Как грамотно организовать прохождение работниками обязательного психиатрического освидетельствования

Андрей Криницын Евгеньевич, главный государственный инспектор по правовым вопросам в Республике Бурятия

Вступление

В статье будут освещены вопросы правомерности привлечения работников к дисциплинарной ответственности за отказ от прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (ОПО), оплаты времени отстранения на период прохождения ОПО работников микропредприятий, сроков действия решения комиссий по ОПО и проблемы несоответствия профессиональных стандартов требованиям Перечня медицинских психиатрических противопоказаний, а также о категориях работников, одной из которых весьма затруднительно будет пройти обязательное психиатрическое освидетельствование, а другой — невозможно в современных правовых реалиях.

Психиатр «без сапог» и его подопечные

Пункт 5 примечаний к Перечню медицинских психиатрических противопоказаний, утвержденному Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377, обязывал работников учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, проходить психиатрическое освидетельствование в соответствии с правилами устройства и эксплуатации указанных учреждений. В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 этот пункт утратил силу.

Однако это изменение не коснулось самого Перечня, а именно работ, связанных с использованием фармакологических средств — применением нейролептиков в психиатрической практике. Большинство психиатров применяют нейролептики при лечении тех или иных заболеваний либо психозов.

Это отражено в проекте профессионального стандарта «Врач-психиатр», размещенного на сайте http://www.profstandart.rosmintrud.ru, который планируется к принятию в 2016 году.

III.Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Оказание медицинской психиатрической помощи населению

Код

A

Уровень квалификации

8

 

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

 

Заимствовано из оригинала



 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей34

Врач-психиатр

Врач-психиатр участковый

Врач-психиатр детский

Врач-психиатр детский участковый

Врач-психиатр подростковый

Врач-психиатр подростковый участковый

 

Требования к образованию и обучению

Высшее образование — специалитет по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия».

Интернатура/ординатура по специальности «Психиатрия»

Особые условия допуска к работе

Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Психиатрия».


Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных действующим законодательством Российской Федерации 5

Необходимые умения

 

 

Назначать медикаментозное лечение с учетом клинической картины психического расстройства и в соответствии с действующими клиническими рекомендациями, протоколами ведения больных и стандартами оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, используя:

  • антипсихотики (нейролептики)

  • антидепрессанты

Обратите внимание, что перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377, в разделе фармакологические средства содержит прямое указание на применение нейролептиков в психиатрической практике, а дополнительными противопоказаниями являются алкоголизм, наркомания и токсикомания. Представленный проект в разделе «особые условия допуска к работе» не обязывает проходить врача-психиатра обязательное психиатрическое освидетельствование в нарушение требований статьи 213 ТК РФ и учитывает отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных действующим законодательством Российской Федерации (со ссылкой на положения статьи 351.1 ТК РФ).

В число организаций-разработчиков данного проекта профессионального стандарта входит Министерство здравоохранения Российской Федерации, которое в силу требований пункта 2 Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 должно осуществлять организационно-методическую работу по вопросам, связанным с прохождением обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, а также общественная организация «Российское общество психиатров», члены которой должны наизусть знать Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности. Каким образом возникло столь досадное упущение, остается только догадываться.

К сожалению, другие проекты профстандартов (например, врача-хирурга) и уже действующие профстандарты (например, животновод, сварщик1) грешат тем же — повсеместным игнорированием прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. Например, профстандарт фрезеровщика содержит в себе бланкетную ссылку на законодательство об охране труда в целом в раздел «особые условия допуска к работе», но часть работодателей так и не почерпнут из этого профстандарта полезную информацию о том, что фрезеровщик должен пройти ОПО.

Хотя это может принести и пользу: раз в профстандартах, утверждаемых Министерством труда РФ, отсутствуют упоминания о прохождении ОПО как особом условии допуска к работе, то это может сыграть не последнюю роль в судебных баталиях с работниками, не прошедшими ОПО по той или иной причине.

Возникает вопрос, каким образом врачи-психиатры, являющиеся членами комиссии по ОПО, сами смогут пройти данную процедуру? Для этого нужно будет пройти ОПО при приеме на работу, чем могут похвастаться немногие психиатры. Следовательно, члены комиссий по ОПО, не прошедшие данную процедуру, должны быть отстранены от исполнения трудовых обязанностей в соответствии с требованиями статей 76 и 212 Трудового кодекса РФ и пройти ОПО, например, в другом регионе. Однако и там обстановка навряд ли будет кардинально отличаться. Данная ситуация ставит в крайне затруднительное положение всю систему медицинских учреждений, осуществляющих ОПО. Оптимальным выходом из щекотливой ситуации явилось бы «возрождение» пункта 5 примечаний к Перечню медицинских психиатрических противопоказаний, позволявшего психиатрам проходить психиатрическое освидетельствование в соответствии с правилами устройства и эксплуатации учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.

