2010 год будет тестировать нас на инноватику

Автор: С. Мясоедов

2010 ГОД БУДЕТ ТЕСТИРОВАТЬ НАС НА ИННОВАТИКУ

Год 2009 для российского бизнес-образования стал непростым испытанием. Наборы во все ведущие бизнес-школы прошлой весной провалились процентов на 30-50. Это самое серьезное падение после кризиса, связанного с либерализацией цен в 1992 году. Поэтому с этой точки зрения 2009-й однозначно запомнится как год сложный, который заставил нас переосмыслить и передумать очень многое.

Так, я и моя команда поняли, что надо, во-первых, начинать готовиться к кризису еще в период подъема. Во-вторых, успокаивая наших студентов в период обвала рубля (февраль 2009 года), мы однозначно осознали, что самое главное — держать себя в руках, не поддаваться панике и верить, что не существует безвыходных ситуаций. В-третьих, сильные и креативные люди проявляются в кризис с лучшей стороны, а трудности их еще более сплачивают.

С одной стороны, я и моя команда будем прощаться с 2009 годом без сожаления. С другой — у нас есть чувство, что кризис принес новые возможности, новые мысли, новые подходы к бизнес-образованию, которые в «мирное время» могли бы и не возникнуть. Думаю, что если бы не кризисный толчок, развитие ИБДА АНХ не было бы столь динамичным. Что ожидаем от 2010 года? Мы считаем, что он будет тестировать все бизнес-школы на инноватику. Для нас в ИБДА АНХ — это не просто модное слово из лексикона большой политики! Это для нас реальный вызов, проверка программ на качество и соответствие интересам наших клиентов. Пытаемся ли мы сделать действительно что-то новое? Пытаемся ли лучше понять, что действительно нужно нашим потребителям? Или мы лишь слегка подновим наши старые продукты и будем ждать, что вернется «привычный ажиотажный спрос» перегретой экономики и высоких нефтяных цен? Вот в чем вопрос. Мне кажется, что 2010 год не позволит «отсидеться в окопах», ничего не меняя.

Мы чувствуем, что за прошедший год наши клиенты как будто резко, скачком, повзрослели. Они уже не идут на программы ради моды или просто «корочки». Они идут предметно, избирательно, стараются «прощупать» программы, примерить на себя, как раньше дорогое платье в магазине. Любое рекламное обещание они хотят проверить, «попробовать на зуб», обсудить с коллегами-выпускниками.

Им хочется, чтобы продукт максимально соответствовал именно их потребностям, их конкретному карьерному росту… Для российских бизнес-школ такой подход клиентов — это испытание на зрелость и качество. Те, кому удастся адаптироваться, прочат положение на рынке. Те, кому это не удастся, начнут с рынка уходить. Или еще жестче толкаться локтями в поисках спасительного госбюджета, не увязанного на качество…

Еще один аспект, на который я бы хотел обратить внимание. К российскому рынку начинают присматриваться серьезные зарубежные бизнес-школы и тренинг-центры. Этого не было раньше. Я думаю, что в ближайшее время на рынок выйдет много сильных зарубежных программ. Постоянно растет и количество англоговорящей молодежи. Происходит смена поколений. Нам нужно готовиться конкурировать, причем конкурировать на равных, с ведущими бизнес-школами мира. Те же, кто надеется, что удастся в очередной раз «закрыть» Америку, захлопнуть страну и опустить железный занавес, столкнется в ближайшие годы с очень большими трудностями. И, в первую очередь, с оттоком собственных клиентов, а значит, с потерей рынка.

РЕЦЕПТ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ОТ СЕРГЕЯ МЯСОЕДОВА

Всегда важна золотая середина. Если мы слишком полагаемся на систематизацию, цифры и пытаемся вогнать рынок в прокрустово ложе железной логики и твердокаменного социалистического планирования: ограничить цены, навязать правила, установить жесткие рамки, — мы душим рынок и теряем конкурентоспособность в мировой экономике. Тот, кто слишком системен на уровне компании, часто теряет чувство перспективы. Чрезмерно развитое левое полушарие становится настолько тяжелым, что заставляет людей ходить по кругу. Но не менее опасно, с моей точки зрения, и когда абсолютно доминирует правое полушарие. Когда мы начинаем бесконечно «креативить», мечтать и строить грандиозные планы, не опираясь на факты и количественный анализ. Это чревато прожектерством, которого рынок не прощает. Истина в середине. Кроме того, у каждого менеджера — свои сильные стороны и свой управленческий стиль. Не так давно я беседовал с двумя топ-руководителями одного из наших промышленных предприятий, связанных с высокими технологиями. «Топы» рассказали, как непросто заинтересовать средний менеджмент на предприятии вопросами корпоративной культуры. Как сдержанно люди, в недавнем прошлом чистые инженеры-технари, относятся к таким понятиям, как «эмоциональный интеллект», «интуиция», «лидерство». Эти люди воспитывались на другой парадигме менеджмента, где все четко планируется и обсчитывается. Топ-руководители обратились к нам с просьбой: «Сделайте нам программу, где менеджмент предстанет как наука, а не как искусство, где повышение эффективности управления можно будет выстроить как систему мероприятий и количественно просчитать последствия принятия тех или иных решений. Где люди смогут подойти к управленческому софту, к идее озарения, стратегического видения через цифры и инженерные расчеты. Сделать это, между прочим, весьма и весьма непросто. Мы на протяжении долгих лет учились и учили делать прямо противоположное. Мы говорили, давайте покажем роль музыки и искусства в лидерстве. У нас в ИБДА АНХ проводится потрясающая серия тренингов — лидерство по системе Станиславского. На тему искусства в лидерстве написано довольно много. А когда мы стали искать литературу о том, как сделать наоборот, как изложить открытия правого полушария сухим языком левого, мы обнаружили, что написано очень и очень мало.

