ХОЧУ БЫТЬ…БИЗНЕС-ТРЕНЕРОМ
С.Пархоменко

Автор: Сергей Пархоменко, Санкт-Петербург

Санкт-Петербург  

Наверное, к каждому работающему бизнес-тренеру время от времени обращаются за советом, как освоить эту профессию и начать работать на поприще проведения тренингов. Выглядит эта профессия действительно довольно завидно: рассказываешь людям умные вещи, даешь советы, и даже менеджеры всех уровней во время тренинга выполняют твои задания. Наверное, по этой же причине столь популярны профессии учителя, врача и психолога – их так же слушают и слушаются, их мнение экспертно. Но профессия бизнес-тренера привлекает еще и тем, что нет обязательных государственных или каких-то еще общепризнанных требований к квалификации, можно выбирать любые темы и направления работы, труд не только почетный, но и вроде бы денежный, бизнес-тренер может никому не подчиняться и ни перед кем не отчитываться.
   Казалось бы, вся сложность только в том, чтобы прочитать пару нужных книг, составить программу тренинга, набраться уверенности в себе и как-то начать по ней работать. Но есть нюансы…

   Специфика дела
   Можно выделить три сферы компетентности, которые отличают успешного и профессионального бизнес-тренера от дилетанта.
Во-первых, это специфические коммуникативные умения и навыки, которые позволяют тренеру успешно взаимодействовать с участниками тренинга. К ним относятся уверенность в себе, навыки самопрезентации, убедительность, харизматичность, навыки публичных выступлений, умение создавать позитивный настрой, умение взаимодействовать с группой в разных ситуациях – например, реагировать на вопросы, провокации, скепсис. Иначе говоря, благодаря этому участники готовы слушать тренера, верят (в разумных пределах) тому, что он говорит, слова или действия тренера воспринимаются как стоящие внимания и убедительные.
   Участники бизнес-тренингов, в отличие, например, от студентов, намного более требовательны к тому, кто их учит. Студенты, как правило, обладают нулевым профессиональным опытом, зависимы от преподавателя (отметки о посещаемости, зачеты, экзамены) и в общей массе не очень привередливы к профессиональному уровню преподавателя – к сожалению, считается нормой, что преподаватель вуза может вовсе не иметь практического опыта работы в предметной области. Участники же бизнес-тренингов находятся в принципиально другой позиции: у них может быть многолетний опыт профессиональной деятельности, одно или два высших образования за плечами и свобода выбора – сотрудничать с тренером или нет.
   Поэтому первое, что хотят выяснить участники тренинга, – заслуживает ли внимания и доверия то, что говорит бизнес-тренер? И поэтому способность тренера вызвать доверие, симпатию и получить внимание аудитории является критически важной.
Можно назвать эту сферу компетенций «личностная компетентность».
   Во-вторых, это знания и навыки в области методологии, методов обучения и проведения тренингов – то есть то, как тренер может организовать и координировать тренинговый процесс. Благодаря этому тренер преподносит информацию так, чтобы она была понятна и усваивалась, и организует деятельность участников так, чтобы она изменяла установки и способствовала совершенствованию умений участников. Иначе говоря, благодаря этому в процессе тренинга с участниками происходят реальные изменения – они что-то узнают, понимают, осваивают.
   К методам и методикам тренингов относится все то, из чего тренер «складывает» программу: концепции, модели и подходы к рассмотрению темы; практические рекомендации; тренинговые процедуры и формы работы с группой; бизнес-кейсы и упражнения; деловые игры.
   К слову, тренеры, пришедшие в область бизнес-образования из социально-психологических и личностных тренингов, часто «по инерции» делают акцент на этой составляющей даже в ущерб другим двум.
   От тренера требуется не только умение «придумать» какое-то тематическое и увлекательное времяпрепровождение для участников, но способность выстроить программу, дающую желаемый результат. Бизнес-тренер должен понимать, какие воздействия он оказывает на участников и как от этого меняются их установки, представления, умения.
   Можно назвать эту область компетенций «процессная компетентность».
   В-третьих, это знания и опыт в предметной области. В принципе существует достаточное количество тренеров, которые, по сути, не обладают экспертными знаниями в предметной области. Их «спасает» хорошая компетентность в первых двух обозначенных нами сферах, и они могут создавать некое динамичное действо «по мотивам» заявленной темы. Но это скорее похоже на пребывание в бизнес-классе самолета с симпатичными стюардессами, отличным бесплатным баром и меню в то время, когда самолет остается на взлетной полосе. Процесс увлекателен и позитивен, изменений при выходе из самолета – никаких: вы все в том же аэропорту.
   Так вот, чтобы обучение было результативно, преподаватель должен знать значительно больше участников в предметной области и смежных областях. Это не означает, что, чтобы проводить обучение для продавцов моркови, необходимо иметь опыт продаж моркови именно на этом крытом рынке. Но для этого нужно обладать умением продавать, вести переговоры, понимать психологические и маркетинговые стороны вопроса, о существовании которых опытные продавцы моркови могли и не подозревать.
   Также для качественной работы бизнес-тренера критически важно «осознание границ собственной компетентности» (цит. по: Горбатова М. М.). Всегда есть соблазн в ответ на любой запрос клиента «А это можете?» оптимистично ответить: «Конечно! Да я это 100 раз делал!» Но это, вероятно, будет последний заказ от этого клиента.
   Эту сферу компетенций можно назвать «предметная компетентность».