В последнее время стали появляться частные медицинские организации, предлагающие услуги по прохождению ОПО. Следует отметить, что деятельность организаций будет являться легитимной только при соблюдении требований, указанных в части 1 статьи 6 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и наличии соответствующей лицензии. Так, врачебная комиссия, действующая в частной медицинской организации2, должна быть уполномочена федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения (ФМБА России) или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения на принятие решений о признании работника пригодным/непригодным к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Действующее законодательство не содержит ограничений на проведение обязательного психиатрического освидетельствования врачебными комиссиями частных медицинских организаций, имеющих соответствующие лицензии и уполномоченных на то органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Так, приказ Министерства здравоохранения Забайкальского края № 376 от 14.07.2014 «Об организации деятельности врачебной комиссии по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников» уполномочил на проведение обязательного психиатрического освидетельствования врачебную комиссию негосударственного учреждения здравоохранения «Дорожная клиническая больница на ст. Чита-2 ОАО "РЖД"» в рамках положений пункта 9.3.8 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края № 255 от 08.05.2014, регулирующего проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных Министерству.

Также в большинстве регионов действуют программы развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения3, основными целями которых являются создание конкурентоспособной среды между государственными и частными медицинскими организациями и возможность выбора пациентом медицинских организаций с более высоким качеством предоставления медицинских услуг, независимо от формы собственности медицинских организаций. Наличие подобных программ достаточно убедительно опровергают доводы о том, что обязательное психиатрическое освидетельствование могут проводить медицинские организации исключительно государственной или муниципальной форм собственности.

Хотелось бы отметить категорию работников, которые в настоящее время даже теоретически не смогут пройти ОПО. Речь идет о лицах, страдающих психическими расстройствами и участвующих в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями. Упоминание о них можно найти в статье 227 Трудового кодекса РФ.

Несмотря на то, что в пункте 2 Положения о лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 № 522, имеется ссылка на невозможность трудоустройства на обычном производстве по медицинским показаниям и иным обстоятельствам, законодательство4 устанавливает обязательные квоты рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами.

Следовательно, работники этой категории могут осуществлять трудовую деятельность не только в лечебно-производственных предприятий, но и в обычных организациях в рамках соответствующей обязательной квоты. И в этом случае ребром встает вопрос о прохождении ими ОПО, которое они заведомо не пройдут. Решить этот нелегкий вопрос возможно только посредством внесения изменений в действующее законодательство.

Срок действия и универсальность решения комиссии по ОПО

Работодателей и работников волнует срок действия решения комиссии по ОПО. К сожалению, данный вопрос на федеральном уровне не урегулирован, а на региональном — сроки могут быть установлены приказом органа здравоохранения субъекта и варьируются от 3 месяцев до года. Если исходить из сроков прохождения ОПО, то минимальный срок действия решения комиссии должен варьироваться от трех до пяти лет.

На мой взгляд, данные сроки чересчур короткие и срок действия решения комиссии должен устанавливаться исходя из специфики профессии обследуемого, а срок не может превышать пяти лет.

С 01 января 2017 года статья 65 ТК РФ претерпит изменения. С этой даты лица, поступающие на работу, должны предъявлять работодателю справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которая выдана в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Согласно Перечня дополнительными медицинскими психиатрическими противопоказаниями к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, являются алкоголизм и наркомания (работники военизированной охраны, горноспасатели, пожарные, работы, непосредственно связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и психиатры).

В целях наиболее полного исследования работника во врачебной комиссии, проводящей ОПО указанных категорий работников, обязательно должен состоять психиатр-нарколог для определения склонности будущего работника к потреблению наркотиков. Неоценимую помощь в этой проблеме могут оказать соответствующие изменения в статью 65 Трудового кодекса РФ о предоставлении при приеме на работу решения комиссии по ОПО, которое содержало бы указание на отсутствие склонности к потреблению наркотиков. Такое изменение законодательства существенно бы повысило мобильность трудовых ресурсов, да и работодатель не разбрасывался бы работниками, у которых на руках есть действующее решение комиссии по ОПО (с четко определенным сроком действия) и которые представляют собой лакомый кусочек для других работодателей, не обремененных обязанностью повторно оплачивать его.

