В начале у него была идея, и он купил её за 27 центов

Мария Быкова

В 2001 году 37-летний управляющий Warner Music Malaysia увольняется с работы и решает открыть собственное дело. Музыку он хочет сменить на самолеты. Идея открыть авиакомпанию родственникам Тони Фернандеса показалась сумасбродной, но он решил твердо стоять на своём.

«Я ткнул пальцем в небо и уповал на лучшее. Но маркетинговый опыт в музыкальной индустрии очень мне помог. Я понял, что авиаперелеты — огромный неосвоенный рынок в Малайзии. От меня требовались только деньги», — говорит об этом решении Фернандес.

Вместе с несколькими друзьями он заложил дом, собрал 500 тысяч долларов... и понял, что понятия не имеет, как получить лицензию на авиаперевозки. Пригодились связи с его прошлой работы. Бывший генеральный секретарь министерства внутренней торговли Датун Пахамин Реджаб, вместе с которым Тони боролся с пиратской музыкой, помог устроить встречу с премьер-министром.

Начинающему бизнесмену дали «добро», но с оговоркой — он должен не открыть новую компанию, а выкупить одну из старых. Тони Фернандес пришёл к владельцу AirAsia, который принял его с распростертыми объятиями и высказал готовность продать ему бизнес в этот же день по сказочной цене — 27 центов. За символическую сумму Тони получает не только права на бренд, но и 2 старых Боинга, 200 сотрудников и 11 миллионов долга.

К не самым лучшим стартовым условиям добавилось и не самое лучшее время для начала — договор о покупке был подписан 8 сентября 2001, а после роковых событий 11.09.2001 жизнь авиакомпаний по всему миру сильно осложнилась.

Но нет худа без добра. После сентябрьского теракта расходы по лизингу самолетов снизились на 40%, а уволенные из других авиакомпаний высококвалифицированные сотрудники пришли в AirAsia на более низкую зарплату, потому что им больше некуда было идти.

Маленький малазийский мальчик, который учился в Великобритании, не мог позволить себе летать домой на каникулах из-за высокой стоимости билетов. Но вот он вырос, открыл свою бюджетную авиакомпанию и в память о далеких временах, в качестве направления первого рейса выбрал Куала-Лумпур — Лондон.

AirAsia строилась по образу ирландского авиаперевозчика Ryanair — чтобы уменьшить стоимость перелета, пассажирам придется многое делать самим — регистрироваться, нести чемоданы к самолету и т.д. Слоган компании «Теперь каждый может летать!». Клиенты готовы принять неудобства в обмен на низкую цену билета.

Когда Фернандес начинал свой бизнес, он знал, что местный рынок в нем нуждается:

«Авиаперевозки созданы для Азии. Вы можете спокойно проехать с одного конца Европы в другой на авто или поезде. Хотите проехать из Куала-Лумпура до Бангкока? Удачи, приятель!»

К слагаемым успеха Фернандеса стоит добавить и его особый стиль управления — горизонтальная система, при которой каждый может высказаться и будет услышан. Многие удачные решения AirAsia исходили от простых сотрудников и клиентов. Тони периодически сопровождает экипаж в полетах, присутствует при погрузке и старается не повторять своей ошибки, которую он допустил в ранние годы компании.

Когда Boeing 737 заменили на более высокий Airbus, Фернандесу было жаль тратить миллион на покупку специальных погрузочных ремней. Через несколько дней к нему пришел его сотрудник с жалобой на то, что он чуть не сорвал себе спину. Тони решил попробовать себя в роли грузчика и на собственном опыте понял необходимость нового оборудования. «Изначально я принял неправильное решение. Подорвал здоровье своих работников и доверие к себе». С тех пор сотрудники для него на первом месте, а клиенты — на втором.

Большие суммы были вложены в безопасность и подготовку пилотов, при этом Фернандес не забывал и о рекламе. Один из первых он понял значимость социальных сетей и до сих пор активно ими пользуется — в день он выкладывает порядка десяти твитов. В тяжелые времена атипичной пневмонии, когда люди боялись летать в Азию, он начал масштабную рекламную компанию. Когда другие перевозчики молчали, он заявил о себе и запомнился клиентам. «Становитесь спонсором! Если бы не спонсировали «Манчестер Юнайтед», мы никогда бы не вышли на 50 миллионов».

Менее чем за два года он погасил долг компании, а цена акций на IPO в 2004 выросла на 130%. Постепенно началась экспансия в странах Азии — появились филиалы в Таиланде, на Филиппинах, в Индии. Не везде этот процесс проходил гладко. Так появление бюджетного авиаперевозчика в Индии было принято в штыки местным гигантом IndiGo и федерацией Indian Airlines. Фернандес жаловался на то, что они пытаются его выжить, и смеялся, что его адвокат в Индии — самый счастливый человек, потому что сделал много денег на судебных делах, поданных против AirAsia.

Но Тони Фернандес не боится вызовов и борьбы, к своим трудностям и ошибкам относится с юмором. Однажды на пресс-конференции журналистка спросила его о неудачном опыте сотрудничества с японской авиакомпанией топ-класса ANA Holdings Inc., с которой не удалось найти общего языка. CEO AirAsia ответил: «ANA выглядела как сексуальная женщина и говорила приятные вещи, но когда мы легли в постель, это был ужасный опыт. Поэтому мы быстро развелись».