   Какие бывают бизнес-тренеры
   Тренеры (по крайней мере, профессиональные) имеют довольно четкую специализацию в той или иной предметной области, целевой аудитории и других аспектах своей работы. Отлично проявивший себя на тренинге по одной теме бизнес-тренер может полностью провалить тренинг по другой теме или для другой аудитории. Итак, прежде чем планировать свое развитие в этой профессии, важно понимать, что тренер тренеру рознь, и существует довольно большое разнообразие вариантов того, где, как и для кого работает тот или иной специалист.
   Во-первых, отличаться может принципиальная организация трудового процесса бизнес-тренера.
   Бизнес-тренер может работать полностью автономно, занимаясь и поиском заказчиков, и переговорами с ними, и подготовкой программ, и решением организационных вопросов. В этом случае тренер имеет неограниченную свободу в принятии решений и выборе. Но при этом ему самостоятельно нужно обеспечить продвижение и сбыт своего тренингового продукта, все вспомогательные функции и все риски он тоже несет сам.
   Бизнес-тренер может работать в составе тренинговой компании – в зависимости от специфики организации он либо занимается только подготовкой и проведением тренингов, либо включен и в процесс продвижения и продажи тренингов. В этом случае компания дает бизнес-тренеру определенную инфраструктуру и отсутствие личных издержек – например, есть секретарь, бухгалтер, менеджеры по продвижению, помещение, реклама. Также нет необходимости рискованно вкладывать личные финансы, есть возможность обмена опытом, консультаций коллег, использования имеющихся наработок. Но важно понимать, что заработок тренера при этом может составлять лишь 10–20% от стоимости тренинга, фиксированной часть заработка может минимальна (или ее может не быть вовсе), а в своей работе нужно соблюдать нормы и придерживаться политики, принятые в его компании-работодателе.
   Бизнес-тренер может работать штатным тренинг-менеджером, постоянно организуя и проводя обучение для одной и той же компании. Это, пожалуй, самый стабильный и безрисковый вариант организации труда. Значимым отличием является то, что бизнес-тренер из стороннего эксперта должен стать частью системы HR-менеджмента в компании, и зачастую выполнять повторяющуюся, рутинную работу – например, один и тот же тренинг в неизменном виде – может быть, придется проводить 100 раз. Также на тренинг-менеджера часто возлагаются дополнительные функции – например, оценка персонала, организация корпоративных мероприятий, контроль работы персонала, организация взаимодействия с обучающими организациями и пр.
   Во-вторых, ключевым отличием является специализация в предметной области.
   Разнообразие здесь огромно – тренер может специализироваться:
   – на работе с определенной отраслью бизнеса (ИТ и телекоммуникации, ритейл, тяжелая промышленность и пр.);
   – на функциональной области (HR, управление продажами, маркетинг, финансовый менеджмент, управление продажами, управление закупками и пр.);
   – или же на определенном виде деятельности (принятие решений, переговоры, продажи, публичные выступления, проведение собеседований, командное взаимодействие, управление временем, управление проектами).
   Хотя бизнес-тренер обычно и имеет выраженную специализацию, но в любом случае должен иметь широкий кругозор: ориентироваться в основных функциональных областях деятельности организаций (производство, маркетинг, управление персоналом, экономика и финансы), общем менеджменте, организационном поведении, управлении проектами и внедрением инноваций.
   В-третьих, бизнес-тренеры могут зачастую отличаться и специализацией на работе с определенной категорией участников. Можно, например, выделить:
   – работу с менеджерами высшего и среднего звена;
   – работу с профильными специалистами и линейными менеджерами (менеджеры по продажам, менеджеры по закупкам, HR-менеджеры и пр.);
   – работу с сервисным персоналом (персонал гостиниц, магазинов, ресторанов и пр.).
   Работа с каждой из этих категорий имеет свою выраженную специфику. Работа с топ-менеджерами подразумевает, что они воспринимают тренера как квалифицированного эксперта, а для этого нужно обладать действительно обширным опытом и знаниями в предметной области и в области руководства. На практике встречаются ситуации, когда топ-менеджеры просто отказываются от участия в обучении, например потому что в резюме тренера не написано, что он когда-либо занимал высшие руководящие должности.
Профильные специалисты и линейные менеджеры очень ценят конкретные технологии, схемы и готовые решения, которые можно было бы с минимальными изменениями применить в своей работе. В отличие от работы с топ-менеджментом бизнес-тренеру для этого обладать скорее не обширным и разнообразным, а конкретным опытом работы. Например, чтобы проводить тренинги по проведению оценки персонала, нужно прежде всего иметь большой опыт создания систем оценки в разных компаниях и предлагать слушателям конкретные технологии, которые они легко могли бы адаптировать под свои потребности.
   Работа с сервисным персоналом требует, пожалуй, самого большого терпения и толерантности от тренера. Здесь основной задачей является, как правило, доходчивое информирование, убеждение, обоснование целесообразности того или иного способа действий и отработка соответствующих навыков. Это требует во многом не сколько глубоких экспертных знаний (хотя знание специфики бизнеса и представление о содержании работы участников обязательно), сколько педагогического таланта. Ключевой составляющей в этой работе является создание мотивации у группы к активному участию в обучении.
   Таким образом, для того чтобы стать профессиональным бизнес-тренером, прежде всего необходимо определиться:
   – в какой предметной, функциональной области или на какой отрасли вы намерены специализироваться – от этого будет зависеть целесообразный способ подготовки и обучения;
   – каким образом вы намерены в будущем организовывать свою работу и кого учить – от этого будет зависеть оптимальное планирование тренерской карьеры и способы продвижения на рынке услуг или труда.

