Минрегион отвечает на вопросы

Как повлиял кризис на реализацию нацпроекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»? С какими показателями мы закончим этот год и чего ждать в будущем? На вопросы редакции «Жилищного права» отвечают специалисты Министерства регионального развития РФ.

Насколько плановые показатели реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» за 2008–2009 годы отличаются от реальных достижений?

Финансово-экономический кризис, безусловно, оказал негативное влияние на ход реализации этого приоритетного национального проекта.

С сентября 2008 года в строительной отрасли начали развиваться кризисные явления, связанные с приостановкой кредитования застройщиков банками, резким сокращением продаж жилой недвижимости, сокращением объемов ипотечного жилищного кредитования, что не позволило достичь к концу года планируемых показателей.

По плану в 2008 году прогнозировалось увеличение годового объема ввода жилья до 72,5 млн кв. м. По итогам года ввод жилья составил 64,1 млн кв. м. По сравнению с 2007 годом ввод жилья в 2008 году увеличился на 4,7%, однако составил всего 88,4% от планового показателя.

Особенно неблагоприятное влияние кризис оказал на развитие ипотечного жилищного кредитования. В условиях дефицита ликвидности и повышения стоимости заемных ресурсов банки стали повышать процентные ставки, ужесточать условия предоставления кредитов и требования к заемщикам, сокращать предложения кредитных продуктов и программ, что неизбежно отразилось на динамике роста объемов выдаваемых ипотечных кредитов.

В соответствии с планом на 2008 год объем вновь выданных ипотечных кредитов должен был составить 600 млрд рублей. Всего за год было выдано ипотечных кредитов на сумму 642,5 млрд рублей (107% от планового показателя). При этом рост объемов выдаваемых ипотечных кредитов начал снижаться еще в III квартале 2008 года. Эта тенденция продолжилась и в первой половине 2009 года.

Поэтому с учетом достигнутых результатов, текущей финансово-экономической ситуации, а также возможностей федерального бюджета и федеральных институтов развития были уточнены цели национального проекта, его основных приоритетных направлений.

Целью национального проекта была определена реализация антикризисных мер, в том числе сохранение достигнутого в 2008 году уровня доступности жилья для населения и создание условий для его дальнейшего повышения путем массового строительства жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.

Претерпели корректировку также значения плановых показателей на 2009 год. Так, ввод жилья в 2009 году прогнозировался в объеме 52 млн кв. м, объем вновь выданных ипотечных кредитов — 200 млрд рублей при средней процентной ставке по кредитам, выданным в рублях, 15% годовых.

По итогам 2009 года объем ввода жилья составил 59,8 млн кв. м, что выше прогноза на 7,8 млн кв. м и составляет 93,3% от уровня 2008 года.

В части ипотечного жилищного кредитования рыночная ситуация начала улучшаться во втором полугодии 2009 года. По статистике Банка России, по состоянию на 01 января 2010 года объем выдачи ипотечных кредитов составил 152,5 млрд рублей. Это 76,3% от планового показателя, но к концу года отмечался устойчивый рост на рынке ипотечного жилищного кредитования, что подтверждается предварительными результатами за первые 5 месяцев 2010 года.

В IV квартале 2009 года, после стабилизации в III квартале, наметилась тенденция к снижению средней по Российской Федерации ставки кредитования в рублях. К концу 2009 года, по данным Банка России, средневзвешенная ставка предоставления ипотечных кредитов в национальной валюте достигла уровня 14,3% (на 0,7 пункта ниже прогнозируемой).

Каков прогноз ввода в эксплуатацию жилья на 2010 год?

Прогноз ввода жилья на 2010 год составляет не менее 60 мл. кв. м.

Ожидается увеличение объема вновь выданных ипотечных жилищных кредитов до 320 млрд рублей. При этом средняя процентная ставка по выданным в течение года ипотечным жилищным кредитам в национальной валюте не должна превышать 11% годовых.

В то же время основными проблемами в области жилищного строительства в 2010 году остаются следующие:

1. Сокращение платежеспособного спроса на жилье привело одновременно к отказу дольщиков инвестировать на этапе строительства и к прекращению кредитования стройки со стороны банков, что резко замедлило скорость оборота средств у застройщиков и многие из них потеряли платежеспособность.

2. Застройщики стремятся достроить ранее начатые проекты с целью расплатиться по взятым банковским кредитам, но не начинают новое строительство.

