Адизес не всегда прав

Елена Голева, руководитель отдела персонала сети магазинов одежды Mayorgo

Чем Вам лично близок Ицхак Адизес и в чём его уникальность?

— Ицхак Адизес известен как высококлассный специалист и бизнес-консультант в области эффективного управления бизнес-процессами. Его принципами и подходами пользуются многие консалтинговые компании, топ-менеджеры огромных предприятий, управляющие партнёры малого и среднего бизнесов всего мира. Филиалы Института Адизеса, которые находятся во всех уголках земли, активно распространяют его философию ведения бизнеса. Книги Адизеса, такие как «Управление жизненным циклом корпорации», «Идеальный руководитель», «Размышления о личном развитии» и многие другие, получили огромную популярность и признание.

Если говорить о теории «жизненного цикла организации» И. Адизеса, является ли его теория универсальной для всех компаний?

— Сам смысл жизненного цикла корпорации воспринимается очень убедительным и неоспоримым. Классификация Адизеса в рамках данного подхода вполне выглядит как рабочий инструмент, применимый на практике.

Все почитатели данного подхода успешно внедряют его в бизнес-процессы своих компаний. И на первый взгляд, действительно, кажется, что данный подход универсален. Но в действительности не для всех топ-менеджеров и владельцев бизнесов этот подход может послужить универсальным решением проблемы.

Вспомнилась одна народная поговорка: «И швец, и жнец, и на дуде игрец». На первый взгляд, поговорка говорит о том, что один человек может обладать многими навыками и выполнять несколько функций, но есть и обратная сторона данного высказывания. Всегда ценились люди, которые имели одновременно разные таланты: писать, читать, много работать, петь, играть на музыкальных инструментах. Следует отметить, что ни за чтение, ни за пение, ни за игру на музыкальном инструменте никто не платил. И в данном случае непонятно, все ли функции человек выполнял качественно.

Безусловно, сильный управленец может воспользоваться практически любой методологией, классификацией, подходом и т. д. Но в том случае, когда это целостная и единая методология, а не смесь из непонятных и интуитивных утверждений. И данный процесс внедрения получает хороший результат и работает. В то же время слабый управленец может применять те же методологии и при этом не добиться никаких положительных результатов.

В данном случае наивно думать, что применение топ-менеджером какой-либо теории или методологии есть проявление его профессиональной управленческой компетенции. Компетенции и знания — это вовсе не одно и то же.

Елена, расскажите, какие жизненные циклы по теории Адизеса проходят компании?

— По теории Адизеса, можно предположить, что любая компания проходит все этапы жизненного цикла организации путём изменения основных характеристик системы управления. И действительно, этот процесс выглядит правдоподобным и неоспоримым. Но если мы начнём применять высказанную идею подхода к реальным компаниям, то появляются некоторые нестыковки. Каждые год или два компания развивается и растёт, открывая новые направления бизнеса, где новое бизнес-направление — это начальный этап жизненного цикла организации. И возможно, что одно из новых направлений через несколько лет станет основным. Моментально возникает вопрос: «А как по теории Адизеса происходит построение системы управления организации, в каждой из которых может быть 2-3 новых направления бизнеса, которые стартовали ранее каждый год?». Можно предположить, что стадии жизненного цикла организации есть некая метафора, которая преподносит подход Адизеса понятным для восприятия.

Хочется подчеркнуть, что дело не всегда связано со стадиями жизненного цикла. Существование организации и её жизненный цикл не предопределены. Если жизненный цикл отдельного организма — это рождение, детство, юность, взросление, старение и смерть, то организации могут не стареть вовсе. Есть предположение, что компания может периодически регрессировать назад по кривой жизненного цикла организации и тем самым обеспечивать желаемый уровень эффективности. В этом и заключается смысл данного подхода. Если мы можем определить, какая система управления будет эффективной, то можно выстраивать её, перемещаясь от общих целевых параметров системы управления к реальным вещам, таким как миссия и ценности компании, бизнес-процессы и создание необходимой управленческой отчётности, привязка KPI к бонусам работников и многое другое.

Интересно услышать Ваше мнение про основные идеи классификация психотипов по книге «Идеальный руководитель».

— В классификации Адизеса 4 типа менеджмента под общей аббревиатурой PAEI, где: P — производство результатов, A — администрирование, E — предпринимательство, I — интеграция.

Деление на типы выглядит довольно непонятным и несвязным, так как они разделены по разным основаниям классификации. Такое разделение на типы не несёт за собой общей целостности. Возникает вопрос: «А насколько эти характеристики полны и качественны?».

Такой подход Адизеса достаточно популярен. Сама классификация проста и интуитивно понятна. Найти общее основание для классификации, конечно, можно, но в письменных трудах автора оно реально не освещено. Можно сделать вывод, что характеристики этих психотипов — это пары противоположных параметров, которые повествуют стили управления. Например: «функционирование» — «развитие», «дисциплина» — «самоорганизация». В случае если организация ориентирована на дисциплину и функционирование, компания находится на стадии «старения» по кривой жизненного цикла. А если компания направлена на самоорганизацию и развитие, то компания на этапе развития. Так или иначе, никто не может запретить управленцу вовремя проанализировать ситуацию и внести изменения в стили управления организацией, что даст возможность перемещаться по кривой жизненного цикла в нужном направлении.

Ольга Кошарная