Природа кризиса

Автор: А. Китаев-Смык

ПРИРОДА КРИЗИСА

Природа кризиса такова, что периодические «встряски» обеспечивают человеку качественный рост через саморазвитие, а организации — через самообновление вследствие реакции на изменение внешней среды. Именно кризис побуждает компанию к действиям, которые приводят ее к повышению жизнеспособности, укрепляют и обновляют ее. Только преодоление кризиса позволяет экономике учиться повышать свой КПД, взвешенно использовать природные и человеческие ресурсы, а компании — не останавливаться на достигнутом, эффективно развиваться и двигать вперед свою индустрию.

По моему глубокому убеждению, нынешний кризис во всех сферах российской экономики назрел давно и был лишь усилен мировым кризисом. Положительная конъюнктура рынков, питающих бюджет нашей страны, явилась успокоительным средством, которое притупило чувство опасности многих руководителей и не позволило быстро перестроить работу их компаний на рынке созначительно сократившимся спросом. К примеру, кризис на рынке пластиковых окон, вызванный перепроизводством и переходом рынка в стадию насыщения, наметился задолго до обвала биржевых котировок в США и других странах.

ПРИРОДА АНТИКРИЗИСНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Работа по обновлению компании, созданию нового видения перспектив будущих рынков и определению стратегии по их завоеванию, а также обеспечение сотрудникам условий для широкого участия в преобразованиях — это задачи группы реформаторов.

Постоянная работа группы реформаторов — залог жизнеспособности любой компании, а активизация работы таких групп в сложные периоды ухудшения рыночной конъюнктуры должна послужить превентивной мерой для снижения последствий каждой из волн кризиса. И именно группа реформаторов, обеспечивающая стратегические изменения в компании, в экстремальных условиях может послужить основой для создания антикризисной команды и временно переориентироваться на осуществление оперативно-тактической работы, направленной на стабилизацию ситуации.

В условиях кризиса кадровая политика компании меняется под влиянием ограниченности финансовых средств, неизбежностью организационных преобразований и свертыванием ряда социальных программ.

Основными задачами кадровой политики в кризисный период становятся:

  • формирование команды менеджеров, способных разработать и реализовать программу выживания и развития предприятия;
  • сохранение ядра кадрового потенциала компании;
  • реструктуризация кадрового потенциала компании;
  • снижение социально-психологической напряженности в коллективе.

АНТИКРИЗИСНАЯ КОМАНДА

Наиболее четко группу людей, занимающихся антикризисным управлением, характеризует термин «команда» с его глубинным смыслом. Распределение ролей и функций в команде синергетически повышает эффект командной работы в противовес индивидуальному труду отдельно взятого сотрудника. Командная результативность превышает простую сумму результатов работы отдельных ее членов благодаря командному духу, который объединяет людей, мобилизует их творческий потенциал, рождает взаимопомощь и создает взаимозаменяемость ее участников.

Авторитет и эффективность команды определяется ее руководителем, поэтому присутствие генерального директора в качестве руководителя антикризисной команды либо его активное участие как «постоянного гостя» поможет принять важные стратегические решения, которые будут безоговорочно приняты к исполнению всеми сотрудниками компании. Роль личности лидера в преодолении кризиса крайне важна, но несамодостаточна. Осуществлять крупные изменения, продиктованные кризисной ситуацией в компании, — занятие непростое и комплексное, и чтобы процесс не заглох, требуются неослабевающие усилия. Ни один человек, будь он трижды талантлив и в ранге генерального директора, не сможет единолично решать такие крупные задачи, как например:

  • определение верной перспективы и доведение ее для большинства сотрудников;
  • устранение наиболее существенных препятствий;
  • обеспечение небольших, но скорых результатов антикризисных реформ;
  • направление и контроль ряда проектов по изменениям;
  • прочное внедрение новых подходов в корпоративную культуру.

В состав антикризисной команды могут входить как руководители, так и рядовые специалисты, объединенные общей целью и интересами, направленными на оздоровление и развитие предприятия. Безусловно, профессиональный уровень каждого участника команды должен быть достаточным, чтобы обеспечить достижение поставленных целей. Участники команды должны обладать высокой степенью адаптивности к изменениям, быть готовыми возглавлять структурные подразделения компании, эффективно управлять людьми и при необходимости снимать психологическое напряжение в коллективе.

Основные качества, которыми должна обладать эффективная команда.

Высокое служебное положение. В команде должны быть достаточно представлены наиболее влиятельные администраторы, особенно линейные менеджеры, чтобы прочие сотрудники не могли саботировать проводимые антикризисные меры и в целом процесс преобразований.

  • Доверие работников. В команде должны участвовать люди, уважаемые в коллективе, к мнению которых сотрудники привыкли прислушиваться.
  • Профессиональная подготовленность. Трудовая дисциплина, квалификация, опыт должны отвечать поставленной задаче и способствовать выработке всесторонне продуманных и информационно обоснованных решений.
  • Лидерские качества. Участники команды должны быть людьми, на деле доказавшими свою способность руководить процессом изменений.

Для продуктивной работы антикризисной команды жизненно важно наличие в числе ее участников как хороших управленцев, так и опытных лидеров, благодаря чему станет возможной слаженная работа, соединившая умение и опыт тех и других. Если первых (менеджеры-управленцы) можно привлечь из числа сотрудников компании, то для привлечения участников второй категории (лидеры-руководители) существует три способа:

— нужных руководителей находят на стороне;

— вводят в состав команды собственных сотрудников, проявивших лидерские качества;

— команду пополняют теми сотрудниками компании, чья должность требует умения руководить.

Антикризисной команде предстоит работать с большим объемом информации, поэтому нецелесообразно делать ее слишком большой, т. к. это затруднит обмен информацией и идеями. Оптимальное число членов команды составляет 5±2 участников, в зависимости от величины организации. Создание дееспособной группы единомышленников, готовой в перспективе стать антикризисной командой, — первостепенная задача любого руководителя, занявшего свой пост в новой для себя организации, тем более на фоне финансово-экономического кризиса.