Отстранить акционера от управления

РЕФОРМА ФССП. НАЧАЛО.

2 июля 2019 года в Государственную думу РФ внесён и направлен на рассмотрение в профильные комитеты законопроект № 745075-7, «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». То, чего так давно ждали судебные приставы и специалисты, работающие с ФССП, наконец случилось и начинает обретать некие определенные очертания.

Каков смысл всего этого? В России начинается не побоюсь этого слова — «глобальная» реформа системы принудительного исполнения судебных актов. Таким образом, начинается эта реформа ФССП уже в сегодняшний момент, в 2019 году. Из недавних новостей Правительства РФ — документ одобрен и, скорее всего, будет принят с минимальными поправками и максимально быстро. Краткий анализ основных положений законопроекта рассмотрим далее.

На основании анализа положений законопроекта можно утверждать, что планируется именно кардинальная реформа государственной службы в ФССП, и в последующем скорее всего — всей системы принудительного исполнения судебных актов. Законопроект уже подготовлен с учетом внесения изменений в иные отдельные законодательные акты, в том числе в Федеральные законы "О судебных приставах", "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации". Последние новости из Госдумы РФ говорят о том, что абсолютное большинство парламентариев полностью поддерживает радикальное изменение статуса службы.

Что из себя представляет на данном этапе реформа ФССП в 2019 году в рамках законопроекта? Официальный источник, сайт Государственной Думы РФ, содержит информацию о том, что на рассмотрение внесен законопроект о: принятии нового нормативного акта (собственно анализируемого законопроекта) и внесении изменений в действующие закон — отдельные законодательные акты. Как видно из название нового законопроекта «О службе в органах принудительного исполнения РФ», основным смыслом реформы является то, что Федеральная служба судебных приставов становится полноправным членом, или частью силовой структуры Российской Федерации. Таким образом, деятельность ведомства будет с принятием нового закона относиться не к гражданской службе, а к государственной — правоохранительной. Статья 1 законопроекта вводит понятие: «органы принудительного исполнения Российской Федерации (далее — органы принудительного исполнения) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее — федеральный орган принудительного исполнения), его территориальные органы (далее — территориальные органы принудительного исполнения) и их подразделения;». Как мы видим эти общие функции присущие ФССП и в настоящий момент.

Ну что же, ждали этого давно и необходимость изменения статуса приставов становилась все более очевидна. Так как действительно, судебные приставы исполняют специфические государственно-властные полномочия присущие и правоохранительным органам в том числе. С процессуальной точки зрения, ФССП сейчас наделена полномочиями по проведению дознания — а фактически предварительного расследования, по преступлениям в сфере семьи — ст. 157 УК РФ «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», ст.177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности» и в области осуществления правосудия — ст. 297 «Неуважение к суду» и другие. Действительно, было довольно странно видеть, как государственный гражданский служащий осуществляет предварительное следствие по вышеперечисленной категории дел.

Федеральный закон «О службе судебных приставов» был принят еще в 1997 году и с тех пор правовое положение службы ни разу не пересматривалось, тогда как на практике все обстоит несколько иначе. Приставы исполняют важные функции по принудительному взысканию, наделены значительными полномочиями, но считаются в настоящее время обособленным подразделением и не обладают привилегиями и статусом госслужащих — правоохранителей. Пристав сейчас не чиновник, но и не представитель правоохранительных органов. Но новый закон должен все изменить. В пояснительной записке авторы законопроекта уточняют (пакет документов на внесение в Госдуму подписан премьер-министром), что в настоящее время Служба судебных приставов отнесена к системе исполнительных органов России. Соответственно, в ней предусмотрено прохождение только федеральной гражданской госслужбы. Однако на деле приставы исполняют многочисленные полномочия, которые скорее свидетельствуют о наличии у них некоторых полномочий представителей правоохранительных органов (осуществление предварительного расследования, обеспечение порядка деятельности суда, безопасности работников суда, принудительная доставка граждан по разным основаниям). Законопроект призван как раз исправить это противоречие и обеспечить отнесение ФССП к госслужбе иного вида.

Как мы видим, планируется, что по результатам проводимой реформы, ФССП де-факто должно стать новым силовым ведомством, с предоставлением соответствующих прав и гарантий, возложением специфических обязанностей. В статье 10 проекта «Сотрудник» прямо прописано, что, на сотрудников органов принудительного исполнения возлагаются обязанности, связанные с выполнением задач, в том числе с риском для жизни, в связи с чем им предоставляются социальные гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации. В законопроекте прямо определяется, что каждый сотрудник обязан проходить периодические проверки на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Такие же требования предъявляются и к полицейским.

Теперь детальнее поговорим о новом законопроекте и статусе судебных приставов, что в нем нового, особенного. Законопроект предусматривает обязательность служебных отношений на контрактной основе. В связи с этим вводится понятие "контракт", определяются его стороны, содержание, порядок заключения, формы и сроки действия, исчерпывающий перечень оснований для прекращения или расторжения. Часть 1 стать 20 напрямую закрепляет, что правоотношения связанные с прохождением службы возникают на основании контракта. Здесь мы видим прямую параллель, с относительно недавней реформой органов внутренних дел — созданием полиции. Также законопроект предусматривает конкурсный порядок отбора кандидатур на замещение отдельных должностей, возможность ротации руководителей, порядок урегулирования конфликта интересов, вопросы рассмотрения индивидуальных служебных споров. Казалось бы, все это присутствовало при старом порядке в ФССП, однако, ожидается что отбор будет жёстче, к кандидатам будут выдвинуты особые требования, так как, как пояснил премьер — министр, что одной из основных целей закона и реформы в целом, является привлечение в службу высококлассных специалистов, повышение профессионального уровня служащих. Появится еще одно требование при приеме на работу в органы принудительного исполнения — медицинское освидетельствование и уровень физической подготовки. Они существовали и раньше, но теперь, в связи с тем, что это все-таки будет правоохранительная структура, требования в этой части думаю ужесточаться, нормативы по физической подготовке и здоровью станут выше. Законопроект закрепляет обязательность военно-врачебной комиссии при поступлении на службу, которое проводится по принципу экспертизы здоровья. Так же, как и в полиции вводятся категории здоровья (А — годен к службе в органах принудительного исполнения; Б — годен к службе в органах принудительного исполнения с незначительными ограничениями; В — ограниченно годен к службе в органах принудительного исполнения; Г — временно не годен к службе в органах принудительного исполнения; Д — не годен к службе в органах принудительного исполнения.)

...

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU

Адвокат Павел Хлебников