3. Крупные банки не заинтересованы кредитовать строительство нового жилья в целом, так как имеют большой объем не погашенных застройщиками кредитов, кроме того, повышается риск убытков по кредитам, выданным до 2009 года под залог более дорогого жилья.

Каковы промежуточные итоги (в цифрах) реализации нацпроекта в разрезе федеральных округов? Какие субъекты Федерации лидируют по вводу доступного жилья на душу населения, а какие отстают?

В настоящее время сбор официальной статистической информации по вводу доступного жилья не проводится. Характеристики доступного жилья определены приказом Минрегиона России от 28.06.2010 г. № 303 «Об утверждении методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса». С 2011 года сбор официальной статистической информации по данному вопросу будет включен Росстатом в план статистических наблюдений. Пока можно говорить лишь об общей статистике ввода жилья.

По итогам первых 5 месяцев 2010 года ввод жилья в Российской Федерации составил 16,5 млн кв. м (98,7% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе индивидуальными застройщиками введено 8,7 млн кв. м (91% к аналогичному периоду прошлого года).

Ввод жилья в разрезе федеральных округов:

Введено, млн кв. м общей площади

Из общего объема введено индивидуальными застройщиками, млн кв. м общей площади

за период с начала года

в % к соответствующему периоду прошлого года

за период с начала года

в % к соответствующему периоду прошлого года

Центральный федеральный округ

4,5

88,8

2,3

88,6

Северо-Западный федеральный округ

1,8

104,3

0,4

77,4

Южный федеральный округ

2,5

112,8

1,6

94,6

Северо-Кавказский федеральный округ

0,9

168,2

0,6

108,2

Приволжский федеральный округ

3,3

92,4

2,1

92,0

Уральский федеральный округ

1,3

97,6

0,6

75,8

Сибирский федеральный округ

1,8

109,3

0,8

101,7

Дальневосточный федеральный округ

0,3

104,6

0,2

92,3

За январь-май текущего года банки выдали 84,9 тыс. ипотечных жилищных кредитов общим объемом 105,3 млрд рублей, что составляет 236,7% к аналогичному периоду прошлого года. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам за этот период равна 13,5% годовых, тогда как в прошлом году на 1 июня средневзвешенная процентная ставка составляла 14,6% годовых. В том числе по федеральным округам:


Количество, тыс. единиц

Объем, млрд руб.

Средневзвешенная ставка, %

Центральный федеральный округ

15,4

29,4

13,7

Северо-Западный федеральный округ

7,6

10,3

13,6

Южный федеральный округ

6,5

8,2

13,3

Северокавказский федеральный округ

2,0

2,0

14,1

Приволжский федеральный округ

21,0

18,8

12,7

Уральский федеральный округ

12,0

15,3

13,8

Сибирский федеральный округ

16,4

16,4

13,6

Дальневосточный федеральный округ

3,7

4,9

13,7

Какие средства выделяются в настоящее время на реализацию федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы?

В 2010 году существенно увеличится государственная поддержка в части выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, в том числе по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. На указанные цели будет направлено более 116 млрд рублей из средств федерального бюджета.

Государственная поддержка по направлению «Стимулирование развития жилищного строительства» оказывается в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»: бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой. На финансирование подпрограммы в 2010 году предусмотрено 0,8 млрд рублей из средств федерального бюджета.

Распределение средств между субъектами Российской Федерации в рамках данной подпрограммы осуществляется на основе конкурсного отбора при наличии соответствующего софинансирования в бюджетах субъектов Российской Федерации или местных бюджетах.

Кроме того, в 2010 году Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с целью развития жилищного строительства в Российской Федерации планирует оказать регионам финансовую поддержку в размере 74,8 млрд рублей, из них 24,9 млрд рублей на переселение граждан из аварийного жилья.

В 2011 году государственная поддержка по направлению «Стимулирование развития жилищного строительства» будет предоставляться в рамках подпрограммы «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе на:

— возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели строительства жилья эконом-класса, включая обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой;

— развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья эконом-класса;

— обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем эконом-класса.

Проектом федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы на реализацию данной подпрограммы в 2011 году предусмотрено 5,3 млрд рублей.

