КАК ИЗМЕРИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГА?

Любой тренинг существует для результата, эффекта, пользы для участников. Однако оценка эффективности — одна из самых сложных задач в этой области. Как, чем и в чём её измерить? Что дал участникам данный тренинг? Что он в них изменил? Как он сделал их жизнь лучше? Чему научил? Над задачей оценки результатов многие ведущие тренингов постоянно задумываются (а иногда и сталкиваются!) и работают.

К сожалению, нельзя сказать, что у самих тренеров и заботящихся о результате участников хорошо получается оценить эффективность тренинга. Более того, многие тренеры знают, что оценка результативности тренинга — это самое тонкое место. Легко сказать заказчику, что тренинг повысит личностный уровень участников, мастерство продаж, результативность презентаций, эффективность переговоров, но трудно ответить на законные вопросы:

  • А как я это узнаю?

  • В чём это измеряется?

  • Какой предполагается материальный результат?

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И МАСТЕРСТВО

Поделюсь личными критериями и выводами на основании своего уже многолетнего опыта ведения тренингов и семинаров. Для тренеров и организаторов будет полезно оценить свои тренинги с помощью этой системы и сделать выводы. Для участника полезно оценить тренинги, которые он прошёл, для получения дополнительного посттренингового опыта и для учёта этого опыта при выборе следующих тренингов.

Любой тренинг можно оценить по двум «осям» (вспоминаем математику). По оси «Y» — эмоциональный результат тренинга, по оси «Х» — мастерство участников по итогам тренинга, содержательный, навыковый результат.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ результат — это душевный след, яркость тренинга, его эмоциональная насыщенность, количество переживаний (позитивных и негативных). Это наполнение энергией жизни, внутренняя сила для свершений, подзарядка личностных батарей. Это, может быть, даже эйфория, восторг, переполняющая любовь к миру и людям по окончании тренинга, общий эмоциональный фон, полученный после него. Этот результат даёт силы, ресурсы, энергию для жизни. При хорошем эмоциональном результате участники получают запас личной энергетики, «внутренний мотор», огонь и желание жить и работать, получают дополнительное стремление преодолевать свою лень и страхи, реализовываться в жизни, добиваться успеха.

Тренер и сами участники могут оценить этот результат по эмоциональному состоянию участников в конце тренинга. Это можно оценить по огню в глазах, по живости реакций, уровню адреналина в течение тренинга, по тому, что называется атмосферой — по преобладающему эмоциональному фону в группе. Когда-то этим результатом станет желание изменить свою жизнь, найти новое дело, решиться на новые отношения, сделать смелый шаг к важному новому.

МАСТЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ПО ИТОГАМ

Мастерство по итогам тренинга, содержательный остаток от тренинга, учебный результат — это то, что, собственно, заявлено на знамени этого тренинга. То, чему предлагается научиться, освоить, постичь, отработать. Навыковый результат — это сухой прагматичный остаток, конкретные умения, знания, навыки, которые человек приобрёл. Этот результат даёт участнику компетентность и прочное владение мастерством. Это может быть развитие качеств личности, мастерство коммуникации, умение строить бизнес, выстраивать отношения, покорять окружающих, разбираться в людях и самом себе и так далее.

К этому результату относятся и новые личные установки, убеждения, ценности, взгляды на жизнь. Ради этого результата люди и приходят на тренинг и инвестируют в него своё время и деньги. Так от чего зависит сухой интеллектуальный результат тренинга? Его содержательный, а не эмоциональный результат? От чего зависят умения и навыки, то, чему научился участник по итогам тренинга? Рассмотрим и разберём эти факторы. Если вы тренер, то изнутри, если участник, то наблюдая со стороны.

ГЛУБИНА ЗНАНИЯ ТЕМЫ. Насколько тренер глубоко разбирается в этой теме, насколько он сам в ней компетентен, насколько сам в ней является специалистом. Можно сказать: раз преподаёт, значит, специалист, но не всё так просто. Имеет значение уровень погружения тренера в эту тему. Есть разные ступени мастерства: от более поверхностных до углублённых. Для того чтобы качественно учить других, недостаточно иметь самому достаточный уровень на уровне мастерства. Уровень простого мастерства — это хорошо, но мало. Его иной раз могут продемонстрировать и продвинутые ученики. Для по-настоящему качественного обучения необходим уровень преподавателя на порядок выше, чем у лучших учеников. Тренер, преподаватель обязан демонстрировать всё, чему учит, не на уровне простого владения этим мастерством, а на уровне совершенного владения. Или близко к тому. Такое профессиональное мастерство характеризуется лёгкостью, непринуждённостью, независимостью от усталости, личных проблем и любых мешающих обстоятельств.

