Цифровизация права как следствие цифровизации жизни

Автор: Павел Хлебников

Идеей цифровой трансформации охвачен весь мир. В нашей повседневной жизни уже можно найти немало её примет и областей применения. Уже есть сформированное направление государства по цифровизации экономики, получению государственных услуг и др., а экономистам давно известен термин «цифровизация предприятия». Общество становится «оцифрованным». Ну а что же право как основной регулятор всех общественных отношений? Здесь тоже имеются все признаки перехода на «цифру». Было бы неправильно, если сами регулируемые отношения ушли вперёд, а регулятор остался на прежних позициях. Он бы просто не успевал.

В данной статье хотелось бы поговорить о переходе в цифровой формат и использовании цифрового формата в правоотношениях между всеми субъектами. Сколько бы я ни листал юридическую литературу, прессу, специализированные правовые и юридические сайты, но понятия «цифровое право» или «цифровые правоотношения» так и не нашёл, а позже понял, что какого-то общего понятия ещё долго не будет. Если же и появится, то, думаю, будет неточным и подвергнется критике, так как сложно отразить в одном термине или определении всю сущность глобальных изменений.

После изучения сферы отношений общества, где применяется «цифра» для достижения определённого результата людьми, получения информации, получения услуг и т. п., стало ясно, что везде возникают правоотношения между субъектами (заказчик ― исполнитель, гос. орган ― гражданин и т. п.). Раз есть такого рода отношения, значит, они должны регулироваться в том же формате, что и действия, повлёкшие возникновения правоотношений.

Думаю, логично и правильно будет выделить несколько направлений, где уже сейчас активно складываются правоотношения с использованием цифровых технологий:

  1. Интернет-сайты, интернет-страницы

Естественно и ожидаемо, о чём нужно говорить прежде всего, это всемирная глобальная компьютерная сеть Интернет. Интернет уже давно и плотно вошёл в нашу жизнь. Трудно представить сколь-нибудь успешно работающую компанию без веб-сайта или хотя бы странички в социальных сетях. Коль есть сеть, в которой постоянно находится несколько миллиардов человек, значит, наиболее эффективно для предприятия находиться там и продвигать свои услуги. Просто рекламой уже не ограничиваются, 70 % имеют ещё одно направление маркетинга ― интернет-магазин. Родились целые сегменты экономики, где бизнес строится на интернет–торговле, и компании активно используют этот рынок. К примеру, всем известный ритейлер AliExpress.

Если движение в этом направлении пошло, значит, и государству на это нужно правильно реагировать, вводя определённое регулирование. И оно есть ― всем нам известный Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Я не зря указал редакцию от 29.07.2017: хочу подчеркнуть, что закон работает, адаптируется к реальности, изменяется. Последний раз в него вносились изменения Федеральным законом от 01.07.2017 № 156-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Вышеуказанные законы дали первые общепринятые определения: «электронный документ», «сайт в сети Интернет», «страница сайта в сети Интернет», «информация», «обладатель информации» и др. Многие понятия очень обобщены, и порой их можно истолковать двояко. Российское законодательство не даёт точного определения понятия «сайт», хотя достаточно активно им пользуется. Так, термин «официальный сайт» встречается в Лесном, Водном, Земельном и Градостроительном кодексах, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Единственным нормативным актом, дающим легальное ― на уровне регионального законодательства ― определение понятия «сайт», является закон города Москвы от 31.03.2004 № 20 «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы». Здесь в ст. 2 закрепляется: «официальный сайт органа власти ― совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с законом или решением соответствующего органа власти в интернете по определенному адресу, опубликованному для всеобщего сведения». Отсюда следует, что для регионального законодателя сайт ― это некая совокупность информационных ресурсов.

Однако само понятие «информационный ресурс» также не имеет полноформатного легального определения на уровне федерального законодательства. Ранее оно закреплялось в ст. 2 Федерального закона от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», но в настоящее время данный закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», в котором определение понятия «информационные ресурсы» даётся лишь косвенно, и только применительно к государственным информационным ресурсам. В п. 9 ст. 14 говорится: «Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами».

Следовательно, в правовом смысле интернет-сайт как информационный ресурс представляет собой совокупность информации, содержащейся в той или иной информационной системе и находящийся в распоряжении обладателя информации, то есть лица, самостоятельно создавшего информацию либо получившего «на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам» (ст. 2).

Однако даже поверхностный взгляд на реальное содержание современных интернет-сайтов позволяет утверждать, что практика намного обогнала законодателя, и в нынешних условиях следовало бы определять сайт более широко ― как «совокупность определенным образом формализованных объектов».

Полагаю, что логичной и правильной реакцией со стороны государственного регулирования интернета стало бы приравнять его часть к СМИ. По общему правилу интернет-сайт не является средством массовой информации, но в то же время закон не запрещает и не ограничивает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Вывод о том, что интернет-сайт по общему правилу не является средством массовой информации, подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 3 от 24.02.2005 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» сказано: «Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу». Очевидно, что «распространение в сети Интернет» указывается здесь обособленно от распространения сведений в СМИ, тем более что распространение информации в сети Интернет может осуществляться не только посредством её размещения на том или ином сайте, но также через электронную почту, ICQ и т. д.

