Сбором документов для сделки будут заниматься нотариусы

При совершении сделок с недвижимостью обязанность сбора информации из госкадастра и реестра прав при совершении сделок с недвижимостью переложат с граждан на нотариусов, страховщиков и кредитные организации. Ответ на запрос при этом будет предоставляться в электронном виде. Законопроект, предложенный Минэкономразвития, уже одобрен комиссией правительства по законопроектной деятельности. Как считает законодатель, это поможет сократить сроки при государственной регистрации прав на недвижимость до семи дней и минимизировать бумажный документооборот. Но как сложится практика – покажет время.

Николай Андрианов, советник практики «Недвижимость. Земля. Строительство» юридической фирмы «VEGAS LEX»: 

Электронное взаимодействие между государственными и муниципальными органами способствует повышению эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, избавляет граждан и юридических лиц от необходимости самостоятельно собирать документы и сведения, находящиеся в распоряжении различных ведомств, сокращает связанные с документооборотом издержки.

Нотариусы, непосредственно участвующие в совершении гражданами сделок и других юридически значимых действий, безусловно, должны иметь доступ к сведениям, содержащимся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, в том числе посредством электронного взаимодействия. В принципе, такой доступ есть у нотариусов уже сейчас, поскольку Единая информационная система нотариата связана с Системой межведомственного электронного взаимодействия, и нотариусы имеют возможность, например, получать сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронной форме.

Участие нотариуса в обороте недвижимого имущества призвано не только обеспечить защиту прав и охраняемых законом интересов участников такого оборота, но и создать для них комфортные условия совершения сделок, избавив от необходимости самостоятельно заниматься вопросами сбора документов и государственной регистрации прав.

Обратившись к нотариусу за удостоверением сделки, ее участники получают некоторые дополнительные преимущества по сравнению с лицами, заключающими сделку в простой письменной форме. Так, например, согласно статье 13 Закона о регистрации государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов проводится не позднее чем в течение пяти рабочих дней (в то время как общий срок составляет восемнадцать календарных дней). В какой-то степени сократить сроки регистрации позволило упрощение ее процедуры. Так, например, государственный регистратор сейчас не проводит проверку законности нотариально удостоверенных сделок.

Если право на недвижимость возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, правообладатель освобождается от необходимости обращаться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации – такое заявление согласно новой редакции статьи 16 Закона о государственной регистрации может быть подано нотариусом. Он же, если иное не согласовано с лицами, обратившимися за совершением нотариального действия, получит свидетельство о государственной регистрации права, а также иные документы, выдаваемые регистрационным органом, и передает их указанным лицам.

Светлана Аскольская, юрист ЗАО «Адвокат ФРЕММ»:

Комиссия Правительства по законопроектной деятельности одобрила внесенный Минэкономразвития законопроект об ускорении процесса сделок с недвижимостью для граждан. Проект разработан в рамках 
плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – Единый государственный реестр прав)».  

Законопроект предусматривает обязанность нотариусов самостоятельно получать документы из Единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости и запрещает требовать предоставления таких сведений от обратившегося за совершением нотариального действия гражданина или юридического лица. По запросу нотариуса государственный регистратор представляет документы только посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг или иных технических средств связи. Однако, поскольку законопроект не предусматривает сроков получения нотариусами указанных документов и не содержит сроков для предоставления сведений нотариусу самим государственным регистратором, остается только надеяться, что цель данных изменений действительно будет достигнута.

Более значимый результат предлагаемые изменения могут иметь для нотариально удостоверяемых сделок с недвижимостью.

В соответствии с ранее внесенными изменениями (Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ) в Основы законодательства о нотариате, в Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации), законность нотариально удостоверенной сделки регистратор не проверяет и, соответственно, не несет ответственности за регистрацию прав на ее основании. Обязанность по проверке законности сделки в таком случае возлагается на нотариуса. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о государственной регистрации нотариус вправе на основании запроса получать из Единого государственного реестра прав сведения об объекте как общедоступные, так и сведения, которые могут быть предоставлены только правообладателю (сведения о правах на объекты недвижимого имущества, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным и (или) копии правоустанавливающих документов). Поскольку нотариус будет обязан получать сведения самостоятельно, неполучение этих сведений будет означать ненадлежащее выполнение им своих обязанностей при совершении нотариального действия и соответствующую ответственность. Таким образом, можно предположить, что предлагаемые изменения положительно скажутся на совершении нотариально удостоверенных сделок с недвижимостью.

Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис»: На мой взгляд, включение нотариата в гражданский оборот при совершении сделок с недвижимостью более чем обосновано. Во первых нотариусы – это профессиональные юристы, деятельность которых регламентирована специальным законом, во вторых, нотариусы за свои действиях несут личную имущественную ответственность,  в третьих, нотариус – официальное лицо, которое обладает определенным набором полномочий, в том числе на оперативное получение информации из государственных органов. Учитывая все вышеуказанные характеристики, сделки, совершаемые с участием нотариуса будут более чем прозрачны и юридически чисты. Риск при совершении подобных сделок для сторон будет сведен к минимуму. Следовательно злоупотребления в сегменте недвижимого имущества будут сокращаться.

К минусам можно отнести то, что, возможно, затратная часть сторон на совершение сделок при появлении посредника в виде нотариуса возрастет, однако данные затраты несопоставимы с теми издержками, которые может понести пострадавшая сторона при несоблюдении достаточной бдительности при совершении сделки.

Юлия Чистякова, юрист-консультант КПО группы компаний «Ю-Софт», региональный информационный центр сети КонсультантПлюс:
В настоящий момент в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросу нотариуса представляются помимо сведений, являющихся общедоступными, также и другие содержащиеся в Едином государственном реестре прав сведения: о правах на объекты недвижимого имущества, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным и (или) копии правоустанавливающих документов в связи с истребованием сведений и документов, необходимых для совершения нотариального действия, в том числе сведения о правах залогодержателя на предмет ипотеки и (или) копии правоустанавливающих документов, сведения о содержании правоустанавливающих документов в связи с проверкой нотариусом условий совершения исполнительной надписи.

Также по запросу нотариуса представляются сведения о правах наследодателя на объекты недвижимого имущества, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, обобщенные сведения о правах наследодателя на имеющиеся у него объекты недвижимости в связи с открытием наследства.