Саморегулирование в России еще не реализовалось

Автор: Владимир Никитин

Саморегулирование в России еще не реализовалось

Владимир Никитин, СРО НП Ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве»

Корр.: Саморегулируемые организации сегодня появляются как грибы после дождя,  в сфере недвижимости уже нередки случаи мошенничества. Так что же такое саморегулируемые организации и для чего они необходимы?

— Согласно 315 и 148 Федеральным Законам (последний внес поправки в Градостроительный кодекс РФ) в 2009 году перестали выдаваться лицензии, а с 2010 года проводить строительные работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, нельзя без допуска от саморегулируемой организации. Для предпринимателей, работающих на рынке строительных услуг, СРО — это, прежде всего, допуск, который пришел на смену лицензии. Саморегулируемая организация — это некий новый Росстрой. Нередко к нам обращаются с просьбой выдать лицензию, а когда мы поправляем, в ответ звучит что-то вроде: «Как не назови, смысл все тот же…»

Саморегулируемая организация должна не просто выдавать допуски, но делать это в соответствии с требованиями закона, где четко прописаны минимальные требования. В 2009 году СРО в основном занимались выдачей допусков, однако с этого года они приступят к исполнению контрольных функций, проверке своих членов на соответствие требованиям, установленным СРО, ее правилам и стандартам, и выявлению компаний, которые нарушают данные требования.

Под саморегулированием понимается самоочищение отрасли от непрофессионалов, торговцев правом вести строительные работы (с этим в первую очередь не справился дискредитировавший себя институт лицензирования). В отличие от чиновника специалист понимает, чем грозит попустительство, неисполнение закона и требований безопасности, и вряд ли проявит безответственность. Знание о возможных последствиях отрезвляет.

Корр.: Каковы основные цели и задачи изыскателей?

— Основных задач три:

  1. Лоббирование принятия законов, которые будут способствовать оптимальному развитию отрасли, и препятствование принятию законодательных актов, ухудшающих ситуацию.
  2. Обновление и актуализация нормативной базы инженерных изысканий в строительстве, подготовка современных нормативных документов, отвечающих требованиям действующего законодательства и сложившейся практике инженерных изысканий с учетом имеющегося мирового опыта.
  3. Создание конструктивного объединения изыскателей на добровольной основе (Объединенная ассоциация инженерных изысканий). Национальное объединение изыскателей, по нашему мнению, не справится с консолидацией профессионалов.

Корр.: Оправдали ли себя надежды?

— Приходится признать, что саморегулирование в нашей стране в настоящий момент еще не реализовалось. Федеральный закон №148, разработанный комитетом по строительству и земельным отношениям под руководством М.Л. Шаккума, еще на стадии законопроекта подвергался жесткой критике со стороны профессионалов. АИИС с самого начала поддерживала вариант, предложенный комитетом по собственности, возглавляемым В.С. Плескачевским, но в итоге все-таки прошел законопроект комитета по строительству и земельным отношениям, в котором в основе системы саморегулирования стоит юридическое лицо, а не специалист. Фактически, организация может получить допуск от СРО бессрочно под конкретных специалистов, с течением времени они уволятся, уйдут на пенсию, перейдут в другую организацию и т.п., а допуск, не обеспеченный ответственностью профессионалов, останется.

Корр.: С какими проблемами пришлось столкнуться на пути становления?

— Хуже плохих условий может быть только частое их изменение, а законы и нормативные акты — это условия, в которых мы вынуждены работать. Чехарда не идет на пользу, в частности приказы Минрегиона, устанавливающие то один, то другой Перечень видов работ. Поправки в законодательство должны быть обоснованными и продуманными. На деле же получается, что стала компания членом СРО изыскателей, отдала деньги в компенсационный фонд, а на следующий день оказалось, что входить нужно было в проектную СРО. Так уже было, когда часть из шестого вида работ (обследование строительных конструкций зданий и сооружений) от изыскателей передали проектировщикам. Безусловно, необходим четкий механизм, который в подобных ситуациях страховал бы компанию от потери денег и времени.

Перечень видов работ зачастую дробит то, что дробить не следует, и, наоборот, объединяет несовместимые вещи. Не говоря уже о том, что специалисты сегодня живут как на вулкане: а вдруг новый приказ или постановление, и тогда компании придется получать новый допуск, а СРО — заново его выдавать.

Так, 24 марта в департаменте регулирования градостроительной деятельности Минрегиона РФ состоялось совещание по вопросу внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 г. № 48 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов». Отметим, что это постановление вышло 3 февраля текущего года.

Корр.: Какие рекомендации Вы могли бы дать своим коллегам?

— Нужно помнить, что у всех нас одна цель — сделать услуги на строительном рынке доступнее и качественнее. Для этого и создавался институт саморегулирования, чтобы с помощью профессионалов навести порядок в отрасли. Как только законодательная или исполнительная власть отгораживается от специалистов, перестает их слышать, создает без их участия новые и новые условия, саморегулирование заканчивается. Чтобы быть услышанными, профессионалам необходимо объединяться и создавать эффективный механизм взаимодействия с властью и лоббирования своих интересов, а не объединение, которое является продолжением бюрократии и девальвирует саморегулирование.

