Концептуально-методические основы управления социально-экономическими системами (на примере сферы здравоохранения)

Автор: М. Калякин

КОНЦЕПТУАЛЬНО МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ (НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ)

М. А. Калякин, Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный Федеральный Университет» в г. Таганроге

С точки зрения управления, здравоохранение представляет собой одну из подсистем народно-хозяйственной социально-экономической системы и производит медицинские товары и услуги. Кроме того, здравоохранение, являясь составной частью непроизводственной сферы народного хозяйства, наряду с чисто медицинскими задачами решает социальные и экономические связанные с повышением качества жизни человека, его благосостояния, способствует реализации социальных гарантий и формирует трудовой потенциал общества. Поэтому процедуру анализа и принятия решений в сфере управления здравоохранением необходимо проводить в рамках системного подхода.

Как известно, существует два типа моделей управления сферой здравоохранения: централизованная и децентрализованная (табл. 1).

Эти модели имели место в системе развития здравоохранения нашей страны. Так, во время применения централизованной модели управления система здравоохранения была ориентирована на экстенсивные показатели, отсутствовала действенная мотивация труда, наблюдалось чрезмерное ограничение самостоятельности руководителей учреждений здравоохранения и несовершенство системы финансирования данной отрасли, имела место сверхцентрализация управления. Это оказывало сдерживающие влияние на эффективность деятельности системы здравоохранения в целом.

В середине 90-х годов осуществление необходимой децентрализации разрушило вертикаль управления здравоохранением. Резко сократились централизованные поставки в медицинские учреждения лекарственных средств и медицинского оборудования, а высокий уровень инфляции привел к безудержному росту цен, в том числе на медицинскую технику и лекарственные средства, существенно затруднив их приобретение учреждениями здравоохранения. Уменьшилось финансирование отрасли.

Поэтому возникла необходимость в разработке смешанной модели управления сферой здравоохранения, сочетающей в себе различные элементы централизации и децентрализации и широко используемой в большинстве стран. При этом с целью исключения дублирования управленческих функций в системе управления здравоохранением необходимо осуществить разделение полномочий, функций и степени ответственности на различных иерархических уровнях системы управления отраслью.

В настоящее время существует трехуровневая структура управления сферой здравоохранения (рис. 1), где: первый уровень (федеральный) представлен Президентом РФ, Государственной Думой РФ, Председателем Правительства РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ, которые формируют нормативную базу, определяют объем финансирования сферы здравоохранения, разрабатывают и принимают федеральные (приоритетные) программы развития здравоохранения, включая проблемы экономического управления (методология, цены, тарифы, стандарты, лицензирование и т.д.); второй уровень (региональный) представлен регулирующими органами субъектов РФ, наделенными полномочиями по определению собственности и особенностей финансирования с учетом экологических, промышленных и прочих факторов; третий уровень (муниципальный) представлен муниципальными органами управления здравоохранением, способствующими исполнению целевых программ развития здравоохранения на местах.

Анализируя динамику развития здравоохранения, можно выявить, что эффективность функционирования этой подсистемы народного хозяйства определяется воздействием на нее экономических, экологических и социальных регулирующих и управляющих воздействий, а также внешних возмущающих факторов (рис. 2), причем в отличие от других отраслей народно-хозяйственного комплекса в здравоохранении основная роль принадлежит социальным регуляторам, так как во главе процесса общественного развития находится человек с его социальными запросами.

Кроме того, сфера здравоохранения, как и другие социально-экономические подсистемы, характеризуется рядом особенностей, среди которых: необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития социально-экономической сферы; комплексность возникшей социально-экономической проблемы, требующей координации программных мероприятий; отсутствие возможностей достижения необходимых целей развития исходя только из существующего уровня взаимосвязей между уровнями управления, хозяйствующими субъектами и т.д.; необходимость скоординированного использования финансовых, материальных и природных ресурсов различной ведомственной, отраслевой, региональной и иной принадлежности для достижения генеральной цели. Все это позволяет сделать вывод о возможности применения программно-целевого метода к решению проблем развития в области здравоохранения как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровнях.

Данный метод характеризуется способностью концентрировать ограниченные ресурсы на решение принципиальных вопросов социально-экономического развития территории, от которых зависит поступательное развитие экономики и рост жизненного уровня населения.