Плывите против течения. Найдите свой собственный путь

Плывите против течения. Найдите свой собственный путь

Сэм Уолтон основатель торговой сети универсальных магазинов Wall Mart

С самого детства он хорошо выучил два урока: достичь чего-то можно лишь упорством, и помогает в этом улыбка. В начале 1940-х годов Сэм окончил Университет штата Миссури (где получил степень бакалавра бизнеса) и начал трудовую деятельность. Работая в фирме Claremore, он встретил Элен Робсон и в 1943 г. женился на ней.

В начале 50-х Сэм и Элен взяли кредит и открыли на эти деньги в Ньюпорте, штат Арканзас, небольшой магазинчик известной торговой марки (по договору о франшизе). Сэм твердо знал: упорство и обаятельная улыбка способны многое изменить. Он лично встречал каждого посетителя и демонстрировал такое радушие, как будто видел долгожданного, близкого человека. Общался с ним так, будто исключительно ради него и открыл свой магазинчик. Через пять лет магазинчик Уолтонов превратился в самую прибыльную торговую точку сети Ben Franklin. Владелец этой торговой марки, когда подошел очередной срок продления контракта на аренду торговой площади, отказал им.

Этот поворот судьбы показался Уолтонам настолько обидным, что они переезжают в городок Бентонвилл в этом же штате, где начинают опять все с нуля. Кроме неизменного радушия Сэм Уолтон проложил дорогу к сердцу покупателей еще одним нововведением — скидками на свой товар. Сэм сразу снижал цены, как только ему удавалось купить товар оптом и подешевле. На протяжении десяти лет Сэм Уолтон открыл еще девять магазинов. В частых поездках по всей стране он наблюдал, как разными людьми строится процесс торговли, анализировал их успехи и провалы. «За всю свою сознательную жизнь я не могу припомнить ни единого дня, когда бы я не думал о том, как лучше выставить товар и продать его», — вспоминал он позже.

Он не раз признавался, что успех этой простой идеи — «Всегда низкие цены» — стал неожиданным и для него самого. Она прочно завоевала сердца покупателей и помогла его компании достичь неимоверных успехов. Другим плодотворным изобретением стала идея открывать супермаркеты на окраинах, в спальных районах. В 1962 году на окраине города Роджерса (в штате Арканзас) Уолтон открыл супермаркет под названием Waltons Five & Dime. Так было положено начало гигантской торговой империи. Через 5 лет, в 1967 году, у Сэма было уже 24 магазина, а объем продаж достиг 12 млн долларов.

Сэм всегда говорил своим сотрудникам: «Есть один босс — покупатель. Он может сместить любого в компании — от директора до грузчика — тем, что просто потратит деньги в другом месте». Десять правил успеха от Сэма Уолтона Будьте преданы своему делу. Верьте в него больше, чем все прочие. Мне кажется, что всепоглощающая страсть, которую я привнес в свою работу, перевешивает все мои личные недостатки. Я не знаю, родились ли Вы с такой страстью в душе или можете научиться этому чувству, но я знаю, что оно Вам необходимо. Если Вы любите свою работу, то изо дня в день будете стараться делать ее как можно лучше, и уже вскоре все Ваше окружение «заразится» Вашей страстью, как лихорадкой.

Делитесь своими прибылями с сотрудниками и обращайтесь с ними как с партнерами. В ответ и они станут относиться к Вам точно так же, и вместе вы достигнете таких высот, о каких даже и не мечтали. Поощряйте своих работников, если они проявляют стремление иметь долю в Вашей компании. Предлагайте им ее акции со скидкой и дарите им акции при выходе на пенсию. Это один из лучших поступков, которые мы когда либо совершали.

Стимулируйте своих работников. Денег и долевого участия в компании недостаточно. Постоянно, день за днем, обдумывайте новые и более интересные методы стимулирования своих сотрудников и поддержания соревновательного духа в коллективе. Устанавливайте труднодостижимые цели, поощряйте конкуренцию и ведите счет. Заключайте пари с очень высокими выигрышами. При первых же признаках застоя и отсутствия интереса займитесь кадровыми перестановками: пусть Ваши управленцы меняются друг с другом должностями, чтобы все время оставаться в состоянии боевой готовности. Держите всех в неведении насчет того, какой еще фокус Вы выкинете. Не допускайте, чтобы Ваше поведение было слишком предсказуемым.

