Право на дружбу

Автор: С. Плетнева

ПРАВО НА ДРУЖБУ

С. Плетнева

ДРУЗЬЯ ПОМОГАЮТ НАМ ЖИТЬ И МЕШАЮТ РАБОТАТЬ?!

Вряд ли кто возьмется оспаривать утверждение, что дружба — понятие глубоко личное, во многом сокровенное. Приятельские отношения, проявление симпатии, знакомство — совсем иное. На самом деле вариаций взаимоотношений множество, как впрочем, и обязательств, невольно накладываемых общением. Заметим, что степень ответственности человека за свои действия и поступки во многом основана на его личных качествах, на той нравственной и культурной основе, которая закладывается с детства.

Так, для одного предательство даже относительно знакомого человека просто невозможно, а для другого и дружба не становится преградой. Поэтому все проявления человека в социуме, по мнению психологов, это отражение его внутренних качеств, особенно явных в ситуации выбора, в момент принятия решения.

По данным исследований, самый скорый путь к потере друга у спортсменов и бизнесменов. Невольно возникаемое соперничество, поиск компромиссов — путь не для всех. А значит непонимание, конфликт… В конечном итоге многие приходят к выводу, что ограничивать свои отношения с людьми исключительно приятельским расположением куда как проще, чем дружить с ними. Да и само определение дружбы подразумевает ежедневный труд, в том числе и труд общения, разделенность чувств и эмоций с близким тебе по духу человеком. Итак, доверие и недоверие, предательство и преданность, партнерство и... Продолжить эту цепочку несложно. Можно ли остаться только на положительном полюсе этих взаимоотношений, занимаясь одним бизнесом, имеющим общие коммерческие интересы? Или от любви до ненависти, как и от дружбы к предательству — один шаг?

99% ДРУЗЕЙ, УХОДЯТ ВМЕСТЕ С ДЕНЬГАМИ?!

Совместный бизнес с другом — дело обычное. Так начинали абсолютное большинство отечественных предпринимателей, создававших свои компании с друзьями, родственниками, одноклассниками. Однозначно определить ценность «семейного» уклада в бизнесе практически невозможно — всегда есть аргументы «за» и «против».

Но, по мнению экспертов, чаще всего такие партнерские отношения заканчиваются конфликтом и полным разрывом. А многие из них просто уверены, что смешивать личные и деловые отношения слишком рискованно. Хрестоматийным примером таких отношений стал семейный бизнес братьев Дасслер. К 1948 г. между ними произошла размолвка, в результате которой появились две фирмы — «Puma» и «Adidas». Братья стали врагами, а их компании — конкурентами.

И все-таки можно ли избежать столь печальных последствий и «болезненного» развода? Да, уверяют психологи, если заранее просчитать последствия совместного бизнеса.

Есть такое выражение — «Хочешь поругаться с другом, заведи с ним общее дело», — напоминает Сергей Михеев, руководитель компании «СтройИнвест» (г. Челябинск), — так что не обнадеживайтесь.

«В моем случае разругались так, что мало не показалось. В результате чего был потерян деловой партнер и хороший друг. Два месяца абсолютно не общались. Потом пришлось пересечься по работе.

Сейчас пытаемся работать вместе. Но очень напрягает. Личное недопонимание и память мешают. Приходится друг другу многое прощать, стараясь не смешивать с эмоциями, от чего есть некоторые недочеты и проблемы в работе».

ЧТО ТОЛКАЕТ ЧЕЛОВЕКА НА ИЗМЕНУ В БИЗНЕСЕ?

Деловое партнерство между двумя хорошо знакомыми людьми — ситуация в мире бизнеса довольно распространенная. Как правило, друзья предпочитают открывать совместное дело с нуля на паритетной основе. Их объединяет не только общая идея, но и доверие друг к другу. Проблемы могут начаться на этапе уже совместной работы, если их вложения в общее дело неравнозначны и им приходится приложить немало усилий, чтобы сохранить дружбу и сделать предприятие эффективным.

«Дружбу и бизнес смешивать нельзя, это мой принцип, — говорит Владимир Виноградов, генеральный директор агентства маркетинговых коммуникаций «ProVision Communications». Если вы берете в партнеры человека, главное достоинство которого в том,
что он лоялен и надежен, — будьте готовы к тому, что придется его всему учить. Это не лучший вариант, особенно на этапе «стартапа». На мой взгляд, для бизнеса необходимы в первую очередь не друзья, а профессионалы — если, конечно, вы планируете, что ваш бизнес будет приносить доход на протяжении многих лет. Но на практике часто получается так, что мои партнеры становятся моими друзьями. Десять лет назад, открывая «ProVision Communications», — вспоминает он, — я предложил стать моим партнером своей бывшей коллеге. К тому моменту мы знали друг друга уже пять лет — работали вместе в другом агентстве. Сейчас я могу сказать, что нам удалось выстроить теплые, во многом доверительные и в то же время очень конструктивные отношения. Думаю, все дело в понимании определенных границ и умении договариваться.