   С чего начать
   В разных ситуациях целесообразны разные способы подготовки к становлению в профессии.
Наверное, чаще всего в бизнес-тренинги хотят прийти люди с психологическим образованием и с опытом проведения психокоррекционных или социально-психологических тренингов, психологической работы с детьми и подростками или опытом психологического консультирования. Такие специалисты обычно специализируются на обучении в областях, связанных с социальной психологией – коммуникации, презентация, публичные выступления, командообразование и пр.
   При такой базовой подготовке прежде всего важно понимать, что бизнес-тренинги значительно отличаются от тренингов психологических, и важно быстро реадаптироваться к новому виду, стилю и условиям деятельности. Разумно найти работу, в процессе которой есть возможность перенимать опыт у состоявшегося профессионала, получать оценку своей деятельности и рекомендации по улучшению. Довольно перспективные варианты – работа менеджером по продажам (продвижению), координатором, помощником тренера в тренинговой компании либо штатным тренинг-менеджером под руководством опытного специалиста по бизнес-обучению.
   Нередко в эту профессию хотят попасть люди, чья деятельность связана с преподаванием – школьные учителя, преподаватели вузов и других учебных заведений, социальные педагоги и пр.
   Здесь можно четко выделить две подгруппы: преподаватели, чья профильная предметная область связана с тематикой планируемой специализации в бизнес-обучении (экономика и финансы, маркетинг, психология и пр.), и педагоги, у которых такой связи нет (например, школьные преподаватели или социальные педагоги).
   И у тех и у других ключевой проблемной областью является отсутствие практического бизнес-опыта. У первой подгруппы, безусловно, выше потенциал за счет фундаментальной теоретической подготовки, владения концептуальным и научным методологическим аппаратами в выбранной предметной области. Соответственно, первейшей задачей в этом случае является получение этого практического опыта работы в коммерческих организациях, а для этого нужна решимость кардинальным образом изменить свой карьерный путь и, возможно, начать с малого. Для второй подгруппы почти наверняка потребуется дополнительное образование.
   Как ни странно, наименее распространена ситуация, когда на поприще бизнес-тренингов приходят профильные специалисты (за исключением разве что HR-специалистов) – маркетологи, менеджеры по продажам, логисты, специалисты по закупкам, и уж тем более менеджеры среднего и высшего звена.
   Компетенции, которые в этом случае обычно нужно развивать, – это выделенные нами выше «процессные» и «личностные» группы компетенций. Подготовка ко вступлению в профессию в этом случае может проходить постепенно, параллельно с основной работой. Например, тренироваться в формулировании и донесении мыслей отлично позволяет написание статей и сотрудничество с профильными изданиями в качестве эксперта. Замечательной возможностью практиковаться в публичных выступлениях является участие в конференциях, круглых столах и прочих «малых формах» работы с аудиторией. Становясь все более профессиональным в этих видах деятельности, уже можно искать возможности для работы бизнес-тренером или преподавателем, например проводя небольшой тематический блок в рамках программы повышения квалификации.
Внутри собственной организации тоже зачастую можно найти интересные возможности по развитию тренерских навыков. Это презентации, проведение собраний, обучение собственного персонала и молодых специалистов.

