессам. Поэтому, по моему мнению, зачистка рядов должна быть быстрой, гласной и беспощадной. Долгие разбирательства будут лихорадить коллектив и давать неполезную для бизнеса тему для неформальных разговоров. При коррупции те люди, которых мы называем коррупционерами, часто оказываются заложниками ситуации, когда ими манипулируют. СТОИТ ПОЯСНИТЬ ИДЕЮ

Иногда акционеры думают, что если допускать коррупцию на низовом уровне, она не дойдет до верхов. Здесь ошибка заключается в некой трансляции политики двойных стандартов, когда кому-то можно, а кому-то нельзя. Когда речь идет о коррупции, это не допустимо. Это изначально неправильная политика.

Нужно научиться сочетать формальные и неформальные отношения. Одно без другого существовать не может: формальные отношения не могут вытеснить неформальные. Формальные отношения, если рассуждать образно, то это мертвые отношения: там отсутствуют какие-то эмоции, личные взгляды, пристрастия. Все мы живые люди и без эмоций, без личного интереса мы не можем не жить, не работать. Формальные и неформальные отношения должны сосуществовать друг с другом в параллели. Какие-то вещи, которые нам кажутся формальными и прописанными, имеют какие-то неформальные элементы в своем составе. Или даже какие-то неформальные корпоративные предприятия, которые считаются, как неформальные все равно происходят по каким-то определенным правилам, договоренностям. Одно без другого существовать не может.

Когда в компании процветает фаворитизм, это однозначно чревато конфликтными ситуациями в рамках коллектива, демотивации многих сотрудников, когда они видят, что кому-то необоснованно предоставляется больше ресурсов. Или же руководство закрывает глаза на какие-то проступки фаворита. Это все негативно отражается на тех людях, которые все это замечают. А такие вещи замечают всегда. Ни к чему хорошему это не приводит, как правило. Хотя некоторые руководители умеют такими вещами управлять, искать баланс. Это складывается из каких-то личных эмоций и отношений с любимчиками, когда эти любимчики появляются оправданно, когда поощрение идет за конкретные результаты. Тогда всем остальным эта ситуация понятна и прозрачна. Люди понимают, почему руководитель уделяет этому сотруднику повышенное внимание, за что он ему выделяет. В этом случае это нормальная управленческая позиция и организация работы в команде.

Самый идеальный вариант, когда руководитель является и формальным, и неформальным лидером, но не всегда так бывает. В целом же, неформального лидера в коллективе можно использовать как агента для продвижения новых идей, изменений. С ним формальному, официальному лидеру можно попросту дружить. Это уже, скорее, неформальное отношение к этому человеку, а возможно чередование формального и неформального отношения, что позволит поддерживать в коллективе нужный баланс.

Так что, если наладить с неформальным лидером отношения, руководство компании только выиграет. Для этого необходимо признать роль этого человека в команде, привлечь его интересными проектами, задачами, вовлечь его в интересные проекты. Зачастую для этого надо переводить его статус в команде в более формальное русло. Понятно, что в период изменений в компании очень важно уметь влиять на коллектив через неформального лидера. Когда хочется вывести коллектив или компанию из летаргического сна, можно опять же действовать через неформальных лидеров. Сначала зарядить их определенными эмоциями и задачами и использовать их как агентов по продвижению в массы.

Коллеги, выстраивание осознанного, разумного баланса между формальными и неформальными отношениями позволит вам стать более эффективными, успешными и счастливыми людьми. Искренне желаю вам найти гармонию.

Справка о компании. Компания Партком. Компания «Партком» с 2004 года снабжает автосервисы и магазины запасными частями, маслами, автохимией, дополнительным оборудованием и аксессуарами. 

Офисы и логистические склады компании расположены в Москве, Казани, Нижнем Новгороде и Самаре. В компании работает около пятисот человек.