Не до шуток Фернандесу стало в конце 2014-го, когда впервые в истории компании их самолет потерпел крушение в Яванском море. Рейс QZ 8501 c 155 пассажирами на борту попал в зону мощнейшей турбулентности. Спустя час, после того как с командиром экипажа была потеряна связь, Фернандес, как лидер компании, взял на себя всю ответственность, не стараясь переложить вину на кого-то другого, приносил извинения семьям погибших, давал интервью, сменил раскраску логотипа на сайте с красного на серый. В дни трагедии он проявил себя максимально тактично и эмпатично.

Сегодня AirAsia выполняет рейсы по 70 направлениям. Лайнер готовится к полету всего за 25 минут, а цена за кресло-километр считается самой низкой в мире — всего 2,2 цента. Особая гордость компании — награда Skyrax — лучшая мировая бюджетная авиакомпания, которую AirAsia получает 7 лет подряд.

Однако не всё в руках Фернандеса превращается в золото. Он с детства был поклонником английской футбольной команды Queen Park Rangers и в 2011 году выкупил 66% акций клуба у Берни Экклстоуна и эксцентричного Флавио Бриаторе.

Тони обещал отшлифовать «необработанный алмаз», но достичь в футболе таких же успехов, как и в авиаперевозках, ему пока не удается. Достижения команды, попавшей под управление Фернандеса, оставляют желать лучшего — если в сезоне 2011-2012 было 10 побед из 38, то в 2012-2013-ом всего 4. Клуб вылетел из Премьер-Лиги, а руководство Фернандеса поражало своей хаотичностью — он менял менеджеров, вкладывал миллионы, но результата так и не было. Сезон 2013-го клуб закончил с долгом в 80 миллионов фунтов, в 2014-ом на год вернулся в Премьер-Лигу, но в 2015-ом снова вылетел.

«Разница в том, что в авиации ты надеешься на себя, а в спорте — на других парней», — объяснял свои неудачи Тони. Однако у бывшего тренера QPR Гарри Рэднаппа другое мнение на этот счет: «Фернандес не понимает футбол и бросает в клуб мешки денег без достаточных знаний».

В Формуле-1 успехи Фернандеса были не лучше. Тони хотелось вернуть былую славу команде Lotus, за которую он болел в детстве, поэтому, выкупив бренд, в 2010-ом создал команду, которая начала выступать именно под этим именем. Но былой славы добиться не удалось — за два года Lotus Team не заработал ни одного очка. В 2011-ом Фернандес выкупил британского производителя спорткаров Caterham Cars, и сезон 2012 команда Тони начала под новым именем.

Малазийский бизнесмен провел в Формуле-1 четыре года, за которые лучшим результатом его конюшни стало 13-ое (не очковое) место. Тони признался, что недооценил сложность королевских гонок. «Мы допустили ряд ошибок, пытаясь сделать всё слишком быстро. Если бы команда избрала более консервативный подход, мы боролись бы в середине пелетона».

Устав от разочарований, Тони продает команду летом 2014-го. Однако и с продажей возникли трудности (Тони жаловался на то, что покупатели не выполнили условий своих обязательств) и бывшие сотрудники Caterham остались недовольны Фернандесом. Один из них (Джим Макманус) обвинил Тони в том, что он «просто бросил весь персонал на произвол судьбы», а бывший гонщик Ярно Трулли в этом году во второй раз подает на Фернандеса в суд за так и не выплаченную зарплату....

В 2010-ом Forbes назвал Тони Фернандеса бизнесменом года. В 2011-ом он вошел в список «самых креативных бизнесменов года». То, что он сделал с AirAsiа, стало результатом его кропотливой работы. Сеть его бюджетных отелей Tune Hotels охватила Британию, Малайзию, Индонезию и Кению, но не каждый его выстрел попадает в цель.

Однажды он рассказал журналистам про свою школьную коробку, которую ему прислал его друг. На ней было три стикера — самолет, болид Формулы-1 и логотип футбольного клуба. Мечты сбылись — у Фернандеса есть всё, чего он хотел, но, увы, не все начинания оказались одинаково успешными.

Тони Фернандес

Дата и место рождения: 30.06.64, Куала-Лумпур, Малайзия (52 года)

Семейное положение: Женат, двое детей

Состояние: 230 миллионов долларов (по данным Форбс за 2016 год)

Образование: Колледж Эпсом, Лондонская высшая школа экономики, степень в области бухгалтерского учета

Карьера:

1987 — Warner Music International (финансовый контролер)

Конец 80-х — Virgin Communications (старший финансовый аналитик)

1992 — Warner Music Malaysia (управляющий)

1996 — Получение звания сочлена в Ассоциации частных сертифицированных бухгалтеров

2001 – покупка Air Sdn Bhd

2007 — создание первой в Азии сети отелей без излишеств Tune Hotels

2009 — президент Азиатской баскетбольной лиги

2010 — создание команды Формулы-1 Lotus ( с 2012-го года — Caterham)

2011 — покупка контрольного пакета акций футбольного клуба Queen Park Rangers

2014 — продажа команды Caterham