Во-первых, мы сразу определили формат наших отношений: прежде всего, мы партнеры. Во-вторых, мы четко распределили сферы ответственности и добились того, чтобы эти сферы не пересекались и в то же время были взаимосвязаны. Это наш общий бизнес, и мы оба заинтересованы в том, чтобы в наших епархиях все работало. В-третьих, мы оба знаем, кто принимает окончательное решение, поэтому иерархические споры исключены. Словом, я бы рекомендовал подходить к выбору партнера со здоровой долей прагматики и не слушать ничьих советов. Это ваш партнер, и ваши отношения абсолютно уникальны, как и любая дружба», — добавляет он.

ДРУЗЬЯ ПОМОГАЮТ НАМ ЖИТЬ И МЕШАЮТ РАБОТАТЬ

В справедливости этого утверждения уверены многие. Так, по словам Елены Ворониной, менеджера компании «Интел — Ком» (г. Саратов), делать бизнес с друзьями и родственниками не стоит. С чужим человеком намного проще разграничить права и обязанности сторон и т.д.

«Дружба с коллегами по цеху, старыми коллегами и друзьями — это яркое воспоминание и жизненное напоминание о том, какими мы были раньше, с чего начинали свою трудовую жизнь, к чему пришли. Но дружба в бизнесе, помимо воспоминаний, определяет цель в жизни и общие ценности.

Сегодня действует четкое правило — лучше дружба по бизнесу, чем бизнес по дружбе, — уверена Анастасия Халилова, генеральный директор «Москоммерц-Лизинг».

НЕСКОЛЬКО ПРАКТИЧЕСКИХ СОВЕТОВ ДЛЯ ПАРТНЕРОВ ПО БИЗНЕСУ

— отказаться от давления возможно негативного предыдущего опыта ведения бизнеса на паях с друзьями;

— «на берегу» определить правила игры — обозначить цели, которые вы ставите перед своим бизнесом, разграничить полномочия и сферу ответственности;

— юридически оформить партнерское соглашение, в том числе — и при каких обстоятельствах оно прекращается.

Если правильно разделять понятия «деньги» и «дружба», проблем не возникнет, — уверяют эксперты. Возможность же столкнуться с предательством во многом вероятна не только в бизнесе, но и в частной жизни. Люди предают иногда не задумываясь, иногда мучительно. Иногда в мелочах, но чаще ради собственной выгоды. Все зависит от обстоятельств. «Вопрос о совместимости дружбы и бизнеса можно смело отнести к числу философских, — считает Александра Богданова, руководитель подразделения маркетинга в России и странах СНГ компании «APC by Schneider Electric». Тут есть место, как для высокого самопожертвования, взаимовыручки, преданности во имя дружбы, так и, увы, для эгоизма, измены и даже предательства. Нередко дружба как общность интересов и целей играет роль основания, опираясь на которое, друзья или родственники образуют собственную компанию и становятся бизнес-партнерами. В этом случае, воплощая бизнес-проекты, они прекрасно понимают друг друга. Между ними устанавливается атмосфера доверия, их действия согласованы, а при реализации проектов с участием третьих сторон всегда существует единая линия поведения. Однако бизнес, как и жизнь, не стоит на месте. У кого-то из партнеров со временем могут появиться собственные интересы, желание самостоятельно развиваться и открыть собственное дело. Этот момент становится критическим как для совместного бизнеса, так и для дружбы. Скорее всего, совершенно избежать его нельзя: согласно законам развития, для перехода на новую ступень требуются кардинальные изменения. Конфликты, которые при этом возникают, являются зримым выражением смены приоритетов бывших партнеров: выбора собственных интересов в ущерб прежней дружбы. Это ситуации, подтверждающие верность русской пословицы, по крайней мере, в бизнесе, — «Своя рубашка ближе к телу». Другое дело, что и в этой ситуации можно остаться друзьями, если обе стороны приложат достаточное количество усилий для достижения взаимопонимания и мирно поделят бизнес,или кто-то из них выйдет из дела. В противном случае дружбе грозит неминуемый крах как неизбежный итог смешивания личных отношений с профессиональными», — заключает она.

