Должен ли директор «тушить пожары»?

Давид Шостак, генеральный директор и совладелец компании «Выгода.ру» (Vigoda.ru)

«Пожарный директор» для малого бизнеса — это вопрос не размера бизнеса, а подхода владельцев, т. е. некой их бизнес-зрелости. Передача компании в сложный для нее период в руки некоему наемному «пожарному директору» — довольно смелый ход. Ведь компания для собственника, который является еще и генеральный директором, – это и его детище. И надеяться в сложные времена на наемного управленца, на мой взгляд, рискованно. Только сам владелец знает свой бизнес досконально — его сильные и слабые стороны. И только он может грамотно вырулить ситуацию. Но для этого надо быть действительно зрелым — и в вопросах бизнеса, и в вопросах управления персоналом. Пожарная ситуация и необходимость в «пожарном директоре» может регулярно возникать и в крупных, и в мелких компаниях.

Уход от стиля «пожарного директора» — это в том числе процесс регламентов и делегирования. Если не научишься делегировать — не будет сил и времени, энергии для развития бизнеса, для решения сложных ситуаций, когда требуется вмешательство как раз генерального директора. Он не должен касаться мелких проблем и отвлекаться на них по каждому поводу — это как раз показатель незрелого управления, управленческого непрофессионализма. Генеральный директор должен заниматься стратегическими вопросами, т.е. теми, которые являются определяющими для компании и имеют долгосрочные последствия, как то: изменение профиля компания, диверсификация бизнеса, изменение структуры собственности (в первую очередь — структуры акционерного капитала), выбор постоянных поставщиков ресурсов и направлений сбыта продукции.

Тактические текущие вопросы (наем работников, разовые закупки сырья, реагирование на изменение цен на рынке и т. д.) должны решать начальники подразделений. Генеральный директор должен корректировать и контролировать реализацию стратегии и решать пожарные вопросы, если требуется его вмешательство. Если пожарные ситуации возникают в одном и том же секторе слишком часто, надо решать вопрос с его руководителем, так как в этом случае встает вопрос о его квалификации.

Ни Джобса, ни Чичваркина не считаю «пожарными директорами». Просто эти люди были на слуху, про них многие знали — отсюда их популярность. Но я не вижу здесь профессионального подхода к пожарным ситуациям. С тем, что эти люди сделали мощное продвижение компаниям, я согласен. И что они были талантливыми управленцами – чего стоят только письма Чичваркина подчиненным, в которых он использовал даже ненормативную лексику. Его можно ругать, можно им восхищаться, но что имена этих людей на слуху — это факт.

В России достаточно много компаний со стилем «пожарного директора». Но это, скорее, показатель незрелости первого лица как управленца и предпринимателя. Все идет от первого лица.

Смешно порой наблюдать, как генеральный директор большой компании решает банальные вопросы. Это опять же к вопросу незрелости управленца – значит, он не умеет делегировать полномочия, его сознание не доросло до следующего уровня. В России, безусловно, есть компании без феномена «пожарного директора». Первое лицо в них имеет опыт управления, умеет распределять и делегировать полномочия и контролировать бизнес-процессы, а также набирать людей. Он же решает только вопросы стратегического управления.

Справка о компании. «Выгода.ру» (Vigoda.ru) — сайт о скидках и выгодных предложениях, действует на территории России, Беларуси, Молдавии, Казахстана, Прибалтики.

Беседовал Владислав Лапинский