СТАБИЛЬНОСТЬ. По большому счёту, профессионал от любителя отличается только одним. Стабильность — признак мастерства, говорят в народе. И это правда. У любителя бывают взлёты и звёздные часы, когда у него всё получается, но потом может последовать падение и провал. Мастерство любителя зависит от настроения, влияния других людей, мешающих факторов, самочувствия, усталости, гороскопа, критических дней, пятен на солнце. Мастерство любителя — это пики и падения, это синусоида вверх и вниз. Мастерство настоящего профессионала не зависит ни от гороскопа, ни от усталости, ни от настроения. Оно зависит только от него самого, от его решения делать дело или не делать.

Конечно, и у него есть некоторые колебания, но эти колебания расположены на высоком уровне. И ниже некоторой, но всё равно высокой планки настоящий профессионал не позволяет себе опускаться. И тогда он профессионал. И так в любом деле, не только в преподавательской деятельности. Везде. Будь вы бизнесменом, менеджером, музыкантом, спортсменом, библиотекарем. Если вы профессионал в своем деле, то вас хоть ночью разбуди, вы продемонстрируете свой уровень. И за это профессионалов уважают, доверяют им, рассчитывают на них. С настоящими мастерами легко делать бизнес и любые дела. А дешёвые отговорки — удел непрофессионалов.

Так и у тренера. Если результаты нестабильные: где-то получилось — в следующий раз нет, один тренинг удачный — другой не получился, это говорит о недостаточном профессионализме. У настоящего мастера каждый тренинг удачен, и уровень преподавания не зависит от внешних факторов, кроме смерти.

ПОДАЧА МАТЕРИАЛА. Это важнейший педагогический навык. Любую интересную тему можно загубить неумелой речью, косноязычной подачей, путаным объяснением. Хороший преподаватель, тренер умеет объяснять ясно, понятно, доступно даже для начинающих. Хорошо владеющий словом тренер доносит тему до каждого, даже не самого интеллектуально одарённого участника так, чтобы у него не провоцировался комплекс неполноценности. Мало знать тему, надо ещё уметь её объяснить и донести до сознания слушателей. Далеко не каждый преподаватель умеет это делать. Думаю, на своём опыте каждый из читателей вспомнит, что очень умных, но косноязычных, не умеющих донести материал, путано объясняющих лекторов и даже профессоров в институтах, которые мы заканчивали, достаточно. А вот понятно, доступно, качественно доносящих до студентов материал преподавателей немного. И их, как правило, студенты и любят.

ДО И ПОСЛЕ

Рассмотрим ряд дополнительных критериев, ключевых точек для оценки участником любого тренинга как «до», так и «после». Тренерам же стоит позаботиться об убедительности этих ключевых точек — насколько в их силах.

Во-первых, ОТЗЫВЫ участников тренинга. Если тренинг (или тренинговый центр) имеет положительную репутацию, своих поклонников и сторонников, которые рекомендуют его пройти, если можно сказать, что сформировался «бренд» тренинга — то это уже один из положительных факторов. Конечно, в отзывах участников надо учитывать эмоциональный эффект тренинга, делайте на него скидку — но и недооценивать отзывы тоже не стоит. Люди — они не дураки. В большинстве своём.

Во-вторых, ЗРЕЛОСТЬ тренинга и опыт тренера. Соберите информацию о том, сколько времени существует тренинг и каков опыт тренера. Если меньше года — вы рискуете попасть «на обкатку» и поучаствовать в экспериментальных упражнениях (хотя некоторым нравится). Если организаторы вам такую информацию дать отказываются или уходят от ответа — это уже симптом неблагополучия.

В-третьих, РЕЗУЛЬТАТЫ участников, прошедших тренинг. Как изменились люди? Чему научились? Как меняется их жизнь? Как изменилось поведение? Окружение? Мироощущение? Сравнивайте «до» и «после» и делайте выводы. Только если лично вам не нравится эти изменения — ещё не повод ставить тренингу двойку. Очень часто не нравится, когда человек перестаёт быть «ручным» для родителей, близких, сотрудников по работе. Когда мы теряем над «своим» человеком контроль и рычаги манипулирования. Когда человек становится сильнее нас и живёт более самостоятельной жизнью. Так что, при оценке изменений отдавайте себе отчёт, чем она продиктована — вашей личной выгодой или реальными успехами человека.

В-четвертых, РЕЗОНАНС с личностью тренера. По большому счёту, каждый тренер на тренинге дает СЕБЯ. Свою личность, свой подход к жизни, своё мастерство, своё мировоззрение. Поэтому личность тренера должна вам нравиться. Если это не так, на тренинге вы будете бороться с раздражением и неприятием, и о результатах говорить уже не приходится. Если тренер вам не нравится — вы ничему не научитесь, поскольку от людей, не вызывающих доверия, любая информация неубедительна, проходит мимо и не воспринимается. Кстати, это ещё не значит, что тренер плохой или вы неспособны к обучению. Это значит, что это просто «не ваш» тренер и вы настроены с ним на «разных волнах» — ведь другие участники его воспринимают по-другому? Если же у вас с тренером на занятиях происходит душевный резонанс, если вы вместе с ним гармонично мыслите, чувствуете, переживаете, радуетесь, учитесь — значит, всё в порядке и это «ваш» тренер.

