Социально-экономическая политика и интересы социальных страт.

Автор: Н. Лыгина, О. Рудакова

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ИНТЕРЕСЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАТ. СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

Н. И. Лыгина, доктор экономических наук, профессор, Орловский государственный институт экономики и торговли

О. В. Рудакова, кандидат экономических наук, доцент, Орловский государственный институт экономики и торговли

Наличие неравенства между людьми является непременной чертой человеческого общества на любой стадии его развития. В первобытном обществе основой этого неравенства служили биологические причины; в рабовладельческом хозяйстве — личная свобода и принадлежность к разным кастам; в феодальном — принадлежность к различным сословиям; в административно-командной экономике — принадлежность к различным статусным группам, система привилегий; в рыночном хозяйстве — отношение к средствам производства. На всем протяжении истории человечества не существовало единой социальной структуры, только критерии социального деления в разные эпохи были разные. Социальное расслоение (дифференциация, стратификация) — это и процесс образования слоев среди населения, и его результат. Социальная дифференциация общества есть всемирный исторически необходимый процесс, обусловленный дальнейшим разделением и распределением труда в общественном производстве. Социальная стратификация общества характеризует общественное распределение результатов труда, то есть социальных благ.

Социальная стратификация представляет собой «иерархическое, ранговое расположение социальных групп по принципу неравного доступа к четырем основным благам: доход, власть, образование, престиж» [9, с. 70]. Социальная структура общества представляет собой совокупность социальных групп (страт), связанных с обществом структурными отношениями, определяющими их соотносительное социальное положение и различающихся местом в общественном разделении труда, располагаемыми ресурсами и социальным статусом. Общая модель стратификации выглядит следующим образом: бедные, зажиточные, богатые. Крупные общественные страты именуют еще классами. Социальная стратификация — это совокупность больших социальных групп
(страт), расположенных иерархически по критерию социального неравенства.

Сложнейшая структура общества, глубокая неравномерность развития, социальное неравенство обуславливают различие интересов социальных слоев. Интересы различных социальных групп могут быть разными, схожими, но иногда — несовместимыми. Несовпадение интересов отдельных граждан и социальных групп обуславливает возможность неоднозначного влияния государства на безопасность и благосостояние индивидов. Поэтому важное значение имеет рассмотрение степени приоритетности личных, общественных и государственных интересов, а также их согласования. Именно поэтому появляется объективная необходимость со стороны управленческих структур в нахождении разумного, приемлемого для различных социальных сил компромисса. Процесс социальной дифференциации задевает интересы всех слоев общества, ведет к изменению баланса этих интересов. Эта проблема значительно усложняется в ходе радикальных экономических преобразований. В переходной экономике баланс интересов нарушается. Резкие изменения в социальной дифференциации и реакция людей на такие изменения могут стать социальным ограничителем, барьером на пути социально-экономического развития. Современный российский капитализм характеризуется глубоким неравенством и широкой диверсификацией интересов различных общественных групп. Конфликт этих интересов может затормозить дальнейшее развитие, а коалиция общественных сил, предполагающая некоторое самоограничение, — обеспечить модернизацию страны.

Национальные интересы являются синтетической категорией, не совпадающей с близкими ей понятиями государственных и общественных интересов. Национальные интересы можно определить как совокупность жизненно важных общих интересов всех социальных групп общества. Национальные интересы — это объективный фактор, обусловленный всей совокупностью жизненных
потребностей страны и отражающий определенную стадию развития национального самосознания и взаимодействия страны и остального мира. Нация возвращается к надеждам на широкую модернизацию, повышение благосостояния и достойное место России в мире в XXI веке. Для подобных надежд есть основания.

Начало нового столетия ознаменовалось для России выходом из затяжного социально-экономического кризиса. После десятилетия экономического спада, обусловленного сменой общественного строя, страна вошла в полосу реальной экономической и политический стабилизации. В 2000 г. ВВП вырос на 10%, в 2001 г. — на 5,1%, в 2002 г. — на 4,7%, в 2003 г. — на 7,3% [16, с. 32].

За пятилетний период (1999-2003 гг.) Россия увеличила ВВП на 35,7% (среднегодовой темп роста — 6,3%) [13, с. 59]. В 2004 г. экономический рост в России составил 7,2%, в 2005 г. — 6,4%, в 2006 г. — 7,4%, в 2007 г. — 8,1% [17, с. 35]. По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в 1992 г., доля населения, с огорчением отмечающая утрату Россией ее державных позиций, была невелика — всего 25%; согласных с тем, что стране следовало бы вернуть утраченный престиж великой державы, уже намного больше — около 2/3 опрошенных [20, с. 46]. Согласно данным опроса, проведенного ВЦИОМ в 2007 г., только 34% россиян считают, что Россия должна вернуть статус супердержавы, который был у СССР, большинство же полагают, что сверхдержавность не самоцель для страны; при этом 46% населения верит, что через 15-20 лет Россия вновь станет сверхдержавой, даже если к этому специально не стремиться [15, с. 6]. Эта, самая общая, постановка вопроса отвечает интересам всех общественных сил страны.

Однако объективное положение отдельных социальных групп порождает существенное различие их интересов и конкуренцию друг с другом. Социальная поляризация представляет собой возникновение в обществе крайних степеней богатства и бедности, ухудшением положения основной массы населения и размыванием среднего класса. Уже на начальном этапе переходного периода можно было обнаружить некоторые новые тенденции в социальной стратификации российского общества, прежде всего имущественной и подоходной дифференциации населения, появлении новых социальных групп и классов. С момента начала экономических преобразований в стране размер личных (семейных) доходов населения становится наиболее существенным фактором социальной дифференциации. В 1990-1995 гг. произошло резкое изменение структуры распределения денежных доходов населения. Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп населения и 10% самых низкодоходных групп возрос с 4,5 раза в 1991 г. до 16,8 раза — в 2007 г. (а по данным Мирового банка — в 20 раз) при пороговом значении показателя 8 раз. Особенно показательным становится этот факт с учетом высокой степени эгалитаризма советского периода.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом.