Стресс-менеджмент

Павел Лебедько.

По данным ВЦИОМа, треть населения страны находится в состоянии сильного стресса, который не только снижает работоспособность человека, но и приводит к тяжелым заболеваниям. Можно ли помочь людям выйти из этого положения?

Думаю, что в состоянии хронического стресса находится не треть, а большая часть населения, минимум 50 — 60%. Это, несомненно, является важнейшим фактором, снижающим работоспособность людей, ухудшающим качество их жизни и приводящим в конечном итоге к болезням. Большинство серьезных заболеваний (инфаркты, инсульты, сахарный диабет, бронхиальная астма, язвенная болезнь и пр.) имеют психосоматическую природу, то есть в основе их возникновения лежит хронический стресс.

Естественно с этим можно и нужно что-то делать. Способы устранения хронического стресса понятны и ясны — это забота о себе. Развитие привычек, культуры, навыков заботиться о себе. Способы ясны, но внедрять их в свою жизнь непросто. Все знают, что прогулки на свежем воздухе полезны, а курение не прибавляет здоровья, но готовы ли мы всегда следовать полезному. Есть множество разнообразных факторов, препятствующих нашей заботе о самих себе. Наша задача — их переигрывать.

В Европе не вводят большое количество запретов за столь короткий срок, как у нас, чтобы не создавать почву для стрессов и рисков коммерсантов. Перемены обсуждаются заблаговременно. Почему у нас нет такой практики?

В нашей героической стране, мужественно проходящей через революции, войны, перестройки и глобальные кризисы, забота о себе, забота о человеке и его комфорте не находится в центре внимания вообще. Все заняты «более важными задачами», как индивидуумы, так и государство. У нас нет привычки заботиться о себе. Нет культуры внимания к себе, к здоровым потребностям своего организма, психики и т. д. Это так. Естественно, что правительство во многом отражает коллективные потребности населения. Поскольку в целом мы не умеем заботиться о себе, это не заботит и правительство. Но это наше перспективное направление развития, развития страны и нации. С другой стороны, какой бы ни была политика государства, каждый человек имеет священное право заботиться о себе самостоятельно, постигая это великое искусство.

Что опаснее для сотрудника: физиологический или психологический стресс?

Психологический стресс, несомненно, переносится тяжелее и сложнее преодолевается.

Стресс работника в коллективе может вылиться в хамство по отношению к клиентам?

Хронический стресс меняет субъективную реальность человека. Он начинает жить как бы в «плохом мире»: сил нет, все плохо, усталость, головные боли, смысловой вакуум, чувство безысходности. На этом фоне естественно усиливается раздражительность и конфликтность, что, несомненно, будет негативно сказываться на контакте с клиентами и в каких-то случаях приводить просто к хамству. Естественно, что не всякое хамство есть порождение хронического стресса.

Помогает ли сотрудникам самопрограммирование и самоубеждение вроде «У меня сегодня всё получается?»

Самопрограммирование и самоубеждение помогают, если они осуществляются с умом. Если они развивают у человека его способность заботиться о себе, то они будут помогать. Забота — это не что-то механическое. Она требует чуткости, внимания. Развивая в себе данную способность, мы учимся уважать свои потребности и нужды, относиться к ним с душой. Стакан воды можно выпить механически, а можно с чувством глубокой деликатности и заботы по отношению к самому себе. То же самое можно сказать и о самопрограммировании.

Стресс-менеджмент — это отдельная, самодостаточная программа или всего лишь часть комплексного развития личности сотрудника?

Стресс-менеджмент можно превратить и в самодостаточную программу, и в часть комплексного развития личности сотрудника. Я сторонник второго подхода: целостного, холистического, когда все части комплексной программы поддерживают и дополняют друг друга.

«Плюшки» от компании — приятный бонус или реальная помощь в борьбе со стрессом? (Например, в российском филиале Microsoft в помещении для отдыха персонала стоят вазы с фруктами).

Сами по себе «плюшки» и бонусы не работают. Искусственная, случайная забота, сделанная для галочки, не работает. Мы все знаем разницу между искусственными комплиментами и искренним уважением. Сотрудники в коллективе всегда интуитивно чувствуют, как относится к ним руководство, заботятся о них или нет. То же происходит и на уровне страны. Это про заботу о людях. Если руководство систематически ищет способы позаботиться о своих сотрудниках, это мощно укрепляет их лояльность по отношению к компании и включенность в производственный процесс.

А антистрессовые пятничные «корпоративки», которые так популярны в Великобритании, могут прижиться у нас?

В нашей стране «пятничные корпоративки» не сработают. Мы другие, и нам необходимо искать свои собственные способы расслабления. Наш менталитет требует больше разнообразия, экспериментирования, искренности и индивидуальности.

Чиновники, новые запреты, конкуренты, ситуация на рынке — в бизнесе каждый день «как на вулкане». Но не все решаются пойти на «курсы для слабонервных девиц». Что делать в таком случае?

Никто не запрещает нам учиться заботиться о себе. Можно начать с того, чтобы выделить для себя хотя бы 10 минут в день. Просто честно выделить время на себя (5 минут в обед, 5 минут вечером). Честно отложить все дела и прислушаться к тому, что может быть приятным и полезным для вас в данный момент. Я бы рекомендовал научиться качественно потягиваться: медленно, вдумчиво, разными частями тела, получая удовольствие, замечая изменения, представляя, что в этот момент вы освобождаетесь от накопившегося стресса. Еще Лао Цзы говорил, что мудрый человек «потягивается как медведь».

Нередко руководство компании жалуется, что после того или иного тренинга работники применяют освоенные в ходе обучения методики лишь два-три месяца, а потом опять начинают действовать по-старому и испытывать стресс. В чём причина?

Если ваши сотрудники применяют полученные на тренинге знания в течение двух, трех месяцев — это хороший результат. Как обычно, жизнь отбрасывает нас в рутину, в энтропию, в болото, но на то мы и люди, чтобы вставать, выбираться, учиться и постепенно интегрировать в свою жизнь новые полезные привычки, которые позволят нам становиться счастливее, эффективнее и здоровее. А как этому способствовать? Действовать не в одиночку, а находить людей, сообщества, которые разделяют благородную идею заботы о себе.

Беседовала Наталья Селивёрстова

*Павел Лебедько — тренер-партнер Центра «КЛАСС»

Коуч, психолог, врач, бизнес-консультант. Автор метода «Холистическая гипнотерапия судьбы» и книги «Самогипноз в картинках».