РОЛЬ И МЕСТО HR ОТДЕЛА ПРИ СЛИЯНИЯХ И ПОГЛОЩЕНИЯХ КОМПАНИЙ

Автор:

РОЛЬ И МЕСТО HR ОТДЕЛА ПРИ СЛИЯНИЯХ И ПОГЛОЩЕНИЯХ КОМПАНИЙ

Лабаджян М.Г.,
аспирант

Кокорев И. А.,
профессор

Процессы слияний и поглощений продолжают оставаться одной из самых распространенных тенденций современной российской экономики. По данным журнала «Слияния и поглощения», число сделок в рамках данной тенденции за последние несколько лет растет быстрыми темпами. Так, к уровню 2003 году, число сделок российских компаний в 2006 году выросло на 91% (от 180 до 344 сделок). Причем слияния и поглощения охватывают все отрасли экономики. Но в 2006 году больше всего сделок приходилось на долю: торговых и пищевых компаний (по 11%), финансовых и телекоммуникационных компаний (9 и 8% соответственно), нефтегазовых компаний и сферы услуг (по 7,6%), на машиностроительной и металлургической отрасли (по 6%)1.
Продолжают также расти трансграничные сделки. За 2006 г. их суммарное количество составило 92, из которых 54 — составили сделки In-Out и 38 — сделки OUT-IN. Сделки In-Out преобладали в металлургической отрасли (24%) и связи (15%), в то время, как сделки Out-In заключались в основном финансовыми (около 24%) и нефтегазовыми компаниями (18%).
Рост подобных сделок, в первую очередь, обусловлен
желанием компаний осваивать новые

географические рынки (45% сделок) и увеличить свои доли рынков (20%);

увеличивать стоимость компании (25%)2;

получить синергетический эффект, налоговые льготы;

повысить качество управления за счет передовых технологий и знаний другой компании;

снизить свою зависимость от сторонних поставщиков и дистрибуторов;

диверсифицировать свой бизнес за счет приобретения непрофильной компании.


Однако, как бы привлекательной не казалась стратегия реструктуризации компании в виде объединения для ее дальнейшего развития, не всегда она оправдывает ожидание как своих акционеров, так и топ-менеджеров.
По данным консалтинговой компании KPMG, в 70% сделок стоимость объединенной компании оказывается ниже суммарной стоимости объединившихся компаний. А исследование компании PricewaterhouseCoopers показало, что 57% объединившихся компаний отстают в своем развитии от других компаний того же профиля.
Согласно исследованиям американских ученых, слияние и поглощение компаний в большинстве случаев не привело к достижению стратегических целей компании:
- Лишь 23% случаев поглощения оправдывали понесенные на них затраты;
- При объявлении о сделке курс акций растет не более, чем на 30%;
- В поглощенной компании 47% топ-менеджеров увольняется в течение 1 года после сделки, а 75% — в течение 3 лет;
- В 70% случаях ожидаемый синергетический эффект не достигается;
- В течение первых 4-8 месяцев после объединения производительность труда снижается почти на половину.
По опросам руководителей компаний, имеющих опыт участия в слияниях и поглощениях, основные причины неудач в следующем:
- проблемы с персоналом и корпоративной культурой;
- недооценка трудностей при слияниях двух корпоративных культур и систем ценностей;
- различие управленческих практик объединившихся компаний.
Опрос компанией Mercer HR Consulting 200 специалистов в области управления персоналом, имеющих опыт сопровождения слияний и поглощений, показал, что для 49% опрошенных эти задачи были наиболее сложными за все время развития карьеры; для 26% опрошенных наиболее сложной проблемой стало приведение в соответствие систем общего вознаграждения, а для 35% — задача гармонизации корпоративной культуры.
Таким образом, все основные причины неудач слияний и поглощений сводятся к человеческому фактору. Помимо различного рода анализов деятельности объединяющихся компаний, предстоит еще определить роль каждого партнера в управлении новой компанией. Данный процесс в связи с его неопределенностью может быть чреват нервным напряжением в коллективе и враждебностью коллектива поглощаемой компании.
Исследование, проведенное после экономического кризиса 1998 г. среди петербургских компаний консалтинговой компанией ИНТАЛЕВ, показало, что вследствие проведения реорганизаций в них:
- устанавливалась напряженная психологическая атмосфера (70% респондентов);