Разумный эгоизм работодателя

Автор: Е. Майорова

РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ РАБОТОДАТЕЛЯ

Е. Майорова

У работодателей и сотрудников теперь общая проблема — кризис. А вот разрешают они кризисные проблемы по-разному. И если работники в выборе арсенала средств борьбы с кризисом довольно ограничены - в основном экономят на продуктах и бытовых нуждах, то
работодатели, помимо общераспространенных способов сокращения издержек на персонал — сокращение зарплат и сокращение штата, применяют новые, ранее не использующиеся в практике.

ЗА СПАСИБО

В компании по производству трикотажа учредители искали выход из создавшегося кризисного положения — объемы продаж упали. На общем собрании сотрудникам было предложено поработать один месяц бесплатно. «Проездные предоставим», — в довершение ко всему было сказано представителем работодателя. Сотрудники стали предлагать другой вариант, по их мнению, более приемлемый — отправить персонал на месяц-два в отпуск без сохранения содержания. В ответ руководители высказали предложение уволиться тем, кто не согласен. Примерно 50% сотрудниов уволились, так как работать без зарплаты не представлялось возможным из-за необходимости ежемесячно выплачивать ипотечные и потребительские кредиты, вносить плату за обучение детей, и других жизненно важных проблем.

ЗА СЕБЯ И ЗА ТОГО ПАРНЯ

Руководство банка, вызвав начальника операционного отделения на ковер, сообщило о необходимости срочного увольнения шести операционисток из десяти работающих в подразделении. Начальница попробовала возразить, показав расчет норм численности персонала, сделанного банковским экономистом перед открытием отделения. Но руководство было категорично: либо она объявляет шесть кандидатов на увольнение, либо незамедлительно будет произведена замена ее кандидатуры на этой должности. Оставшиеся после сокращения коллег четыре девушки-операционистки не справились в первые же две недели с объемами задач, ранее выполняемыми десятью сотрудницами.

С ПОНИЖЕНИЕМ

В крупной компании-арендодателе несколько учредителей находились в ноябре 2008 года в командировке в США. Возвратившись в Россию, с удивлением обратили внимание на то, что у них в компании кризиса нет. К марту 2009 года компания уволила 80% сотрудников. Первый этап — увольнение низшего персонала — не занял много времени: сотрудников вызывали в кабинет к кадровику по одному и сообщали, что в их услугах больше не нуждаются. «Трудности» начались в период попытки «перевода» руководителей среднего звена и высококвалифицированных специалистов на низшие должности: управляющего — в дворники, главного инженера — в сантехники, главного энергетика — в электрика. Руководители не соглашались спуститься на три ступени вниз по корпоративной иерархической лестнице, фактически оставаясь выполнять еще и свои непосредственные обязанности.

ПО ОЧЕРЕДИ

В октябре 2008 года в компании по производству открыток из-за снижения уровня продаж решено было снизить объемы выпуска продукции. Разработали новые нормативы выпуска, сформировали новые бригады на производстве, и работники начали работать по 4 часа в смену вместо ранее установленных 8 часов. Рабочие сначала занимались тем, что «соединяли» 2 смены в одну, чтобы не тратиться на дорогу, а отработать 8-часовую смену и пребывать следующий целый день дома. Но подобная «запланированная очередь» на возможность поработать не давала заработков. Интерес к работе у сотрудников упал, участились прогулы и пьянство.

БЕЗ ЧАЯ, КОФЕ И ДРУГОГО

В небольшом архитектурном бюро убрали из соцпакета бесплатные обеды, закрыв офисную столовую. Сотрудники отнеслись с пониманием — лишь бы не уволили, а там уж как-нибудь, из дома принесем, разогреем и на рабочем месте пообедаем. Поблизости от офиса не было общепитовских точек — кафе или ресторанов, где можно было бы пообедать. Неожиданно со стороны начальства начались придирки и замечания персоналу относительно того, что из СВЧ-печи идут пищевые запахи, не способствующие деловой атмосфере, запасы чая и кофе, закупаемые секретарем, исчезают с невероятной скоростью, и вообще, употребление пищи — не основной мотив для хождения на работу. В конце концов руководство установило запрет на прием пищи, чая и кофе на рабочем месте.

ОБ ЭКОНОМИКЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ

О личной копилке Если работник работает — суммарно он производит необходимый труд (НДТ) и прибавочный (ПРТ). В стоимость необходимого труда входит, в частности, его зарплата. Стоимость прибавочного труда идет в «копилку» работодателя. Согласно закону о прибавочной стоимости: С=НДТ+ПРТ, где: НДТ— необходимый труд; ПРТ— прибавочная стоимость; С — общая сумма дохода, получаемого работодателем.

Если работники продолжают работать, что им и было предложено в компании по производству трикотажа, то величина НДТ никогда не равна нулю. Даже если прибыль в «копилке» работодателя равна нулю, ПРТ=О, то и в этом случае общий доход отличен от «нуля».

Опять подбор

В описанном выше случае в банке пришлось через две недели подбирать девушек-операционисток, укомплектовывая штат до 8 человек. Таким образом, можно предположить, что пересчета норм выработки труда перед первым «экспериментом сокращения» не было произведено.

Сотрудники из второго описанного примера, люди с высшим образованием, имеющие значительный стаж по профессии более 10 лет, после предложения занять должности сантехника, электрика и дворника, сразу уволились из компании. Компании пришлось подбирать новых сотрудников на незанятые позиции.