Наталья Глебова, руководитель компании «Медфарм» (г. Екатеринбург), считает, что бизнес и дружба совместимы только на начальном этапе. «Если бизнес успешный, то, рано или поздно, начнется дележка денег, а значит, начинаются испытания для дружбы. Но совершенно необязательно, чтобы дружба рухнула. Во многом это вопрос нахождения компромиссов и взаимных уступок», — заключает она. В целом же дружба в бизнесе ничем не отличается от дружбы в обычной жизни, — в этом мнении сходится большинство наших экспертов. Люди, добившиеся успеха, дружат между собой, как и все остальные нормальные люди. При этом они осторожно добавляют, что бескорыстная дружба возможна только между людьми с одинаковыми доходами.

КАЖДЫЙ ВАШ ДРУГ В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ БЫВШИМ

Рядом с другом перестает действовать логика бизнеса — это проблема многих семейных компаний. Эмоциональная вовлеченность, как правило, оказывается сильнее. К тому же, по мнению специалистов, близкое личное знакомство с подчиненными мешает руководителю принять действительно объективное решение. По мнению Сергея Михеева, если руководитель берет на работу друга, то он рассчитывает на повышенную лояльность с его стороны, для него это возможность опереться на проверенного человека. Но при всех плюсах его нахождение в коллективе может негативно сказаться на остальных сотрудниках и в конечном итоге привести к проблемам в работе у самого друга.

«Такой подчиненный переживает внутренний кризис: ощущение, что живет в долг; невозможность отказаться от ситуации, что способно привести к зависти к своему другу-бизнесмену», — считает Елена Воронина. «Для хорошего начальника все подчиненные по определению должны быть равны. А друзьям многое прощают. Вот и получается, — говорит Наталья Глебова, — то противоречие, которое вполне может привести к конфликту. Поэтому, — по ее мнению, — нельзя руководителю ставить друга-подчиненного выше, всех остальных сотрудников».

Многие эксперты отмечают и такой негативный момент, как разница в доходах и социальном статусе. Неравенство также способно разрушить дружбу. «Брать в свое прямое подчинение друзей — дело достаточно рискованное, — уверена и Александра Богданова. — С одной стороны, руководитель берет «своего», проверенного человека, которому может доверять. Но с другой — нет гарантии, что в будущем по разным причинам не возникнут конфликтные ситуации, основанные на личных амбициях, которые будет трудно разрешить как раз из-за дружеских отношений. Ведь увольнение такого сотрудника станет их автоматическим разрывом. А сохранение его в компании обернется негативными последствиями для бизнеса. Руководитель окажется в ситуации непростого выбора, последствия которого могут стать самыми непредсказуемыми».

КАК ПРЕВРАТИТЬ ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА РАБОТЕ В СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС?

Доктор Я. Йейгер, автор работы «Дружба: ее сила и влияние на нашу жизнь», утверждает, что дружеские отношения на работе укрепляют корпоративный дух и служат гарантом стабильности компании. Существующее взаимопонимание усиливает творческую составляющую решений и увеличивает производительность.

Первое и основное, по мнению специалистов, — необходимо следовать алгоритму отношений «работодатель — наемный работник» и не переводить в деловую плоскость личную. В основе отношений должны быть принципы эффективности и интересы бизнеса. Только в таком случае они способны пройти проверку на прочность и оказаться незаменимыми в трудной ситуации. «Само понятие <друг> воспринимается несколько иначе на профессиональном поприще, — считает Анастасия Халилова. — Как правило, это не друг в чисто житейском восприятии, который ради тебя готов и в огонь, и воду, и в медные трубы... Это <друг>, к которому ты можешь обратиться за советом по профессиональной тематике, и, возможно, получить ответ в соответствии со своим интеллектуальным уровнем, а может, и лучше. А обращение соратников по одной деятельности — это лучшая похвала для самооценки, а также уважение и признание.

Как правило, среди друзей детства, одноклассников и однокурсников, с которыми завязаны необходимые и полезные знакомства, можно найти немало партнеров по бизнесу или просто хороших сотрудников и специалистов. Но вопрос в другом, стоит ли брать друзей на совместную работу и как будут решаться вопросы в рабочей плоскости.

Принимая друга на работу рассчитываешь на повышенную лояльность к себе, внимание, а это в большинстве случаев приводит к дезорганизованности других сотрудников и в дальнейшем — к проблеме самих друзей». Дружба — это доверие, взаимопомощь, в которой каждая сторона способна найти свои положительные стороны. Ценность таких отношений велика, если не бесценна. Поэтому будьте бдительны, предупреждают эксперты. Если вы хотите пройти проверку дружбы в бизнесе, то ищите не друга, способного стать партнером, а партнера, который может стать вашим другом.