Мне кажется, что пора делать специальные программы типа МВА, ориентированные на российскую техническую интеллигенцию, российский производственный менеджмент. На самом деле мы бьемся с этим уже около полугода. Программа начинает прорисовываться, и мы надеемся вывести ее на рынок следующей весной. Получается очень интересно, но и архисложно. Почти не на что опереться. Но нам помогают заинтересованные практики. Нас консультируют руководители таких известных российских инновационных предприятий, как НПО «Наука», «Вымпел», «Дорхан» и другие. Рассказывают о своих находках, делятся сомнениями, уточняют потребности, помогают нам встречаться с представителями фокусной группы потенциальных потребителей.

Сегодня российские программы МВА — это на 70-80 процентов управленческий софт: озарение, видение, интуиция и т. д. Серьезного и талантливо преподаваемого на отечественных «кейс-стадиз» количественного анализа менеджмента и маркетинга практически нет. А в американских бизнес-школах этот подход к управлению часто доминирует. Не поэтому ли американский менеджмент столь легко решает проблемы коммерсализации инноваций, подает примеры массовых успешных стартапов в области высоких технологий? Инженеров надо учить менеджменту! Но несколько иначе, чем гуманитариев. Количественные и системные методы широко применяются в рамках японского менеджмента. Без них невозможно внедрение широко известного подхода ЛИН-метода. Мне кажется, что бизнес-школам пора задуматься, как адаптировать свои программы под ментальность и потребности наших производственных лидеров, имеющих базовое инженерное или физико-математическое образование. Мне кажется, что если мы это сделаем, то окажем очень большую помощь развитию российской промышленности и российской инноватики. Эта тема абсолютно новая.

НАСТОЯЩИЕ ЛИДЕРЫ ВЫПЛЫВАЮТ В «ГОЛУБОЙ ОКЕАН»

Хищник, догоняя жертву на пределе сил и понимая, что не сможет настигнуть, прекращает преследование — ведь вокруг ходят еще тысячи антилоп... Мысль о сохранении энергии, высказанная через хищника, — это очень красивая метафора. Тема не нова. Она подается как открытие в управленческой теории каждые 10 лет. Нынешняя вариация темы: концепция У. Чан Кима «Голубой океан». Смысл концепции: не надо бесконечно бежать, соревнуясь с конкурентами, расходуя свои силы. Если вы планируете прорыв, если чувствуете, что вы лидер, то попытайтесь посмотреть на вещи и явления как бы со стороны. Рынок потому и является рынком, что в нем всегда есть незанятые маркетинговые ниши. И если вы обнаруживаете их первыми, то просто выплываете с пятна «красного океана» (по терминологии У. Чан Кима), где идет все более жесткая конкуренция за место под солнцем. Это дает вам преимущество первым освоить новый сегмент, получить сверхприбыль. Причем без серьезной конкуренции. Нужно только озарение лидера: надо посмотреть на рынок под другим ракурсом, увидеть новую нишу «голубого океана» первым. Все последние прорывы в науке и бизнесе в той или иной степени связаны с новым взглядом на вещи. Начиная от поведенческой экономики, которая усомнилась в святая святых: рациональном поведении человека экономического, и кончая победным возвращением на рынок высоких потребительских технологий компании Apple.

ПОСТАРАЙТЕСЬ ДОСТИЧЬ УСПЕХА!

Обычно под Новый год всегда спрашивают: «А что вы хотели бы пожелать читателям в новом году?» Мне можно этот вопрос не задавать. Я на него отвечу без подсказки. Во-первых, я знаю уже более десяти лет. Это очень хороший журнал. Он постоянно меняется и обновляется. Он следует за интересами своих читателей. Поэтому мое первое пожелание: оставайтесь с журналом, так же как с ним останусь я и моя команда. Во-вторых, в новом, 2010 году очень важно сделать акцент на инноватике. Поэтому мое второе пожелание: господа, постарайтесь быть по-настоящему инновационными. Не прекращайте учиться. Поддерживайте себе подобных. Активнее объединяйтесь в прорывные синергетические альянсы. Работайте на win-win. В-третьих, постарайтесь достичь успеха! Я вижу, что молодое поколение менеджмента в России состоит из очень талантливых людей. Поэтому мое третье пожелание: чтобы в новом году вам и вашему бизнесу сопутствовала удача, чтобы ваш бизнес и карьера шли вверх, а вместе с ними поднималась и шла к новым достижениям наша страна!

Сергей Павлович Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