Индийский рецепт создания компании

«Не бойтесь выходить на новый уровень, но делайте это разумно», — говорит Сабир Бхатия (Sabeer Bhatia), основатель компании Hotmail, первого в мире бесплатного сервиса электронной почты. «В основе предпринимательства лежит желание решить проблему. Именно так рождаются большие идеи». Hotmail возник потому, что Сабир Бхатия не мог обмениваться с коллегой электронной почтой на работе.

Великая идея или просто везение?

Когда Бхатия приехал из Индии учиться в США, у него в кармане было 250 долларов и ни одной знакомой души в Штатах. Первоначально он хотел вернуться на родину сразу после обучения. Но карма, как он это называет, заставили его остаться. В университете он ходил на выступления выдающихся предпринимателей Силиконовой долины таких, как Скотт Макнили, Марк Андреессен, Стив Возняк. Их основная идея всегда была одной и той же: вы тоже можете это сделать. Бхатия понял, что известные люди всегда говорят такие вещи, т.к. хотят быть вдохновляющими. Но, по мнению Сабира, они были действительно умными, но довольно обычными ребятами, которые ничем не отличались от него самого или его однокурсников.

После окончания университета, Бхатия нашел работу в Apple Computers. Именно в Apple он встретил Джека Смита, который скоро станет партнером в создании Hotmail. После работы Бхатия посещал вечеринки, на которых собирались предприниматели индийского происхождения, уже преуспевшие в Америке. Сабиру и они казались обычными! После каждой такой вечеринки он приходил на работу и рассказывал Джеку Смиту историю об очередном парне, который продал свою компанию за миллионы. Сабир и Джек понимали, что компания Apple — спокойное и стабильное место работы, но наблюдая за развитием стартапов, они негодовали: «Что мы здесь делаем? Мы лишь тратим нашу жизнь!» Бхатия понимал: в эпоху Интернета нужно придумать хорошую идею. А для этого даже не нужно быть высококвалифицированным гиком, который разбирается в опто-волокне, кросс-сайтовом зеркалировании и массово-параллельной архитектуре.

Нужная идея, как оказалось, лежала на поверхности. Сабир и Джек были настолько одержимы созданием собственной компании, что обсуждали возможные бизнес идеи даже во время работы. Мешало им то, что они сидели в разных кабинетах, и обмениваться информацией приходилось либо с помощью дискет, либо бумажных записок. Пользоваться офисной сетью они не хотели, т.к. боялись, что руководство может прочесть электронные сообщения и обвинить их в том, что они тратят рабочее время на свои личные проекты. Джеку Смиту не нравилась эта проблема. Тогда ему пришла в голову идея: «Необходимы бесплатные аккаунты электронной почты, которые могут быть доступны с любого компьютера, подключенного к Интернету».

Когда Сабир услышал это по телефону, он сказал: «Немедленно положи трубку и позвони мне, когда вернешься домой! Никто не должен подслушать эту идею».

Идея в Силиконовой долине — это тайна под семью печатями

Идея показалась Сабиру настолько мощной, что он сразу принялся к написанию бизнес-плана. Он уверен до сих пор: «Если вы можете придумать нечто, что имеет большое значение для двух человек, то очень вероятно, что это также будет иметь значение для 90 миллионов». Бхатия быстро проработал бизнес-план. Причем Бхатия по специальности — программист, но составить бизнес-план ему не составило никакого труда. Сабир считает, что один из его природных талантов — умение излагать мысли окружающим: «А бизнес-план предполагает общение с человеком. Только этот человек не сидит перед вами, а читает то, что вы написали. Попробуйте ответить на все вопросы, которые могут у него возникнуть. Вот и весь бизнес-план».

Дальше нужно было найти инвесторов, нанять сотрудников, вывести компанию на новый уровень, но так, чтобы революционная идея оставалась в тайне. Бхатия был одержим боязнью, что их идею могут запросто украсть.

С одной стороны, если представить проект слишком таинственно и размыто, то инвестор может отказаться от него. Даже отказавшись, непорядочный венчурный капиталист может скопировать идею общедоступной электронной почты, размышлял Бхатия. С другой стороны, нельзя добиться внимания венчурного капиталиста, не поделившись бизнес-планом будущего проекта. Поэтому Сабиру пришлось тщательно обдумать презентацию проекта инвесторам. Поэтому Бхатия представлял проект как базу данных с личной информацией под названием JavaSoft. Исходя из того, как инвесторы реагировали на идею создания базы данных, Бхатия оценивал можно им доверять или нет. «Я увидел, как работают их умы. Если они отвергли идею JavaSoft по глупым причинам, то я говорил спасибо и уходил. Если они отвергли ее по правильным причинам, то я показал им наш козырь — Hotmail».

Сабир Бхатия посетил более двух десятков офисов венчурных капиталистов и ему везде отказывали. Двадцать первой была компания Draper Fisher Jurvetson (DFJ). Они прошли тест Сабира и отвергли JavaSoft по правильным причинам. Тогда Бхатия тонко упомянул о Hotmail, характеризуя его как инструмент маркетинга. Но инвесторов DFJ не удалось ввести в заблуждение, они сразу увидели в Hotmail горшочек с золотом.

Даже после получения финансирования Бхатия продолжал уделять огромное внимание сохранению конфиденциальности. Он просто маниакально заставлял каждого, кто хоть что-то знал о его компании, подписывать соглашения о неразглашении. За первых два года работы компании он подписал более 400 таких соглашений, причем не только с работниками, но и со своими друзьями и даже соседями. Между тем Бхатия уверен, что именно усилия по сохранению в тайне его инновационной идеи и дали ему полугодовое преимущество перед конкурентами.

Голый оптимизм

Вернемся к первому этапу финансирования. Бхатия запросил у венчурных капиталистов 3 млн.долларов для осуществления задуманного. Но ему на создание компании выделили лишь 300 тыс. долл. Бхатия растягивал 300 тысяч настолько, насколько это было возможно. Он едва смог выделить 15 долларов, чтобы купить аппарат для уничтожения бумаги, т.к. был все еще одержим необходимостью сохранять секретность. Ему нечем было платить зарплату не себе, не своим первым сотрудникам. Но Бхатия смог убедить своих первых 15 сотрудников работать только за опционы, что было не очень распространенным явлением в Силиконовой долине, где уровень безработицы равняется нулю, а большинство сотрудников вознаграждаются заработной платой, бонусами и страховкой.

Но в Hotmail все создавалось на энтузиазме под лозунгом «Демократизируем общение и изменим мир!» Показательным для сотрудников стал первый день запуска сайта. Бхатия раздал каждому сотруднику пейджер, на который каждый час должны были приходить сообщения с информацией об увеличении числа пользователей почтовой службы. Количество регистрирующихся росло феноменальными темпами: по 100-200 человек в час. Каждый сотрудник компании знал об этом, что мотивировало их работать еще лучше. «Мое самое большое достижение, — считает Бхатия, — не то, что я выстроил компанию, а то, что я убедил людей, которые в ней работают, что это их компания. Я доказал им, что в конечном счете они выиграют».

За два года Hotmail набрал 20 млн. пользователей, после чего был продан Майкрософту за 400 млн. долларов. И Сабир Бхатия, и все его молодые соратники, создатели Hotmail, через два года стали мультимиллионерами, и продолжили заниматься своим любимым делом, но уже под крылом Майкрософта. Главный урок, который можно извлечь из успеха Сабира Бхатии — это огромная роль, которую играет способность лидера видеть дальше других и вводить инновации в бизнес с большой скоростью.

ИСТОЧНИКИ:

http://www.businessgyan.com/node/735

http://archive.wired.com/wired/archive/6.12/hotmale_pr.html

https://alumni.stanford.edu/get/page/magazine/article/?article_id=40829

http://www.themanagementor.com/kuniverse/kmailers_universe/sm_kmailers/en/profiles2.htm