Коммунальные платежи — объект налогообложения?

Автор: Ирина Дубровская

Ирина Дубровская, старший юрист (г. Санкт-Петербург)

Согласно статье 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки, и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

При этом размер арендной платы в договоре аренды может быть определен сторонами как без учета затрат, связанных с оплатой коммунальных и эксплуатационных услуг, так и с учетом таковых (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 № 06АП-3678/2012 по делу № А73-3480/2012).

Согласно пункту 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего кодекса (пункт 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

С одной стороны, исходя из буквального толкования статьи 211 Налогового кодекса РФ, следует, что денежные средства, которые арендатор перечисляет арендодателю в счет погашения расходов за использование коммунальных услуг, являются доходом арендодателя и подлежат налогообложению.

С другой стороны, арендатор фактически оплачивает потребленные им услуги, которые арендодатель не получает в качестве дохода, и которые бы не возникли или возникли бы в ином объеме, если бы арендатора не было, или если бы вместо него коммунальные услуги потребляло иное лицо, в том числе сам арендодатель.

В пункте 12 информационного письма от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» Президиум Высшего арбитражного суда РФ разъяснил, что возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы.

Президиум Высшего арбитражного суда РФ разъяснил, что формулировка, предусматривающая в качестве арендной платы плату за коммунальные и прочие целевые услуги, не может рассматриваться как устанавливающая форму и размер арендной платы, поскольку арендодатель фактически не получает встречного предоставления за переданное в аренду здание. Оплата арендатором коммунальных услуг сама по себе не означает возмездности договора аренды.

В постановлении от 04.09.2012 № 06АП-3678/2012 по делу № А73-3480/2012 Шестой арбитражный апелляционный суд разъяснил:

«Из положений указанной нормы права следует, что не всякая экономическая выгода будет признана доходом физического лица, а только та, которую можно оценить и определить по правилам главы 23 НК РФ.

Таким образом, экономическая выгода признается доходом физического лица, если одновременно соблюдаются три условия:

1) экономическая выгода подлежит получению деньгами или иным имуществом;

2) размер экономической выгоды можно оценить;

3) экономическая выгода может быть определена по правилам главы 23 НК РФ.

В данном случае совокупность перечисленных выше условий, необходимых для признания экономической выгоды и определяемых в соответствии с положениями главы 23 НК РФ доходом физического лица, отсутствует.

Также в данной ситуации неприменимы положения подпункта 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ.

(...) выплаты в натуральной форме, полученные физическим лицом, являются его доходом только в том случае, когда такие выплаты, во-первых, произведены организацией или индивидуальным предпринимателем в пользу физического лица, и во-вторых, указанные выплаты произведены организацией или индивидуальным предпринимателем в интересах физического лица».

В письме от 16.12.2011 № 03-04-05/3-1050 Министерство финансов РФ разъяснило следующее. Стоимость возмещенных арендатором арендодателю физическому лицу расходов на коммунальные и эксплуатационные услуги, размер которых не зависит от их фактического использования, является доходом налогоплательщика, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях. Российская организация, возмещающая арендодателю физическому лицу расходы на коммунальные и эксплуатационные услуги, в случае, когда такое возмещение носит характер экономической выгоды для физического лица, признается в соответствии со статьей 226 кодекса налоговым агентом в отношении таких доходов физического лица и, соответственно, должна исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц.

Оплата арендатором расходов на коммунальные и эксплуатационные услуги, размер которых зависит от их фактического потребления, определяемых на основании подтверждающих документов, не может рассматриваться как получение физическим лицом экономической выгоды, поскольку арендатор возмещает арендодателю стоимость расходов, произведенных арендатором исключительного в своих интересах. В отношении таких сумм возмещения у арендодателя не возникает дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц.

Подобные разъяснения были сделаны и ранее в письме Минфина РФ от 11.07.2008 № 03-04-06-01/194.

Позиция Министерства финансов РФ с тех пор не изменилась. Так, в более позднем письме от 07.09.2012 № 03-04-06/8-272 министерство пояснило более подробно, с примерами, какие коммунальные услуги относить к доходам, а какие нет. Так, стоимость возмещенных организацией (арендатором) физическому лицу (арендодателю) расходов на коммунальные и эксплуатационные услуги, размер которых не зависит от их фактического использования (отопление, теплоснабжение, услуги домофона), является доходом налогоплательщика, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях. Доходом физического лица (арендодателя), подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц, также является оплата организацией (арендатором) содержания, ремонта жилого помещения и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Оплата организацией (арендатором) расходов на коммунальные и эксплуатационные услуги, размер которых зависит от их фактического потребления, фиксируется на основании показаний счетчиков и возмещается на основании подтверждающих документов (водоснабжение, электроснабжение и газоснабжение), не образует экономической выгоды у физического лица (арендодателя), поскольку арендатор возмещает арендодателю стоимость расходов, произведенных арендатором исключительно в своих интересах. В отношении таких сумм возмещения у арендодателя не возникает дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц.

Так, в постановлении от 13.12.2012 № Ф03-5812/2012 по делу № А73-3480/2012 Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа сделал вывод:

«Так как арендатор общество оплачивало только фактически потребленные коммунальные услуги, определяемые на основании подтверждающих документов, то данная оплата не может рассматриваться как получение физическим лицом М.В.И. экономической выгоды, поскольку данные расходы понесены арендатором исключительно в своих целях.

Выводы, сделанные судами, соответствуют правовой позиции, изложенной Высшим арбитражным судом Российской Федерации в информационном письме № 66 от 11.01.2002 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой», и не противоречат письмам Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2008 № 03-04-06-01/194 и от 07.09.2012 № 03-04-06/8-272.

При изложенных выше обстоятельствах судами правомерно установлено, что арендодатель М.В.И. не получал материальной выгоды от оплаты обществом коммунальных платежей, следовательно, у общества как налогового агента отсутствуют основания для доначисления с суммы уплаченных коммунальных платежей НДФЛ и уплаты его в бюджет».

Таким образом, если арендатор оплачивает только фактически потребленные коммунальные услуги, определяемые на основании подтверждающих документов, то данная оплата не может рассматриваться как получение физическим лицом арендодателем экономической выгоды, поскольку данные расходы арендатор несет исключительно в своих целях.