Снос общежитий

Автор: Максим Смоляров

Статья 11 Международного пакта от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» и ст. 40 Конституции РФ закрепляют право на жилище для любого человека. При этом нормативное определение понятия «жилище» в национальном законодательстве дано в ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ (далее ― ЖК РФ). Под ним понимается изолированное помещение, являющееся недвижимым имуществом, которое пригодно для постоянного проживания человека, отвечает всем санитарно-эпидемиологическим условиям и требованиям законодательства. Видами жилища являются: жилой дом, квартира или комната. В жилых домах и квартирах (как это следует из данных статистических агентств) проживает около 90 % населения страны, в это же время в комнатах в общежитиях проживает всего несколько миллионов человек1.

Нормативное определение случаев проживания в общежитиях установлено в ч. 1 ст. 94 ЖК РФ: «жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения». При этом в случае нарушения правил поведения лица в общежитии, создании угрозы для жизни и здоровья других лиц гражданина могут выселить из жилого помещения (Постановление Совмина РСФСР от 11.08.1988 № 328 (ред. от 23.07.1993) «Об утверждении Примерного положения об общежитиях»2).

Таким образом, как следует из вышеуказанного фрагмента, проживание в общежитиях осуществляется на временной основе, то есть период нахождения гражданина в общежитии ограничен временем его службы, работы (сроком действия трудового договора) или учёбы (сроком действия ученического договора между лицом и образовательным учреждением). Если гражданин перестаёт работать на предприятии или уходит с учёбы, то в этом случае данное лицо должно освободить занимаемое им помещение в общежитии в установленные сроки. К поведению гражданина внутри общежития предъявляются определённые правила, которые установлены как в ЖК РФ, так и в иных нормативных правовых актах (в том числе локального характера).

Как отмечает ряд исследователей, хотя в сфере функционирования общежитий и действует несколько СанПинов3, санитарно-эпидемиологическое состояние данных объектов остается крайне низким. Это связано с общей экономической ситуацией и тем, что общежития чаще всего передавались в 90-е гг. с баланса разгосударствленных предприятий на баланс муниципального бюджета, который, к сожалению, не мог надлежащим образом содержать все переданные объекты. Результат понятен. Так, например, в Курске действует 142 общежития, большинство из них находятся в изношенном состоянии. Администрация города, на балансе которой находится 80 процентов общежитий, пытается изыскать средства для их улучшения. Однако финансирование, которое может предоставить муниципалитет, минимально и решает только отдельные проблемы4. В крупных городах (например, в Москве) возможно рассмотрение вопроса о реконструкции или даже сносе общежития, если оно не соответствует требованиям действующего законодательства5.

ЖК РФ: определение вопроса сноса жилого помещения зависит от правового положения данного имущества.

Жилищный кодекс РФ устанавливает определённые требования к порядку сноса жилого помещения.

Во-первых, правовые аспекты сноса жилых помещений в Российской Федерации определяет специальная межведомственная комиссия, которая обычно создаётся на основе региональных и муниципальных органов власти с участием приглашённых экспертов. Данная комиссия обязана обследовать помещения общежития. По результатам работы комиссия принимает одно из возможных решений: либо о том, что помещения соответствуют требованиям законодательства, либо о том, что помещения требуют капитального ремонта, реконструкции или перепланировки, либо о том, что помещения не являются пригодными для проживания людей, либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. На основании заключения орган исполнительной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления принимает соответствующее решение: либо оставить всё в прежнем состоянии, либо определяет сроки и перечень мероприятий по сносу здания.

При этом если администрация приняла решение о сносе помещений, то она должна определить, где и когда собственникам будет предоставлено другое имущество. Конституция РФ и другие нормативные правовые акты (Гражданский кодекс РФ, например) запрещают лишать собственника его единственного жилья6 или существенным образом ухудшать правовое положение лица, проживающего в данном жилом помещении7.

Во-вторых, лица, инициировавшие снос жилого помещения, должны определить, в какой собственности находится данное жилое помещение: то есть находится ли оно в собственности физического лица или предоставлено в рамках договора социального найма. Так как правовая конструкция вышеуказанных институтов разная, то и последствия будут различны для каждого из видов.

