Партнёра по бизнесу найти не просто, а разделить бизнес — ещё сложнее

Андрей Лисов, юрист по гражданским делам (г. Москва)

Что в новом партнёре для совместного бизнеса (характер, бэкграунд, напор, друзья, манеры, дела...) должно Вас насторожить, и Вы настоите на подписании договора с чётким оформлением правил и долей?

— Партнёра по бизнесу выбрать не так просто, как кажется. И дело даже не в многочисленных «подводных камнях», которые могут присутствовать с юридической точки зрения. Ведь на то и адвокаты, юридические специалисты, которые помогут обезопасить себя в случае заключения соглашений с партнёром. Партнёр — это тот человек, с которым вы очень плотно будете взаимодействовать в течение определённого времени, может быть, даже всю жизнь. Поэтому к выбору его надо подходить с максимальной ответственностью.

Я бы не стал выбирать партнера, который вызывает у меня подозрения. Например, человек, который обещает «золотые горы» в случае сотрудничества с ним, пытается представить себя куда более влиятельной фигурой, чем он является, не может не вызывать подозрений. Опытному бизнесмену достаточно легко определить человека с криминальными наклонностями, и лучше держаться от такого подальше. Не стоит связываться с партнёром, «пороки» которого вам известны: речь идёт в данном случае о лицах, склонных к азартным играм, злоупотребляющих наркотиками и алкоголем, совершающих компрометирующие поступки.

Иногда очень помогает даже беглый взгляд на окружение партнёра. «Скажи мне, кто твой друг» — этот принцип прекрасно работает в данном случае. Лучше всего не связываться с партнёрами, ближайшее окружение которых вызывает у вас сомнения. Даже если это очень приличный с виду человек, но вращающийся в обществе сомнительных личностей — вряд ли он может быть подходящей кандидатурой на роль партнёра по бизнесу. Конечно, не стоит связываться и с человеком, явно вас не уважающим, не пунктуальным, не отвечающим за свои слова и обещания. Из бизнес-партнёрства с таким человеком не выйдет ничего хорошего, у вас будут сплошные проблемы и неприятности, поскольку отвечать придётся «и за себя, и за того парня».

С какими ситуациями раздела или спора о разделе бизнеса Вы сталкивались или наблюдали?

— Раздел бизнеса — это довольно серьёзная проблема для собственников. К сожалению, с такими ситуациями приходится сталкиваться довольно часто. Я бы разделил их на две группы. Первая группа — это раздел бизнеса между его соучредителями и совладельцами, которые являются собственниками долей в конкретных бизнес-проектах. Вторая группа — раздел бизнеса в случае развода супругов, один из которых или оба являются собственниками. Наиболее сложная ситуация — когда между супругами делится доля одного из супругов в бизнесе, имеющем несколько совладельцев. Такие ситуации я наблюдал неоднократно. Но в большинстве случаев они решались «полюбовно», то есть один из супругов просто выкупал у другого его долю в бизнесе или «менял» на квартиру, автомобили, иное имущество.

В частности, такой путь выбрали мои знакомые — и оба остались довольны: супруга получила квартиру и хорошую сумму денег, а супруг оставил за собой бизнес, которым он буквально жил, в развитие которого вложил большие средства, а главное — свою душу. Но бывают, конечно, и ситуации, когда супруги настаивают только на разделе долей в бизнесе. Их успешное разрешение требует недюжинных усилий и большого опыта участия в переговорах как от самого бизнесмена, так и от специалистов, за помощью которых он обратится.

Медиация — это новая возможность досудебного решения спора или бесполезная форма потери денег? Каких специалистов Вы бы рекомендовали привлекать при разделе компании?