В ситуации работы «по очереди» многие работники, не выдержав «пытки» отсутствия работы и соответственно — отсутствия денег, вынуждены были искать другую работу, а работодателю ничего не оставалось, как снова организовывать срочный, а следовательно, не всегда качественный подбор новых работников.

Об обязанностях работодателя Работодатель, по закону, не обязан наполнять соцпакет полным перечнем всевозможных благ для сотрудников, но обеспечение условий и времени обеда — согласно Трудовому кодексу (статья 108 ТК РФ) — прямая обязанность работодателя.

ЭГОЦЕНТРИЗМ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ АНАМНЕЗ КАПИТАЛИЗМА

«Спасайся кто может» — этой фразой можно охарактеризовать кризисное положение работодателей и работников из вышеуказанных примеров. Какие проявить чувства и эмоции, и какие действия предпринять в той или иной ситуации, зависит от конкретного человека. Когда корабль тонет, люди предпринимают различные действия: кто-то от отчаяния бросается в воду, надеясь спастись; кто-то бегает по палубе, стараясь найти укромное место, хотя таковых нет в подобную минуту; а кто-то спасает других. Снять тревожность у сотрудников в критические моменты, пожалуй, одна из основных задач бизнеса. Тем более во многих коммерческих компаниях есть и тренеры, и коучи, и опытные работники служб персонала.

Но что делать с собственной тревожностью предпринимателям? Ответ однозначен — тоже всячески понижать с помощью тех же специалистов, если делать это самостоятельно затруднительно. Одна из известных психоаналитиков рассказывала о впечатлениях от специального занятия с бизнесменами: «Казалось, у каждого умерли все их родные и близкие. Они держали в руках дорогущие мобильные телефоны и постоянно их теребили. Я прочитала им доклад о том, каким образом руководители должны затормозить внутри своих коллективов ощущение тревожности. Это был стандартный, самый общий консалтинг, чтобы снять психическое напряжение. Но вскоре до меня дошло, что они меня просто не понимают. Я ведь поначалу думала, что они волновались насчет своих сотрудников. Нет, их больше беспокоило, что они будут завтра заливать в баки своих эксклюзивных автомашин и умопомрачительных яхт. «Зачем нам беспокоиться о каких-то людях? Сегодня каждый сам должен думать о собственном выживании!» — так они мне откровенно сказали. Потом я разговорилась с отдельными участниками этой встречи в кулуарах. Они мне честно признались, что искренно ненавидят друг друга. И мечтают только о том, чтобы сосед быстрее утонул».

«Эгоизм — себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих» — так трактует определение эгоизма Большой Энциклопедический Словарь. Крайняя (иррациональная) форма эгоизма — эгоцентризм — неспособность или нежелание поставить себя на место другого, «влезть в его шкуру». Умело балансировать между эгоизмом и альтруизмом, то есть проявлять разумный эгоизм при ведении бизнеса, целесообразнее, нежели оказываться постоянно «прилипшим» к одной из указанных резких противоположностей. Альтруизм в бизнесе неприемлем из-за бессмысленности каких-либо действий, направленных на благо и удовлетворение лишь интересов других людей, без извлечения личной выгоды. Крайний (иррациональный) эгоизм, характеризующийся импульсивностью и недальновидностью, не способен дать развиваться бизнесу, заставляя его «метаться из огня да в полымя», экспериментируя на ходу, без точных экономических расчетов. А теперь про неблагоприятный «анамнез» («сведения об истории болезни» — медицинское понятие) капитализма. В различных классовых формациях формы принуждения к труду, а также присвоение прибавочного продукта происходило в зависимости от уровня развития производительных сил. Однако типичным моментом был следующий: во всех формациях необходимый труд занимает лишь часть рабочего дня. И если предприниматель стремится в рамках рабочего дня увеличить прибавочный труд, тем самым он снижает жизненный уровень наемных работников, увеличивая свои доходы. При рабовладельческом строе продукт труда раба целиком поступал в распоряжение рабовладельца, не разделяясь на необходимый и прибавочный. Феодализм внес некоторые коррективы: сначала крестьянин работал в своем хозяйстве, затем в хозяйстве феодала, создавая прибавочный продукт, который безвозмездно присваивался феодалом в форме земельной ренты. При капитализме была придумана новая форма отношений между собственником и наемным работником — зарплатная. Фактическ заработная плата должна была бы всегда соответствовать части необходимого труда с учетом издержек производства или бизнес-процесса. Но так ли это? История богата примерами, когда реальностью были многочисленные стачечные выступления и забастовки наемных рабочих именно по причине слишком малых размеров зарплат.

РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ РАБОТОДАТЕЛЯ

На самом деле единственным мотивом человеческих действий является стремление к личному благополучию. Но при организации любого бизнеса краеугольным камнем является именно идея о необходимости согласования удовлетворения личных потребностей с общественным благом. Открывая бизнес, человек изначально готовит себя к ответственности за сотрудников, участвующих в его становлении и развитии. А потому, для организатора бизнеса важно уметь совершать поступки себе на пользу, учитывая при этом и интересы других, прогнозировать развитие событий, живя не только сегодняшним днем. Хотя этого, признаем, и нелегко бывает достигнуть при сегодняшнем неблагоприятном развитии экономики.