Справка о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств, по сути, представляет собой «филькину» грамоту. Учитывая положения КоАП РФ, позволяющие оттягивать дату вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, а также возможность освобождения от административной ответственности в связи с добровольным обращением в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (а то и вовсе покупку этого назначения врача), практическая ценность этого документа для работодателя весьма невелика.

В целом, решение комиссии по ОПО как документ, предшествующий заключительному акту, составляемому при прохождении ПМО, должно быть более универсальным для работника и работодателя и освобождать их от прохождения врача-психиатра в ходе проведения предварительного медицинского осмотра (который тоже стоит денег). А в отношении работников, работающих на Крайнем Севере и подпадающих под действие Перечня № 377, содержать указание (при проведенной электрокардиографии) на отсутствие противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях согласно требованиям статьи 324 ТК РФ.

Загадкой для меня остается письмо Минздрава России от 03.09.2015 № 14-1/3069356-3176 «Об обязательном психиатрическом освидетельствовании работников», в котором указано, что в случае выявления врачом-психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебную комиссию, уполномоченную на то органом здравоохранения. Зачем? Предварительный медицинский осмотр проводится только при наличии у работника решения комиссии по ОПО5, да и в случае выявления подозрений на наличие медицинских психиатрических противопоказаний лучше направить работника на внеочередной медицинский осмотр к профильному врачу, так как работник обязан проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в соответствии с требованиями статьи 214 ТК РФ, а ОПО является для работника добровольной процедурой, несмотря на ее название «обязательное». Обязательным освидетельствование остается для работодателя, но не для работника.

Дисциплина превыше всего или типовая форма трудового договора с «сюрпризами»

Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858 утверждена типовая форма трудового договора, заключаемого с работодателем-микропредприятием. Данная форма подлежит применению микропредприятиями с 01 января 2017 г. Согласно подпункту «д» пункта 11 формы типового трудового договора работник обязан проходить обязательное психатрическое освидетельствование, в то время как статья 214 ТК РФ и Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» не содержат такой обязанности у всех работников, а не только работников микропредприятий. Данный подпункт типового трудового договора содержит условие, ограничивающее права работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и не подлежит применению в силу прямого указания статьи 9 ТК РФ. Налицо нарушение части 3 статьи 55 Конституции РФ — ограничение прав граждан возможно только федеральным законом, а не подзаконным актом.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 13 работодатель обязан сохранять за работником средний заработок на время прохождения указанных в подпункте «д» пункта 11 типовой формы трудового договора обязательных медицинских осмотров (освидетельствований) в соответствии с ТК РФ.

Это несомненное улучшение прав работников микропредприятий, так как ТК РФ не содержит норм, обязывающих работодателя оплачивать период прохождения работником ОПО по направлению работодателя в размере среднего заработка (за исключением прохождения ОПО по просьбе работника в соответствии с медицинскими рекомендациями — ст. 212 ТК РФ).

Острые дискуссии вызывает вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, не желающих добровольно проходить ОПО. Данная проблема фактически не касается лиц, поступающих на работу, так как применять дисциплинарное взыскание возможно только к работникам.

Применение к работникам дисциплинарных взысканий за отказ пройти ОПО является спорным в силу отсутствия такой обязанности у работника, закрепленной в ТК РФ. Включение в трудовой договор подобной обязанности будет ухудшать положение работника, вследствие чего трудовой договор не будет подлежать применению в этой части.

Сам по себе отказ работника пройти ОПО влечет за собой обязанность работодателя отстранить его, и лишь систематическое уклонение либо последующие отказы при наличии добровольного письменного согласия на прохождение ОПО может повлечь за собой привлечение к дисциплинарной ответственности. 6

На мой взгляд, во избежание возникновения большого количества судебных исков об оспаривании мер дисциплинарного воздействия следует воплотить в жизнь инициативу Минтруда о заключении срочных трудовых договоров с работниками, занятыми на работах с вредными и опасными веществами, и внесении соответствующих изменений в статью 59 ТК РФ. Максимальный срок действия срочного трудового договора — 5 лет и по истечении этого срока, если работник заинтересован продолжить трудовые отношения, то фактов отказов либо уклонения от прохождения ОПО попросту не будет.