   Чему и где учиться
   Профессия бизнес-тренера сейчас в моде, соответственно, и предложений по обучению в этой области достаточно много. Тем не менее некоего универсального и общепризнанного подхода к подготовке в этой области не существует, в том числе и в силу того, что невозможно подготовить некоего «универсального» бизнес-тренера. Состоявшихся начинаний высшего образования со специализацией «бизнес-тренер» в России сейчас не существует, зато есть много предложений по краткосрочному и среднесрочному обучению.
Среднесрочные курсы подготовки бизнес-тренеров. Как правило, такие курсы предназначены для людей, желающих освоить профессию тренера, их длительность – от двух недель до нескольких месяцев.
   К плюсам можно отнести то, что предлагается некий целостный системный подход к теме проведения тренингов «от входа до выхода», содержание курса адаптировано для участников, не имеющих профессионального опыта, объем курса позволяет участникам опробовать проведение фрагментов тренинга в процессе обучения.
Есть и некоторые ограничения. Во-первых, в качестве основы курса обычно выбирается какой-то один методологический подход к проведению тренингов. Поэтому у слушателей может возникать эффект «первой усвоенной теории» и, соответственно, ощущение, что теперь они знают единственно верный способ действий. Например, в этом случае можно услышать ультимативные высказывания типа «без семантической карты тренинга ничего делать нельзя» или «ни при каких условиях, никогда нельзя использовать слова «нет» и «да, но…». Это может ограничивать бизнес-тренера в дальнейшем профессиональном развитии. Во-вторых, иногда преподавание на курсах для «новичков» ведут недостаточно подготовленные специалисты: просто преподавать для «продвинутых» специалистов им намного сложнее – нехватка квалификации была бы слишком очевидна.
   Краткосрочные тренинги, семинары и курсы повышения квалификации для бизнес-тренеров. В ходе такого обучения обычно рассматривается какой-то один подход, аспект или тема. Это хорошая возможность расширить собственный «репертуар», освоить новые подходы к работе в той или иной ситуации, познакомиться с новой для себя парадигмой или методологией проведения тренингов.
   Огромным плюсом такого рода мероприятий является возможность «себя показать и на других посмотреть» – ведь для тренера важно адекватно оценивать себя, в том числе и в сравнении со своими коллегами, видеть перспективы и направления собственного профессионального развития, отслеживать тенденции развития в области тренингов и обучения. Одно- двухдневные тренинги и семинары, рассчитанные на специалистов с опытом, могут быть очень полезны для начинающих не только своим содержанием, но и возможностью пообщаться в профессиональном сообществе.
   Тренинги и семинары коллег. Кроме специализированного обучения для бизнес-тренеров разумно перенимать опыт коллег и непосредственно, посещая тренинги коллег на самые разнообразные темы. Это дает возможность не обсуждать, как проводить тренинги, а непосредственно наблюдать и анализировать, как более опытный тренер строит отношения с группой, формулирует и доносит информацию, организует учебную деятельность. Такое наблюдение и анализ – одни из самых содержательных методов самообучения работе с группой.
   Интересной и взаимовыгодной является практика, когда тренер приглашает коллегу в качестве участника на свой тренинг, а коллега дает обратную связь, делиться результатами наблюдений и предлагает возможности улучшения.
   Важнейшую роль в профессиональной тренерской подготовке играют книги, статьи, веб-ресурсы, общение со специалистами в разных областях бизнеса и прочие источники информации. Можно смело сказать, что бизнес-тренер просто обязан быть в курсе широкого круга вопросов, имеющих отношение к бизнесу, быть знакомым со всеми областям менеджмента и знать о последних веяниях на рынке образовательных услуг. Бизнес-тренер должен обладать кругозором значительно шире, чем его предметная область, в том числе и поэтому он является экспертом. Например, вряд ли можно обучать HR-менеджменту, не представляя, как это соотносится с другими функциональными областями и подходами к анализу деятельности организации – финансовым менеджментом, управлением проектами, маркетингом и PR и пр.

   Рынок тренинговых услуг становится все более профессиональным и конкурентным с каждым годом. Клиенты и работодатели стали более искушенными и требовательными, у большинства крупных и средних организаций есть и негативный, и позитивный опыт сотрудничества с бизнес-тренерами, и они более тщательно подходят к выбору.
Уровень подготовки, который требуется для начала успешной работы в этой области, тоже непрерывно растет. Бизнес-тренинги переходят из разряда «любительского вида спорта» в «профессиональную лигу», и теперь для профессионального становления в этой области требуется длительная и тщательная подготовка, сопоставимая по объему и трудоемкости с высшим образованием. Но в отличие от образования академического, где задана программа и стандарт подготовки, бизнес-тренер «делает себя сам» – это сложнее, но увлекательнее.