Более того, в Постановлении Пленума специально обращается внимание судов на то, что «в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации». Следовательно, интернет-сайт приобретает статус средства массовой информации лишь в силу его добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его правовой природы.

Несомненно, что основным катализатором запуска цифровой жизни послужил именно Интернет, и все отношения с определением «цифровые» происходят именно там или с его помощью. Об этом явлении можно говорить бесконечно.

  1. Электронная торговля, электронные документы

Как мы все понимаем, опять-таки с использованием сети Интернет, электронная торговля давно стала обыденностью и признана государством. Пример ― Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который содержит понятие «аукцион в электронной форме». Юристы и менеджеры, которые занимаются гос. закупками знают, что весь процесс заключения договора (оферта, акцепт, определение победителя и даже подписание) происходит непосредственно на специализированных электронных площадках. Договоры подписываются с использованием электронной цифровой подписи. Там же размещаются протоколы, дополнительные соглашения, протоколы разногласий к договорам. А если учесть, что ряд аукционов и иных торгов размещается на создание или поставку специального программного обеспечения, то и исполнение договора, и представление результатов заказчику происходит так же. Вот яркий пример того, что часть договорного права уже ушла в «цифру». Везде используются электронные документы, специальное программное обеспечение и ключи доступа.

Отойдём от специализированных площадок, что же здесь…? Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» статья 434 Гражданского кодекса Российской Федерации была дополнена некоторыми положениями. Согласно новой редакции ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключён путём составления одного документа, подписанного сторонами, а также путём обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Электронным документом, передаваемым по каналам связи, признаётся информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту. По смыслу приведённых изменений сканированные версии документов стоит отнести именно к электронным документам.

Положения п. 2 ст. 160 ГК РФ не противоречат вышеуказанным нормам ― «использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон».

Статьями 432 и 438 ГК РФ предусматривается, что договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и её акцепта (принятия предложения) другой стороной. В силу норм ст. 435 ГК РФ офертой признаётся адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определённо и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора, она связывает направившее её лицо с момента её получения адресатом.

В соответствии со ст. 438 ГК РФ акцептом признаётся ответ лица, которому адресована оферта, о её принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.

Законом не воспрещено заключить сделку путём обмена по электронной почте подписанными и сканированными версиями договоров, при которых подпись на указанных документах будет воспроизведена посредством копирования. Такой способ соответствует письменной форме сделки.

  1. Электронные услуги

Давно уже норма жизни. Выделились два вида ― государственные и негосударственные, хотя и законодатель их не разграничивает. Всем нам известный портал государственных услуг «Госуслуги» предоставляет едва ли не весь спектр услуг, которые могут предоставить государственные органы и учреждения: запись на приём к врачу, получение загранпаспорта, запрос выписки, регистрация автомобиля, даже оплата штрафа.

Негосударственные услуги могут также быть в различных формах и видах. Не вставая с рабочего места, можно получить консультацию врача, юриста, косметолога и других специалистов. Причём нужно отметить, что с экономической точки зрения это может быть очень привлекательно, так как часть таких услуг предоставляется бесплатно. Здесь, конечно же, встаёт вопрос о качестве оказанной услуги и ответственности исполнителя, так как будет сложно доказать причинно-следственную связь между данной в интернете на сайте консультацией и неправильными действиями, в результате которых причинён ущерб, и это всё при отсутствии договора, неизвестности лица которое оказало услугу, дало консультацию.

  1. Специальное программное обеспечение

Все предприятия и специалисты так или иначе используют на ЭВМ специальное программное обеспечение. Начиная от Microsoft Office до узкоспециальных: юрист ― информационные справочно-правовые системы («Консультант плюс», «Гарант» и др.), бухгалтеры ― специальные бухгалтерские программы (1С: Бухгалтерия, Бизнес-Пак и др.), инженеры и проектировщики ― строительные и проектировочные, коих превеликое множество. Это всё электронные цифровые технологии, без которых уже невозможно представить жизнь.

Все перечисленные примеры направлений деятельности в области применения «цифры» дают основания полагать, что сейчас активно формируется новое направление в нашей жизни ― цифровое пространство. Система государственного регулирования этого пространства при помощи законов уже идёт, чему приведены примеры выше. Мы являемся свидетелями формирования новой отрасли права ― цифровое право. На данный момент уже существуют все его признаки: нормативность (устанавливает правила поведения общего характера); общеобязательность (действие распространяется на всех либо на большой круг субъектов); гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения); интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей); формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме); системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм).

Итак, дадим определение: цифровое право ― система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, которая складывается в области применения или с помощь применения цифровых технологий, в том числе посредством специального программного обеспечения.

Стало быть, процесс формирования этой новой отрасли и есть цифровизация права, которая будет иметь постоянную тенденцию к увеличению.