Пример. В Астраханской области произошло разрушение части здания общежития. Погибли люди. Комиссия посчитала, что здание общежития является аварийным и не предусмотрено для проживания. Управление по жилищной политике пообещало решить вопрос проживания лиц путём изъятия имущества для государственных или муниципальных нужд.

Однако один из собственников помещений посчитал иначе. Он обратился в суд с иском, в котором указал на то, что является собственником жилого помещения в общежитии. Истец обратил внимание на то, что администрация города не изымает помещение для своих нужд, а сносит здание в связи с тем, что оно не является пригодным для дальнейшего проживания. Суды первой и апелляционной инстанции отказали в иске. Они посчитали, что так как истец является собственником жилого помещения в общежитии, то суд не имеет права обязывать орган государственной власти или местного самоуправления по обеспечению собственника иным жилым помещением. В данном случае лицу должны выплатить лишь определённую компенсацию. Что касается довода о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о котором просил собственник, то здесь суды сослались на Постановление Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», ч. 2 ст. 49 ЖК РФ8.

В-третьих, органы власти должны принять решение на основе анализа вышеуказанных пунктов: лицу, проживавшему в общежитии, следует выплатить компенсацию в материальной форме или предоставить иное жильё. Иногда гражданину предоставляется самостоятельный выбор из вышеуказанных пунктов.

Сумма компенсации определяется с учетом нескольких факторов

Если гражданин выбирает материальную компенсацию, то в этом случае её сумма должна учитывать сразу несколько позиций:

во-первых, рыночную стоимость жилого помещения, которая оценивается независимым экспертом;

во-вторых, убытки, которые были причинены собственнику помещения в связи с его изъятием, включая упущенную выгоду;

в-третьих, компенсацию за непроизведённый капремонт помещения (ч. 7 ст. 32 ЖК РФ).

Однако на практике гражданину чаще всего предлагают не денежную компенсацию, а что-то иное. Например, помещение или койко-место в другом общежитии (Решение Лыткаринского городского суда Московской области № 2-41/2015 2-41/2015(2-832/2014;)~М-635/2014 2-832/2014 М-635/2014 от 28 января 2015 г. по делу № 2-41/20159). При этом в связи с такой заменой одного объекта на другой возникают причудливые коллизии, которые разрешаются в судебном порядке. Например, Д.В.Е. работала на предприятии в Ханты-Мансийском автономном округе. Она проживала в общежитии СУ-74. Работодатель решил снести этот дом. Жильцов расселили в пустующих квартирах на Финском комплексе. Администрация не передала никаких документов, которые являлись бы основанием для вселения в квартиру, однако предоставила счёт для оплаты коммунальных услуг. Женщина прожила в квартире некоторое время. Потом она обратилась в суд с просьбой признать права собственности на жилое помещение в силу приобретательной давности. Суд первой и апелляционной инстанции отказал ей в этом, так как квартира принадлежала по правоустанавливающим документам прежним нанимателям, а оплата коммунальных услуг не является основанием передачи права собственности10.

В то же время иногда замена жилого помещения из снесённого общежития на другой объект не производится вообще. Причины могут быть различными: например, объявление фирмы, на которую возложена судебная обязанность по компенсации, банкротом (Апелляционное определение Иркутского областного суда № 33-8250/2015 от 17 сентября 2015 г. по делу № 33-8250/2015).

Еще один вариант, который достаточно часто рассматривается в судах – компенсация за незаконный снос объекта. Как это было указано выше, в случае сноса общежития должно быть предоставлено иное жильё для гражданина РФ или иная компенсация. Если этого не сделано, а жильё было снесено без соответствующего уведомления или в ненадлежащем порядке, то суды чаще всего считают, что данное действие было совершено незаконно (см. напр. Решение Алуштинского городского суда республики Крым № 2-1366/2016 2-1366/2016~М-816/2016 М-816/2016 от 1 ноября 2016 г. по делу № 2-1366/2016, Апелляционное определение Астраханского областного суда № 33-3660/2015 от 9 ноября 2015 г. по делу № 33-3660/2015). Однако дальше признания незаконности судебная инстанция обычно не идёт. И гражданам приходится доказывать в последующих судебных разбирательствах, что за снос общежития требуется определённая компенсация.

