Влияние категорий «потребности» на процесс управления человеческими ресурсами

Автор: В.П. Воронин, О.В. Осенева

ВЛИЯНИЕ КАТЕГОРИЙ «ПОТРЕБНОСТИ» НА ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

Воронин В.П. , доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономической теории и международного бизнеса» ВГТА

Осенева О.В., соискатель

Средства трудовой мотивации персонала представляют долговременную и оперативную систему действий. К первой, долговременной системе, относятся методы, виды, способы и приемы, регламентированные в нормативных актах, действующих на предприятии, таких как стратегия развития предприятия, его миссия, положения о поощрении работников, дисциплинарный регламент и т.п.

Потребность является внутренней причиной активности личности, определяет мотивы ее деятельности. Чем богаче, разнообразнее становится жизнь общества, тем содержательнее и сложнее становятся потребности человека. В литературе представлены различные теории, в которых анализируются структура и содержание потребностей индивидуума, а также факторы, влияющие на мотивацию трудовой деятельности личности [1].

Одна из наиболее распространенных концепций трудовой мотивации исходит из определения потребностей человека и объясняет необходимость в труде как средстве удовлетворения иерархии этих потребностей. Потребности формируют и развивают жизненные цели человека, определяют направление его усилий для реализации своих потенциальных возможностей [2].

Наиболее известным разделением человеческих потребностей на иерархические группы является пирамида А. Маслоу. В ее основу положены физиологические или базовые потребности человека. Эти потребности — в еде, питье, во сне — сознательный индивидуум должен удовлетворять в приоритетном порядке, чтобы поддерживать свою жизнь.

На этой основе возникает потребность в обеспечении безопасности. Безопасность, или потребность в защищенности, связана с самозащитой, предотвращением нанесению вреда здоровью и в определенной степени с обеспечением будущего. Это потребности в убежище, тепле и защите. Безопасность потребления в первую очередь отечественных продуктов питания, лекарств, непродовольственных товаров — есть важнейшее условие сохранения социума. В условиях разразившегося мирового финансово-экономического кризиса этот фактор в России стал под угрозой: отсутствие собственного производства необходимых товаров явилось причиной не только роста в 1,5 раза курса доллара, но и тенденции к опережающему росту цен на лекарство и продукты питания.

Следующий уровень — потребности в принадлежности, или привязанности: каждый человек в той или иной степени нуждается в проявлении и ответном выказывании дружеских чувств, товарищеских отношений. Следует обратить внимание, что люди присоединяются к сообществам, с одной стороны, для удовлетворения потребности в привязанности, а с другой — для обеспечения большей безопасности. Только в коллективе индивидуум может получить признание, удовлетворить потребность в собственной значительности, включая потребность в достижении независимости, завоевании уважения окружающих, доминировании в коллективе и обладании чем-либо.

Тем самым у индивидуума проявляется потребность в реализации своих возможностей, в саморазвитии и созидании. Европейские экономисты в этой связи выдвигают идею постоянного самообразования (так называемый «коучинг») как что-то новое, характерное для западной науки ХХ? века. Но они вообще не знакомы с советской практикой системного подхода к самообразованию, которое проявлялось не только во временном аспекте индивида, но и по вертикали управления и выражалось не только в пассивном усвоении новых знаний, но и активном обучении руководителями своих подчиненных.

Подобная иерархия удовлетворения потребностей создает объективную основу совершенствования менеджмента и управления персоналом. Переход предприятия от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами основывается на разработке таких заданий для сотрудников, при выполнении которых они могли бы не только удовлетворить свои материальные запросы, но и получить возможность полностью реализовать свой творческий потенциал. Следовательно, достижение высоких показателей эффективности труда должно базироваться как на удовлетворении первичных потребностей работников, так и на возможности достижения социального признания индивидуума [3].

Необходимость выделения такой потребности, как потребность в самоуважении (следовательно, в самоменеджменте), отражает сущность развития личности, ее самоутверждение, и как следствие, достижение потребностей высшего уровня — потребности в саморазвитии и росте.

В применении каждым индивидуумом самоменеджмента можно условно выделить несколько методов. Это, в первую очередь, использование имеющегося опыта, связанного с деятельностью определенных категорий людей, которые методом проб и ошибок проверяли эффективность различных приемов в технике личной работы.

Кроме этого, на современном этапе необходимо использовать специальные методы для решения отдельных конкретных задач. Специализация в некоторых сферах деятельности, являясь следствием разделения труда, привела к появлению специальных техник, направленных на развитие способностей определенного вида, таких, как тренировка памяти, рациональное чтение и т.д. Сегодня наряду с традиционными методами предлагаются такие разработки, как управление своими эмоциями, искусство слушать собеседника и др. Кроме этого, на развитие самоменеджмента оказывает влияние прогресс в технических и гуманитарных науках.

Построение собственной системы «управления собой» обусловлено систематизацией знаний в технике личной работы. На этом этапе человек должен выработать методы, наиболее подходящие именно для него, и строить из них взаимосвязанное целое.

Высшей целью, высшей потребностью индивидуума является стремление человека к самовыражению, самореализации, его стремление к личной власти. Человек работает над собой, над совершенствованием своей личности всю жизнь, и хорошо выполненное дело, как и сам процесс творчества, приносит ему высшие радости [1].

Научная база управления постоянно обогащается новыми теориями мотивации. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда устанавливает зависимость между поведением человека и его потребностями к власти и соучастию; разработаны теории процесса мотивации, ожидания (теория Виктора Врума), постановки целей, равенства, существует теория партисипативного управления.

Ориентируясь на исследованные теории мотивации персонала, мы выстраиваем индивидуальные ожидания по поводу удовлетворения потребностей работников и формируем методы удовлетворения ожиданий со стороны организации, как это показано в таблице. При этом важно обеспечить не только удовлетворение потребностей индивидуумов, но использовать их потенциал в интересах фирмы, для достижения ее стратегических и тактических целей.

Редактор: Пиманова С.