Формы государственной поддержки реализации проектов в рамках подпрограммы будут предоставляться при условии реализации на территории субъекта Российской Федерации региональной программы стимулирования развития жилищного строительства, предусматривающей введение упрощенного порядка предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство; разработку документов территориального планирования; стимулирование частной инициативы граждан; формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе жилищно-строительных кооперативов; развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов; реализацию проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства; осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий.

В 2011 году Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства продолжит реализацию программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. На перечисление Фондом ЖКХ средств бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство жилых помещений с целью переселения граждан из аварийного жилищного фонда планируется направить 11,1 млрд рублей. В результате смогут улучшить жилищные условия около 10,4 тыс. граждан.

В рамках направления «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» меры государственной поддержки будут переориентированы на поддержку стимулирования строительства нового жилья эконом-класса. Учитывая объем государственных обязательств в части обеспечения жильем граждан и требуемых объемов бюджетного финансирования, будет осуществляться переход на систему государственного заказа в сфере обеспечения жильем предусмотренных законодательством категорий граждан.

На финансирование подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» планируется направить 28,6 млрд рублей.

Кроме того, в целях завершения в 2011 году обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, вставших до 1 января 2005 года на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, Минрегионом России разработаны и направлены на рассмотрение и согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти предложения, касающиеся расширения механизма обеспечения жильем данной категории граждан, а также подготовлено и направлено в Минфин России финансово-экономическое обоснование потребности в дополнительном объеме финансирования из средств федерального бюджета на 2010–2011 годы в размере 34,0 млрд рублей.

Каковы текущие количественные параметры ввода малоэтажного жилья? Какие регионы лидируют в этом направлении?

В настоящее время развитие малоэтажного жилищного строительства является одним из приоритетных направлений государственной жилищной политики.

Характеристики малоэтажного жилья определены приказом Минрегиона России от 28.06.2010 г. № 303 «Об утверждении Методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса». В настоящее время сбор официальной статистической информации по вводу малоэтажного жилья не ведется. С 2011 года Росстат включит данный вид исследования в план статистических наблюдений.

В настоящее время ведется статистический учет ввода жилья индивидуальными застройщиками. Данные приведены в таблице:

 

Введено, млн кв. м общей площади

Из общего объема введено индивидуальными застройщиками млн кв. м общей площади

за период с начала года

в % к соответствующему периоду прошлого года

за период с начала года

в % к соответствующему периоду прошлого года

Центральный федеральный округ

4,5

88,8

2,3

88,6

Северо-Западный федеральный округ

1,8

104,3

0,4

77,4

Южный федеральный округ

2,5

112,8

1,6

94,6

Северокавказский федеральный округ

0,9

168,2

0,6

108,2

Приволжский федеральный округ

3,3

92,4

2,1

92,0

Уральский федеральный округ

1,3

97,6

0,6

75,8

Сибирский федеральный округ

1,8

109,3

0,8

101,7

Дальневосточный федеральный округ

0,3

104,6

0,2

92,3

По данным Федеральной службы государственной статистики, индивидуальными застройщиками построено 5,3 млн кв. м общей площади жилых домов, или 55,3% от общего объема жилья, введенного в I квартале 2010 года, при этом из общего объема более 80% введено индивидуальными застройщиками в следующих субъектах: Белгородской, Калужской, Липецкой, Тамбовской, Архангельской областях, Ненецком автономном округе, Республике Адыгее, Республике Калмыкии, Ростовской области, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Удмуртской Республике, Пензенской, Ульяновской, Курганской областях, Приморском крае.

При этом одной из основных проблем, сдерживающих развитие жилищного строительства, является дефицит земельных участков, обеспеченных транспортной, социальной и инженерной инфраструктурой, в связи с чем на федеральном уровне осуществляется поддержка субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с целью решения указанной проблемы.

Так, в настоящее время в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 1996-р Минрегионом России совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации проводится работа по продлению до 2015 года срока реализации федеральной целевой программы «Жилище».

Подпрограмма «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства» (далее — Подпрограмма) федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы включает мероприятия по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных целевых программ, предусматривающих в том числе:

— возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели строительства жилья эконом-класса, включая обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой;

— развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья эконом-класса;

— обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем эконом-класса.

За счет реализуемых мер по развитию малоэтажного жилищного строительства доля годового объема ввода малоэтажного жилья в Российской Федерации должна вырасти с 43% в 2009 году до 60% к 2012 году.