Подведём итоги.

1. Органы власти и органы местного самоуправления могут признать жилые помещения в общежитиях не соответствующими требованиям законодательства РФ. В этом случае принимается решение о выселении граждан и сносе данного объекта.

2. Лицам, проживающим на территории общежития, могут предоставить материальную компенсацию или жилое помещение в другом объекте. Иногда власти предоставляют самостоятельный выбор для лиц, проживающих в общежитии.

3. Иногда граждан выселяют из общежития с нарушением требований, то есть без предоставления какого-либо имущества или компенсации. Или с минимальной компенсацией, которая не может быть использована для приобретения жилого помещения. В этом случае граждане обращаются в суд. При этом судебная практика имеет разнонаправленный характер.

1 Доля в общаге. Верховный Суд объяснил, кто имеет право приватизировать бывшее общежитие. URL:// http://ppt.ru/news/66605 (дата обращения: 02.06.2017). В 2005 г. в общежитиях проживало не менее 10―15 млн человек. См.: Нарушение прав проживающих в общежитиях. URL:// http://www.yabloko.ru/Publ/2005/2005_12/051201_svob_mitrokh.html (дата обращения: 03.06.2017); Росстат: аналитический доклад по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. URL:// http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 04.06.2017).

2 Постановление Совмина РСФСР от 11.08.1988 № 328 (ред. от 23.07.1993) «Об утверждении Примерного положения об общежитиях». URL:// http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=5092&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.4532155670902822#0 (дата обращения: 03.06.2017).

3 Наиболее примечательными из них являются СанПин, утверждённые постановлением главного, государственного санитарного врача РФ от 23.03.2011 № 23 введены в действие СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организации и обучающихся образовательных учреждений». URL:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113078/ (дата обращения: 03.06.2017).

4 См.: Состояние муниципальных общежитий в Курске ― большая проблема. URL:// http://pandia.ru/text/77/496/329871251.php (дата обращения: 03.06.2017).

5 При этом гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, или которым жилые помещения (жилые дома) принадлежат на праве собственности, предоставляются благоустроенные жилые помещения соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в собственность в районе проживания. Район проживания ― территория, ограниченная внешней границей районов города Москвы, прилегающих к району города Москвы, в котором расположен жилой дом, подлежащий освобождению. При этом эти районы города Москвы должны находиться в одном административном округе города Москвы. См.: Закон г. Москвы от 31.05.2006 № 21 (ред. от 08.07.2015) «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве». URL:// http://pravo-med.ru/legislation/rz/6672/ (дата обращения: 03.06.2017).

6 Министерство юстиции РФ подготовило поправки в ГПК РФ. Теперь собственников-должников могут лишить единственного жилья, если данные субъекты не имеют должных средств для оплаты своих долгов.

7 Президиум ВС РФ ещё в 2014 г. отметил, что если жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включён в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то в этом случае собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения или выкуп. См.: Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014). URL:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162402/ (дата обращения: 03.06.2017).

8 См.: Кузина М. Великое переселение народов. Снос общежитий и споры тех, кто там жил // Жилищное право. 2015. № 9. С. 7–20.

9 См.: http://sudact.ru/regular/doc/9qdJiR7AiqH8/ (дата обращения: 03.06.2017).

10 См.: Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа № 33-3394/2016 от 17 мая 2016 г. по делу № 33-3394/2016. URL:// http://sudact.ru/regular/doc/1RrSOeDYghYC/?regular-txt=Д.В.Е.+финский+комплекс&regular-case_doc=&regular-lawchunkinfo=&regular-doc_type=&regular-date_from=17.01.2012&regular-date_to=17.01.2012&regular-workflow_stage=&regular-area=&regular-court=&regular-judge=&_=1496498697071&snippet_pos=2100#snippet (дата обращения: 03.06.2017).