Сложности расчетов управляющих компаний и региональных операторов

Автор: Татьяна Липкина

Татьяна Липкина, к. э. н.,

руководитель консультационно-правового отдела ДКПО группы компаний «Ю-Софт»

Два основных вопроса, возникающих у управляющих компаний и особенно актуальных для бухгалтера: не подпадает ли такая деятельность под нормы Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», то есть не будет ли управляющая компания выступать в роли платежного агента? И как отражать данные поступления в бухгалтерском учете, нужно ли открывать отдельный расчетный счет, и что с налогообложением?

Капитальный ремонт в жилом доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений, принимаемого большинством не менее двух третей от общего числа голосов (статьи 44, 189 Жилищного кодекса РФ).

Собственники помещений вправе в любое время принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора (специализированной некоммерческой организации в форме фонда, которая проводит капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах) либо по собственной инициативе.

Региональный оператор создается на основании нормативно-правового акта субъекта РФ (статья 167, главы 17 Жилищного кодекса РФ; статья 17 Закона Московской области от 01.07.2013 № 66/2013-ОЗ (далее Закон № 66/2013-ОЗ).

По выбору собственников помещений в многоквартирном доме фонд капитального ремонта формируется одним из двух способов (пункт 3 статьи 170 Жилищного кодекса РФ), а именно путем перечисления взносов на капитальный ремонт:

- на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

- на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Статьей 6 Закона № 66/2013-ОЗ предусмотрены особенности уплаты взносов на капитальный ремонт:

- в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, или лицом, им уполномоченным, в сроки, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

- в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на такой специальный счет в сроки, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

- региональный оператор вправе заключить с управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом или иной организацией, осуществляющей начисление и сбор платы за жилое помещение и коммунальные услуги, договор о включении в платежный документ, на основании которого вносится плата за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги, сведений о размере взноса на капитальный ремонт с указанием наименования регионального оператора, номера его банковского счета и банковских реквизитов, его адреса (места нахождения).

В рассматриваемой ситуации, когда формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, на основании вышеуказанных норм управляющая компания выступает как представитель собственников жилья по внесению взносов. При этом законодательство не устанавливает специальных требований по открытию расчетного счета управляющей компании для получения и перечисления таких взносов.

В данной ситуации необходимо также обратиться к Федеральному закону от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ), так как возникает вопрос, не будет ли в данной ситуации управляющая компания являться платежным агентом?

Исходя из пункта 3 статьи 2 Закона № 103-ФЗ платежный агент — это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, осуществляющее деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (пункт 4 статьи 2 Закона N 103-ФЗ).

В рассматриваемой ситуации управляющая компания не просто является лицом, получающим и направляющим денежные средства региональному оператору, она прежде всего выступает представителем собственников помещений. Таким образом, по нашему мнению, управляющая компания не будет выступать в данном случае платежным агентом и не обязана выполнять требования, предусмотренные статьей 4 Закона № 103-ФЗ. Данной позиции придерживается и судебная практика (постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013 № А56-8089/2013, от 04.03.2013 № А56-57819/2012, от 23.01.2013 № А56-56373/2012).

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (абзац 21 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ).

В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, денежные средства, поступающие от собственников жилья в виде взносов на капитальный ремонт и подлежащие перечислению региональному оператору, целесообразнее учитывать на счете 86 «Целевое финансирование». При этом нет необходимости открывать какой-либо дополнительный счет для поступления указанных денежных средств.