ДОВЕРИЕ ТРЕНЕРУ. Похожая на предыдущую позиция, но несколько другая. Внутри каждого участника сидит Станиславский. Он всё время оценивает: верю или не верю. Насколько вы верите данному человеку, преподавателю, педагогу, оратору? Насколько он представляется вам искренним, подлинным, настоящим, а не деланным, фальшивым, наигранным? Подлинность не сыграешь, её можно только прожить. И это тоже признак высокого профессионализма для тренера. Включайте интуицию, прислушивайтесь к внутреннему Станиславскому. Если он верит, значит, всё в порядке, результат приложится.

В-пятых, ПРИМЕНИМОСТЬ полученных навыков. Тренинг нужен для реальной жизни, а не для неизвестно чего. Поэтому, если вы ещё до начала или хотя бы уже в процессе занятий видите конкретные реальные области применения (внутренний мир, отношения, коммуникации, бизнес) того, чего вы получаете — то это хороший тренинг. Если тренинг начинает работать в вашей жизни ещё до того, как он закончился — значит, это ОЧЕНЬ хороший тренинг.

В-шестых, СТАБИЛЬНОСТЬ результатов. После хорошего тренинга полученное мастерство не должно улетучиваться, как туман после восхода солнца. Вы и через месяцы и годы не должны растерять главное, чему вас научили, — мастерство, говорят в народе, не пропьёшь. Хотя будьте готовы к некоторому откату назад, если вы не практикуете полученные навыки.

И в-седьмых, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ. Всё в жизни надо делать с удовольствием — и тренинг не исключение из жизни, а её самая концентрированная и насыщенная часть. Если вам нравится заниматься, если вы ждёте этого дня, если вас радуют люди, с которыми вы там встречаетесь, если вы на тренинге ловите минуты творческого наслаждения, значит, ваш выбор правилен и тренинг неизбежно даст свои результаты.

ЭФФЕКТ ПОТОЛКА

«Эффект потолка» — это важная закономерность в результатах тренинга, наблюдаемая с регулярностью наступления зимы в наших широтах. К ней надо быть готовым любому человеку, увлекающемуся психологией и тренингами. Заключается «эффект потолка» в том, что, чем больше тренингов человек проходит и чем больший опыт приобретает, тем меньший сравнительный эффект они дают. Рост мастерства идет по экспоненте. Первые тренинги, как первая любовь, приносят наибольшие эмоции и практические результаты. Далее результаты несколько сглаживаются, становятся не такими сильными. И ещё дальше человек практически достигает своего «потолка» в личностном росте, когда, несмотря на все усилия и вложенное в тренинги время, рост и польза невооружённым глазом уже не столь заметны. Происходит это, по моим оценкам, примерно после восьми-десяти-двенадцати тренингов. Можно сказать, что человек в процессе личностного роста становится мудрее и набирается опыта — а опытного бойца удивить уже чем-то сложно. Даже при всём его желании быть удивлённым. Происходит своеобразная адаптация личности к обучению. И завсегдатаю тренингов остается только ворчать, что, мол, раньше и тренинги лучше были, и пользы от них больше, и вообще трава зеленее…

Давайте взглянем ещё шире, и вы увидите, что ЭТОТ ЗАКОН ПРИРОДЫ — «ЭФФЕКТ ПОТОЛКА» — КАСАЕТСЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЮБОМУ МАСТЕРСТВУ: АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ, БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ, ФУТБОЛУ, АВТОВОЖДЕНИЮ, ТЕННИСУ И ЛЮБЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ НАВЫКАМ.

Означает ли это, что, когда достигаешь своего «потолка», можно расслабиться? К сожалению (или к счастью) — не означает! Чтобы поддерживать форму, смысл в тренировке всё равно остается, поскольку любой спортсмен знает, что, если он не будет тренироваться, его мастерство будет падать и он постепенно станет откатываться назад. Это как на эскалаторе. Хочешь стоять — беги! Если остановишься — будет затягивать рутина, мозги будут ржаветь, чувства тупеть. Поэтому многие продвинутые участники ходят на тренинги для того, чтобы поддержать полученное мастерство, личностные ресурсы и удержаться вблизи своего наработанного «потолка».

Можно ли как-то обмануть этот «эффект потолка»? Можно, только если вы принципиально меняете область деятельности, вид спорта, иностранный язык, вид тренинга. Если вы занимались только на «навыковых» тренингах — тренинги с сильной эмоциональной составляющей будут для вас настоящим прорывом. Если вы занимались только на «эмоциональных» — психологическое мастерство будет для вас хорошим открытием. Ну, а если вы уже достигли всяческих вершин — мы будем у вас учиться!

Дмитрий Устинов

Источник: http://www.syntone.ru/library/article_syntone/content/94.html