Перечень № 377 и его применение

Многих волнует вопрос, откуда вообще появилось это пресловутое ОПО, ведь раньше его не было! Перечень № 377 является «калькой» приложений 1 и 2 Приказа Министерства здравоохранения СССР № 555 от 29.09.1989, фактически утративших силу с принятием вышеуказанного перечня, а также Приказа Минздрава РФ от 31.05.1993 № 116 «Об объявлении Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"» и Приказа Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 № 90.

При ближайшем рассмотрении указанных приложений встречаются до боли знакомые формулировки, которые во времена СССР были куда подробнее. Неподдельный интерес у работодателей вызовет пункт 13 примечаний к приложениям 1 и 2 Приказа Министерства здравоохранения СССР № 555 от 29.09.1989, согласно которому участие врача-психиатра было обязательно только при проведении предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров. А пункт 47 разъясняет, что под применением подразумевается промышленное использование веществ (радиоактивные и психотропные вещества, кислоты, бром, бериллий и прочие) и погрузо-разгрузочные работы.

При этом пункт перечня, обязывающего работодателей направлять работников на ОПО в случае выполнения ими прецизионных и зрительно напряженных работ различных разрядов точности по СНИП-1980, фактически утратил силу еще в далеком 1995 году в связи с изданием Постановления Минстроя РФ от 02.08.1995 № 18-788. Между тем таких неоднозначных пунктов (в том числе ссылающихся на документы, фактически утратившие силу) «пруд пруди».

Расплывчатые формулировки позволяют необоснованно расширять количество работников, которым нужно пройти ОПО. Например, работники на полиграфическом производстве (линотипные работы, ручной набор и другие). Формулировка «и другие», особенно в отношении средств отображения информации, неоправданно широко смотрит в будущее работников полиграфического цеха и производителей средств отображения информации (дисплеи, мониторы и пр.).

Злободневным вопросом для работодателей является обязательность процедуры проведения электроэнцефалограммы (и иных процедур) при прохождении работниками ОПО. В Письме Минздравсоцразвития России от 05.04.2012 № 14-5/10/2-3374 дан четкий и аргументированный ответ о том, что выдача результатов психиатрического освидетельствования (заключения о состоянии здоровья) без проведения необходимых и дополнительных функциональных исследований является нарушением порядка проведения психиатрического освидетельствования.

Хотелось бы отметить, что в случае выполнения работником различных работ, подпадающих под действие Перечня (внутреннее совместительство, совмещение, временный перевод) в решении комиссии по ОПО (во избежание претензий со стороны надзорных органов) должно содержаться указание на несколько пунктов Перечня.

Послесловие или «спасение утопающих — дело рук самих утопающих»

Работодатели все чаще задаются вопросом о целесообразности проведения ОПО перед ПМО. На мой взгляд, ответ, а точнее путь к решению этого вопроса, лежит на поверхности и указан в пунктах 5.1 и 5.6 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 — 2016 годы.

Эти пункты провозглашают, что Стороны возлагают на себя обязательства по обеспечению совершенствования нормативной правовой базы в целях повышения эффективности систем оценки условий труда и улучшения здоровья работающих путем принятия новых норм и правил и внесения изменений в действующие нормы и правила в сфере охраны труда, а также совершенствования системы и методов проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда.

К сожалению, в части, касающейся института ОПО, воз и ныне там, каких-либо реальных «подвижек» за время действия вышеуказанного Соглашения не было ни со стороны работодателей, ни со стороны профсоюзов. Перечень № 377 никоим образом не был связан ни с аттестацией рабочих мест и не связан со сменившей ее специальной оценкой условий труда, вследствие чего назрела реальная необходимость принятия нового порядка прохождения как медосмотров, так и обязательного психиатрического освидетельствования, учитывающего современные реалии законодательства об охране труда.

1 Приказ Минтруда России от 28.11.2013 № 701н содержит указания на положения статьи 213 Трудового кодекса РФ и приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, однако указаний на Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 нет

2 Приказ Министерства здравоохранения Забайкальского края от 29.06.2016 № 436

3 static-1.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/024/128/original/Справочная_информация_-_Программы_субъектов_РФ_по_развитию_ГЧП.pdf?1426262088

4 Статья 16 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

5 Пункт 9 приложения № 3 к Порядку проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленного Приложением № 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н

6 Подпункт «в» пункта 35 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

7 Примечания к приложениям 1 и 2 Приказа Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555

8 С 1 января 1996 года введены в действие СНиП 23-05-95