Tesla Motors против Apple и как в России коммерческую тайну сохранить

Нашумевший спор Tesla Motors и Apple, по которому первый требует предоставить доступ к учетной записи iCloud бывшего работника Tesla, принципиален для вышеуказанных компаний, а для юристов повод лишний раз задуматься о механизмах защиты коммерческой тайны.

К слову, доступ необходим для подтверждения / опровержения сохранения данных и передачи их третьим лицам бывшим сотрудником Tesla.

При условии отказа Apple от раскрытия истребуемых данных это возможно будет сделать на основании судебного акта.

В условиях интенсивного технического прогресса, развития IT технологий, продвинутости гаджетов, с помощью которых любой сотрудник компании может осуществлять свои трудовые функции удаленно, зайти в рабочую электронную почту с собственного персонального компьютера или мобильного телефона, скопировать информацию на накопитель и так далее, руководителям компаний невозможно оставаться на месте в вопросах защиты коммерческих интересов компании, они также должны развивать корпоративную культуру в области защиты персональных данных, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Компании стоят в весьма оборонительном положении, поскольку они вынуждены защищаться не только с позиции утечки информации усилиями внешних агрессоров (иных компаний — конкурентов), но и с позиции собственной безопасности.

Но как это сделать на практике? Работают ли в России правовые нормы, направленные на защиту коммерческой тайны?

Действия компаний для обеспечения сохранности коммерческой тайны

Необходимо понимать, что меры по защите интересов компании как в рассматриваемой, так и в любой другой сфере, подразделяются на две составляющие:

1. разработка и утверждение пакета локальных актов компании, регламентирующих режим коммерческой тайны;

2. дополнительные меры, направленные на контроль за соблюдением режима коммерческой тайны, выявление нарушений установленного режима коммерческой тайны, принятие мер по пресечению первичных или повторных нарушений, привлечение к ответственности виновных лиц.

При этом первый пункт является минимальным набором средств защиты компании и сам по себе не представляется рабочим. Впрочем, такой механизм применяется в любой сфере деятельности и отвечает разумному подходу к ведению бизнеса.

В России положения о коммерческой тайне регламентируются одноименным Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ.

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

К информации, составляющей коммерческую тайну, закон относит сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны считается установленным, если в отношении секретных сведений, их обладателем предприняты меры, предусмотренные ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О коммерческой тайне".

Так, меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя: определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну, ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка, учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана, регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров, нанесение на материальные носители, включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации.

Локальными актами на предприятии должен быть утвержден особый режим коммерческой тайны, перечень лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне, расписка о неразглашении и т.п.

Компании необходимо утвердить положение о коммерческой тайне, содержащее прямой запрет на разглашение коммерческой тайны сотрудниками третьим лицам; перечень сведений, которые составляют коммерческую тайну; внести соответствующие поправки в трудовые или гражданско-правовые договоры (в форме утверждения актуальных типовых форм или подписания с сотрудниками дополнительных соглашений), должностные инструкции.

Для защиты интересов компании при взаимодействии с контрагентами рекомендуется включать соответствующие положения в договоры, разработать и утвердить специальные правила для контрагентов в области охраны коммерческой тайны и включить их в договор в качестве приложения. Для обеспечения работоспособности данных условий договора необходимо включить условия об ответственности за их нарушение.

С целью избежать спорных ситуаций в положение о коммерческой тайне / специальные правила в области охраны коммерческой тайны следует включить подробные перечни действий и подтверждений соблюдения/нарушения режима коммерческой тайны, а также способы фиксации нарушений. При этом указать, что данные перечни не являются исчерпывающими, что позволит избежать ограниченности в доказывании наличия нарушений, но при этом оформление каких-либо конкретных документов, указанных в таких перечнях будет являться достаточным подтверждением факта нарушения.

Подразумевается, что со всеми локальными актами сотрудники должны быть ознакомлены под подпись.

Вторую же составляющую защиты коммерческой тайны немыслимо представить без хорошего специалиста в сфере IT и службы собственной безопасности, в чьи должностные обязанности логично внести осуществление перечня конкретных правомерных действий в области контроля за отсутствием утечки информации.

Ни одно правило и ни одна норма не будет действенна без возможности наступления негативных последствий для лица, распространившего сведения, составляющие коммерческую тайну или установления ответственности за нарушение режима коммерческой тайны:

...

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU