Саморегулируемые организации в сфере строительства

Саморегулируемые организации в сфере строительства.

Коржова Евгения, Начальник Юридического отдела проектно-строительного холдинга ООО «Транс магистраль комплект»

Саморегулирование является неотъемлемым институтом гражданского общества и подразумевает концентрацию инициативы и полномочий по регулированию и контролю определенной сферы общественных отношений в руках самих граждан.

Одним из видов саморегулирования в предпринимательской среде являются саморегулируемые организации (СРО). В России первые СРО в России по примеру западных стран появились в середине 90-х гг. ХХ века на рынке ценных бумаг.

Общий закон, закрепивший правовой статус саморегулируемых организаций как нового правового института, был принят 01.12.2007 г. - Федеральный закон № 315-ФЗ от 01.12.2007 г. «О саморегулируемых организациях» (далее – Общий закон). В соответствии с указанным законом, саморегулируемая организация (СРО) – это организация, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности, устанавливающая правила и стандарты ведения соответствующей деятельности и контролирующая их выполнение. Цель саморегулруемых организаций – обеспечить высокое качество услуг (работ, товаров), оказываемых ее членами за счет регламентирования и контроля деятельности членов самой СРО, а не государственными органами. По общему правилу, членство в СРО – является добровольным, однако п. 2ст. 5 общего закона закреплена возможность установления федеральными законами обязательного членства субъектов предпринимательской (профессиональной) деятельности в СРО. Модель обязательного саморегулирования применена российским законодателем в отношении лицензируемых видов деятельности в качестве альтернативы лицензированию, которое, по мнению как широкой общественности, так и специалистов, изжило себя и превратилось в обыкновенную куплю-продажу лицензий.

На сегодняшний день модель обязательного саморегулирования введена в шести законах в отношении арбитражных управляющих; оценщиков; аудиторов и аудиторских организаций; строительных, проектных и изыскательских организаций; субъектов, осуществляющих энергетическое обследование, и ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.

В Градостроительный кодекс и Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» изменения, касающиеся замены лицензирования саморегулированием, были внесены Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс и отельные законодательные акты Российской Федерации». Указанным законом было установлено, что лицензирование деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения прекращается с 01 января 2010 г. Предоставление лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекращается с 1 января 2009 года. Действие лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в том числе лицензий, срок действия которых продлен, прекращается с 1 января 2010 года. С указанной даты для субъектов строительной, изыскательской и проектной деятельности в отношении объектов капитального строительства в качестве условия осуществления указанной деятельности было установлено требование о членстве в СРО и наличии допуска к указанной деятельности, полученной в этой СРО (ст. 47,48, 52 Закона). В кодекс были введена глава 6.1, регламентирующая порядок приобретения объединениями субъектов строительной, изыскательской и проектной деятельности статуса СРО, квалифицирующие требования к объединению для получения статуса СРО, специфические права, обязанности, функции, структуру и восстав органов СРО, правила допуска СРО своих субъектов к соответствующей предпринимательской деятельности, правила контроля за деятельностью СРО государственными органами.

Саморегулируемая организация субъектов строительной, изыскательской и проектной деятельности (далее – СРО в сфере строительства) - некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства, объединяющая субъектов соответствующего вида деятельности и получившая статус саморегулируемой при условии ее соответствия следующим требованиям:

1)объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем установленного кодексом минимального количества субъектов соответствующей деятельности (для проектных и изыскательских организаций - пятьдесят индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц; для строительных организаций – не менее чем сто индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц);

2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее установленного кодексом (для проектных и изыскательских организаций - не менее, чем 500 000 рублей на одного члена некоммерческой организации; для строительных организаций - не менее чем 1 000 000 рублей на одного члена некоммерческой организации. Если такими организациями установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, то размер взноса в компенсационный фонд может быть уменьшен до 150 000 рублей и 300 000 рублей для проектных, изыскательских и строительных организаций соответственно);

3) наличие в организации следующих принятых документов, предусмотренных:

3.1. частью 1 статьи 55.5 кодекса:

Требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - свидетельство о допуске), - документ, устанавливающий условия выдач СРО свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

Правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО и правил саморегулирования;

Документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов СРО и правил саморегулирования;

3.2. Общим законом (пп.2 п.3 ст.3 и пп.7,8 п. 8 ст. 20)

стандарты регулируемой предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 55.5 Кодекса стандарты СРО в сфере строительства - это документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ; правила регулируемой предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 55.5 Кодекса правила СРО в сфере строительства – это документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов СРО, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. К таким требованиям, в частности, могут относится условия, подлежащие включению в договор подряда и обеспечивающие защиту интересов заказчика; требования к обязательному досудебному урегулированию споров и конфликтов с заказчиками; требование к рекламе, распространяемой членом СРО; требование к наличию системы качества в организации и т.д.;

- документы, подтверждающих создание некоммерческой организацией специализированных органов (органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО).

Таким образом, некоммерческое партнерство, объединяющее субъектов строительной, изыскательской и проектной деятельности, отвечающая указанным выше требованиям подлежит включению в реестр саморегулируемых организаций уполномоченным органом, которым в соответствии с Постановлением Правительства СР от 19.11.2008 г. № 864 является Ростехнадзор (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору).

Основными целями СРО в сфере строительства являются:

1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членам СРО;

2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Достижение указанных целей с помощью предоставленных СРО инструментов, которыми не обладают обычные объединения предпринимателей (нормотворчество, контроль, применение мер дисциплинарного воздействия) вполне реально.

Инструмент нормотворчества включает в себя право и /или обязанность СРО разрабатывать такие внутренние документы как: правила и стандарты саморегулирования; требования к выдаче свидетельств о допуске к работам; правила контроля в области саморегулирования; документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия; правила рассмотрения дел о нарушении членами СРО требований стандартов и правил СРО; процедура рассмотрения жалоб; положение о специализированных органах и правила осуществления их деятельности; порядок ведения реестра членов СРО; порядок предоставления членами СРО информации о своей деятельности; порядок опубликования информации о деятельности членов СРО.

Контрольная функция СРО включает в себя осуществление плановых и внеплановых (по жалобам третьих лиц) проверок деятельности на предмет соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске (при приеме и ежегодно), правил и стандартов СРО.

За несоблюдение членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов СРО к члену СРО могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия:

  • вынесение предписания об обязательном устранении членом СРО выявленных нарушений в установленные сроки;
  • вынесение члену СРО предупреждения;
  • приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;
  • прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;
  • исключение из членов СРО.

Отличительной особенность СРО от объединений субъектов предпринимательской деятельности, не обладающих таким статусом, помимо специфических прав, обязанностей и функций, является также возложение на СРО ответственности за деятельность своих членов. СРО несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса. В случае осуществления выплаты из компенсационного фонда члены СРО обязаны восстановить его до минимального предусмотренного уставом размера в срок не более чем два месяца со дня осуществления указанных выплат. Невыполенение указанных обязанностей повлечет СРО лишения статуса, а ее членов – права осуществлять свою деятельность. Таким образом, члены СРО заинтересованы в осуществлении реального контроля за деятельностью каждого из них во избежание необходимости постоянно пополнять компенсационный фонд или потери СРО своего статуса.

Именно материальная заинтересованность субъектов предпринимательской деятельности, в частности строительных, проектных и изыскательских организаций, должна способствовать становлению и развитию здоровой действенной контрольной структуры в виде саморегулируемых организаций, а последние – функционированию на рынке субъектов с высоким качеством работ и степенью ответственности за их результаты.