Расскажите, пожалуйста, о лучших региональных практиках в малоэтажном строительстве.

Среди реализующихся в настоящее время на территории Российской Федерации крупных инвестиционных строительных проектов, предусматривающих малоэтажную жилую застройку, можно выделить следующие:

1. Город-спутник Кемерово «Лесная Поляна», реализатор — Ассоциация строительных организаций «ПРОМСТРОЙ».

Данный проект предполагает возведение на земельном участке площадью 1615 га жилого района с расчетным объемов жилья 1142 тыс. кв. м и всей необходимой инфраструктурой для проживания 30 тыс. человек. С начала реализации данного проекта в 2007 году введено 91 тыс. кв. м жилья, проведены внешние инженерные сети; построена часть предусмотренных проектов автодорог, школа и детский сад.

2. «Новая Ижора», Санкт-Петербург, реализатор — группа компаний «Балтрос».

Проектом предполагается возведение на земельном участке площадью 285 га малоэтажного жилого района с расчетным объемом ввода жилья 500 тыс. кв. м и необходимой инфраструктурой. На данный момент в рамках реализации данного проекта построено более 800 жилых домов общей площадью 92 тыс. кв. м.

3. Пилотный инвестиционный проект строительства поселка экологически чистого энергоэффективного малоэтажного жилья эконом-класса в с. Верзилово, г. Ступино Московской области, реализатор — ЗАО «МР Групп».

Территория застройки проекта — 1195 га, из них жилая застройка — 458 га; индустриальный парк — 200 га; социальные объекты — 90 га; коммерческие зоны, инфраструктура, торговля — 195 га. Общая площадь жилья — 1742 тыс. кв. м, ориентировочная численность населения — 55 тыс. человек. Закладка «первого камня» состоялась в июле 2010 года.

Прорабатывает ли Минрегион России в настоящее время законодательные инициативы, направленные на стимулирование малоэтажного строительства?

В целях развития малоэтажного жилищного строительства и жилищных некоммерческих объединений граждан разработан законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу развития малоэтажной жилищной застройки территорий».

Законопроект направлен на создание правовых условий развития жилищного строительства, в том числе малоэтажного, жилищными некоммерческими объединениями граждан (в форме жилищно-строительных кооперативов, кооперативов малоэтажного жилья и товариществ индивидуальных застройщиков).

Законопроектом предлагается внести изменения в Жилищный, Гражданский, Земельный, Градостроительный кодексы, в Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон от 15.04.1988 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в части закрепления организационно-правовых форм некоммерческих объединений — кооперативов малоэтажной жилищной застройки, установления упрощенного порядка получения земельных участков такими кооперативами, упрощенного порядка получения разрешения на строительство.

В законопроекте определяются правовые, экономические и организационные основы деятельности некоммерческих объединений, в том числе права и обязанности их членов, порядок создания, реорганизации и ликвидации таких объединений; формы содействия органов государственной власти и органов местного самоуправления развитию малоэтажной жилищной застройки территорий; способы управления территорией малоэтажной жилищной застройки.

Законопроект был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении и в настоящее время готовится к рассмотрению во втором чтении.

Также в настоящее время в Минрегионе России разрабатывается проект ведомственной целевой программы «Развитие малоэтажного домостроения в Российской Федерации», в которой планируется предусмотреть комплекс мер, направленных на развитие энергоэффективных технологий, используемых в малоэтажном строительстве, производства энергосберегающих стройматериалов, изделий и конструкций, а также строительство децентрализованных инженерных систем.

В указанном проекте программы вместе с другими мерами планируется разработать механизм консолидации возможностей Инвестиционного фонда Российской Федерации, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы», Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства, иных заинтересованных органов и организаций в области малоэтажного строительства.

В рамках реализации ведомственной целевой программы планируется реализация пилотных проектов комплексного строительства жилья эконом-класса и обеспечение их транспортной, социальной и инженерной инфраструктурой.

Критериями отбора таких проектов могут быть следующие: энергоэффективность, ресурсосбережение, соответствие документам территориального планирования муниципальных образований, наличие намерений в отношении строительства объектов инфраструктуры в инвестиционных планах организаций жилищно-коммунального хозяйства и энергетического комплекса, наличие планов строительства муниципальным образованием объектов социальной и транспортной инфраструктуры.

Дайджест:

Прогноз ввода жилья на 2010 год составляет не менее 60 мл. кв. м.