Корр.: Каких ошибок надо постараться избежать?

— Непонятны абсолютные цифры, которыми определяется взнос компаний в компенсационный фонд. При срыве большого заказа даже взнос в 1 миллион рублей от организации не спасет. Эта форма ответственности, которая для серьезных организаций, выполняющих крупные заказы, может быть названа лишь психологической, нередко оказывается неподъемной для малого бизнеса. Налицо отсутствие дифференциации масштабов ответственности, круговая порука, при которой крупный бизнес отвечает за промахи малого, а малый платит как крупный, и всё это при непродуманном Перечне видов работ.

Кроме того, в минимальных требованиях к получению допуска на работы зачастую за цифрами теряется смысл. Только ленивый не шутил, что для получения допуска достаточно три человека с высшим образованием, или пять со средне-специальным, или десять вообще без образования.

Корр.: Какие доработки, на Ваш взгляд, следует внести в закон о СРО?

— АИИС считает, что, прежде всего, необходимо изменить минимальные требования к количеству членов для получения статуса СРО — не менее 250 организаций. Таким образом, исчезнут «искусственные СРО»: коммерческие, ведомственные, губернаторские. Эта идея выдвигалась департаментом малого и среднего бизнеса Минэкономразвития РФ и обсуждалась на совещаниях у Д.Н. Козака с нашим участием. Это к вопросу о том, что новые СРО появляются как грибы после дождя: у строителей на сегодняшний день их больше 200, у проектировщиков — 150, у нас, изыскателей, — 27 СРО. При том что в октябре–ноябре 2009 года существовало всего 6 изыскательских СРО.

Очевидно, что регистрация организаций в статусе СРО Ростехнадзором превратилась в конвейер и носила к концу прошлого года несколько формальный характер. Нужно ли нам столько мелких СРО, которые не могут в должной мере лоббировать и защищать интересы своих членов и зачастую устанавливают большие взносы по сравнению с крупными СРО? В АИИС, например, сейчас 1308 членов, и в каждом из 9 филиалов не менее 30 организаций. И взнос вполне приемлемый даже для микробизнеса.

Мы будем активно добиваться внесения поправок в закон, которые сделают членство в национальных объединениях необязательным, а представительство в совете этих объединений пропорциональным влиянию СРО. Можно взять за основу следующую формулу: 50 членов (минимум, который должна иметь организация, чтобы получить статус саморегулируемой) — это один голос, 1000 — 20 голосов. Соответственно, один представитель в Совете Национального объединения изыскателей от АИИС будет иметь 26 голосов. Тогда все изыскательские компании будут представлены должным образом.

Объединяться или не объединяться — это право каждого, и для СРО такая возможность предусмотрена базовым Федеральным законом №315. Но почему участие в объединении должно быть обязательным? Такой подход, когда объединяются не по естественным причинам (общим интересам), а по необходимости, превращает объединение в еще одно ведомство, от которого проще откупиться, в данном случае вступив него.

Корр.: Мировой опыт показывает, что будущее за СРО, но как гласит пословица: «Что русскому хорошо — то немцу смерть». Как Вы считаете, приживется ли мировая практика в России и в каких отраслях?

— Мировой опыт показывает, что система работает только тогда, когда тот или иной специалист несет персональную ответственность, рискуя в случае неверного решения потерять работу и возможность дальше работать в этой отрасли. Мы — за ответственность профессионалов, чтобы специальные решения принимались специалистами и отвечали за них специалисты. Если саморегулирование останется таким, как сейчас, то оно хуже лицензирования. И «смерть русскому» будет не в идее саморегулирования, а в ее реализации.

Ничего ужасного в демократии и либерализме нет. Однако опыт 90-х годов убеждает нас в обратном. Может потому, что не было тогда демократии и либерализма, а было что-то совсем другое? Так и с саморегулированием. Надо научиться заимствовать у «немца» не только концепцию, но и ее разумное воплощение. А иначе получится по-черномырдински: «Хотели как лучше, получилось как всегда». В России накоплен огромный опыт по «заматыванию» хороших идей с последующим признанием их плохими. Не хотелось бы, чтобы и в этот раз вышло именно так.

Корр.: Посоветуйте, как правильно выбрать свою СРО, желательно, не ограничиваясь строительной отраслью?

— При выборе СРО для среднего и крупного бизнеса чаще важна репутация саморегулируемой организации, статус ее руководителей, возможность лоббировать интересы своих членов, взаимодействуя с властью. Для маленьких компаний, так называемого микробизнеса, — небольшие взносы. Что касается количества организаций в реестре, это говорит о привлекательности той или иной СРО, о существенном компенсационном фонде. В СРО НП АИИС объединились все условия: и размер СРО, и статус руководства, и небольшие взносы, и то, что мы первыми среди изыскателей были зарегистрированы как саморегулируемая организация. Кроме того, в СРО НП АИИС входят такие представительные компании, как «Норильский никель», АЛРОСА, компании, входящие в «Роснефть» и в холдинг «РусГидро», а также ведущие строительные вузы — МГСУ (МИСИ) и МИИГАиК.

Дайджест:

Подход, когда объединяются не по естественным причинам, а по необходимости, превращает объединение в еще одно ведомство, от которого проще откупиться