— На мой взгляд, медиация — это прекрасный способ решить спорные ситуации без обращения в суд. Это экономия времени и денег, которые неизбежно будут потрачены в случае развёртывания полноценного судебного разбирательства. Во-вторых, медиация помогает людям остаться в хороших или хотя бы нейтральных отношениях. Одно дело, если люди судились друг с другом, нанимали адвокатов, проводили расследование, и совсем другое — если они прибегли к услугам медиатора и смогли решить свои проблемы без конфликта. Именно это обстоятельство позволяет назвать медиацию в числе наиболее результативных способов разрешения противоречий. Ведь не зря к ней серьёзно относятся даже политики, решая многие проблемы путём переговоров.

В случае раздела компании можно посоветовать привлекать тех специалистов, которые уже имеют положительный опыт разрешения подобных противоречий. Желательно обращаться к опытным специалистам, которые сами не только имеют юридическое образование, но и разбираются в бизнесе, в предпринимательской этике. Таких людей не так много, но они есть. И если постараться, то их не столь сложно найти. Хотел бы добавить, что не у всех медиаторов есть юридическое образование, но, на мой взгляд, это большое упущение. Ведь знание законов позволяет осуществлять свою деятельность куда лучше. А главное — избегать ситуаций, когда любой юрист или адвокат найдёт ошибки и повернёт дело так, что действия такого специалиста окажутся идущими вразрез с нормами законодательства.

Как и о чём лучше конкретно договариваться «на берегу» при возможном разделе бизнеса?

— Бизнес не так просто делить, как кажется. Процесс раздела начинается с переговоров — как и любое другое важное действие. Ни в коем случае не стоит делить бизнес, начиная с конфликта. Ругань, угрозы — всё это может превратить вчерашних партнёров в лютых врагов. Тем более надо понимать, что эти враги прекрасно осведомлены о тонкостях ведения вашего бизнеса. Поэтому общаться с партнёрами, желающими разделить бизнес, необходимо уважительно. Лучше всего проводить переговоры в неформальной обстановке, демонстрируя максимальное дружелюбие.

Первый и самый главный вопрос, который нужно обсудить: а стоит ли вообще делить бизнес? Быть может, проект обойдётся без раздела и только выиграет, оставшись цельным? Если вы хотите сохранить весь бизнес за собой, то с этого и необходимо начинать. Постарайтесь привести аргументы в пользу сохранения бизнеса под единым управлением, не забывая обрисовать и выгоду ваших партнёров в случае продажи или обмена их долей в совместном бизнесе именно вам.

Постарайтесь убеждать партнёров, не ругаясь и не акцентируя внимание на негативных для них последствиях. Помните, что ваша самая главная задача — не только разделить бизнес, но и остаться с партнёрами хотя бы в нейтральных отношениях. В будущем нейтралитет вчерашних партнёров вам очень поможет, в этом можно не сомневаться.

«Вершки и корешки» (даже солнечная сторона дома или северная ) — что обычно сложно правильно поделить и как тогда быть?

— Сложнее всего, как я уже отметил выше, разделять доли супругов в бизнесе, если у бизнеса есть другие совладельцы. Такой раздел может привести к самым разным, в том числе и крайне разрушительным, последствиям для вашего бизнеса. Не случайно Общественная палата РФ в ноябре 2017 года представила проект поправок в Семейный кодекс РФ, в котором содержится и очень важная для нас идея запрета раздела бизнеса при разводе. Эта поправка действительно направлена на защиту интересов предпринимателей, поскольку от таких разделов часто страдает бизнес, следовательно, и экономика муниципального образования, региона, страны. Общественники предлагают сохранять бизнес за тем из супругов, кто им реально занимается. В свою очередь, той половине, которая долю в бизнесе не получит, будет выплачиваться компенсация. Я считаю, что таким путём можно делить и бизнес между партнёрами.

В подавляющем большинстве случаев участие партнёров далеко не равномерно. Например, один человек инвестировал свои средства и «умыл руки», получая лишь дивиденды, а другой действительно управляет бизнесом, заботится о его продвижении, подбирает персонал. В этом случае гораздо лучше договориться с инвестором о постепенном возвращении ему определённой компенсации, размеры которой нужно спокойно обсудить, возможно, привлекая для этой цели опытных специалистов — тех же медиаторов. Очень сложно делить и инфраструктуру, обеспечивавшую развитие бизнеса, причём речь идёт не только о недвижимом имуществе, но и об инструментах, оборудовании. Все эти вопросы необходимо тщательно прорабатывать, обсуждать, главное — не руководствуясь при этом принципом «пусть другому будет хуже».

Какие аргументы в спорах о разделе бизнеса стоит применять до суда (информационные войны, агентов влияния, компромат, дружескую улыбку...)?

— Конечно, самый лучший аргумент — дружеская улыбка. Оставаясь друзьями, гораздо проще решать все важные вопросы, в том числе и разделять бизнес. В этом случае, даже разделив бизнес и перестав быть партнёрами, вы сохраните возможность дальнейшего нормального взаимодействия с бывшими совладельцами. Но далеко не во всех случаях дружеская улыбка имеет свою силу.

Ваш партнёр может быть настроен куда жёстче вас, и в этом случае могут потребоваться совершенно другие аргументы. Сразу отмечу, что борьба с помощью компромата и информационных войн — не лучший выбор. Если вы делите бизнес с партнёром, который находился и действовал бок о бок с вами долгие годы, то надо понимать, что он тоже может обладать очень большой информацией о вас, в том числе и компрометирующего характера.

Ни в коем случае не стоит устраивать битву компроматов, подключать специалистов по «чёрному пиару» и дискредитации конкурентов. Такими действиями вы можете вырыть яму и себе. Тем более что информационная война — это всегда «ходьба по острию», балансирование на грани нарушения законодательства. Конечно, информационные вбросы в современном обществе имеют большую силу, но надо очень хорошо обдумывать каждую публикацию в масс-медиа. Эти публикации не должны нарушать закон, наносить партнёру «несмываемые» обиды. Ведь очень часто вброс компромата побуждает партнёра приступить к аналогичным ответным действиям, провоцирует его на ещё более жёсткие шаги, чем предприняли вы сами. Это необходимо иметь в виду в каждой спорной ситуации.

Если партнёр не намерен расходиться с вами, сохраняя дружеские или нейтральные отношения, лучше действовать, оставаясь в рамках закона: обращаться в суд, привлекать юристов высокой квалификации.

Можно ли прописать в договоре как можно более детально принципы раздела заранее?

— При открытии совместного бизнеса лучший выход — сразу же составить и договор о его разделе. Он поможет предотвратить многие спорные ситуации и станет некоторой гарантией прав и интересов совладельцев бизнеса в случае его раздела. Ведь это документ, который при необходимости можно предъявить и партнёрам, и в суде, и действовать дальше, исходя из того, что прописано в данном договоре.

В первую очередь, необходимо как можно более чётко указать причины и условия раздела бизнеса, указать, кто из совладельцев может претендовать на какую часть бизнеса и совместного имущества. Очень желательно прописать в данном договоре особенности наследования долей в бизнесе, участия родственников в управлении бизнесом. В договоре должны быть указаны условия выхода партнёра или партнёров из бизнеса, условия продажи партнёром своей доли другим участникам бизнеса или третьим лицам, специфика наследования бизнеса, раздела долей в случае развода супругов – совладельцев бизнеса, особенности ликвидации бизнеса.

В некоторых ситуациях партнёры приходят к выводу, что лучше ликвидировать совместный бизнес. Условия прекращения существования бизнеса также должны быть заранее оговорены, в том числе и в направлении раздела имущества, денежных средств, которые находились на счетах организации на момент принятия решения о разделе. Для того чтобы составить такой договор, необходимо воспользоваться услугами профессионального юриста, обладающего надлежащими знаниями и квалификацией.

Беседовала Ольга Кошарная