Делитесь любой доступной Вам информацией со своими сотрудниками. Чем больше они знают, тем больше понимают. Чем больше они понимают, тем больше будут заинтересованы. Если Вы не доверяете своим сотрудникам информацию о состоянии дел, они поймут, что на самом деле Вы не считаете их своими партнерами. Информация — это сила и выгода, которую Вы получите, вооружив ею своих сотрудников, намного превосходит опасность того, что Ваша информация станет достоянием конкурентов.

Высоко цените все, что Ваши сотрудники делают ради Вашего дела. Высокими заработками и скидками на акции покупается один вид лояльности. Однако все мы любим, когда нам говорят, насколько кто-то ценит то, что мы для него делаем. Мы любим слышать такое часто, а особенно тогда, когда мы сделали какое-нибудь дело, которым действительно гордимся. Ничто не заменит нескольких продуманных, искренних слов похвалы, произнесенных вовремя. Они обойдутся Вам даром, а стоят целое состояние.

Отмечайте свои успехи. Умейте посмеяться над своими ошибками. Не принимайте себя слишком всерьез. Будьте раскованнее, и все вокруг Вас тоже вздохнут свободно.

Веселитесь. Всегда проявляйте энтузиазм. Когда ничего не удается, переоденьтесь в маскарадный костюм и спойте дурацкую песенку. И пусть все подхватят ее мотивчик. Все, о чем я сказал, имеет гораздо большее значение и намного смешнее, чем Вам это может показаться: все это помогает дурачить конкуренцию. «С чего бы это нам воспринимать всерьез этих придурков из «Уол-Марта»?

Прислушивайтесь ко всем, кто работает в Вашей компании. Люди, работающие на переднем крае, те, кто общается и говорит напрямую с Вашими клиентами, — вот кто действительно знает, как там обстоят дела. Вам лучше знать то, о чем известно им. Только так Вы сможете добиться качества во всем. Чтобы облечь ответственностью рядовых сотрудников своей организации, чтобы добиться бурной работы творческой мысли среди всех, кто там работает, Вы должны прислушиваться к тому, что пытаются сказать Вам Ваши подчиненные.

Опережайте ожидания своих клиентов. Если Вы станете поступать именно так, то они вернутся к Вам снова и снова. Дайте им то, чего они хотят, и еще чуть-чуть сверх того. Пусть они знают, как высоко Вы их цените. Учитесь на всех своих ошибках и не ищите отговорки, а извиняйтесь. Ручайтесь за все, что делаете. Самые важные слова, которые мне когда-либо довелось написать, были на вывеске самого первого магазина «Уол-Март»: «Мы гарантируем удовлетворение всех Ваших претензий». Они все еще там, и именно они столь существенно изменили всю суть дела.

Следите за своими расходами больше, чем за своими конкурентами. Именно в этой сфере Вы всегда сможете выгодно отличиться от них. В течение двадцати пяти лет работы, задолго до того, как «Уол-Март» стал известен в качестве крупнейшей в нашей стране розничной торговой сети, мы занимали первое место в отрасли по самому низкому соотношению объема расходов к объему продаж. Вы можете наделать множество различных ошибок, но если работаете без убытков, то сможете перекрыть последствия своих ошибок. Или же Вы можете быть гением, но все же разориться, если неоправданно расходуете свои средства.

Плывите против течения. Найдите свой собственный путь. Если все остальные делают что-то на один манер, это для Вас отличная возможность найти собственную «экологическую нишу», избрав прямо противоположное направление. Однако будьте готовы к тому, что очень многие станут одергивать Вас, говоря, что Вы не туда идете. «Самые лучшие идеи поступали к нам от клерков и складских рабочих (среди них — бесплатный паркинг у магазина, разрешение вывозить тележки с товаром прямо к автомобилю). Если вы позаботитесь о служащих, то и они, в свою очередь, точно так же будут заботиться о клиентах», — говорил Сэм…

Всю свою жизнь Уолтон оставался приветлив со всеми, и особенно с младшим персоналом.

Биографическая справка

Сэм Уолтон родился в 1918 году в небольшом городке Кингфишере, в штате Оклахома. В начале 1940-х годов окончил Университет штата Миссури, получив степень бакалавра бизнеса. Свою трудовую деятельность начал в фирме Claremore. В 1962 году на окраине городка Роджерс в штате Арканзас появился первый магазин WalMart, который положил начало сети розничной торговли.

В 1985 году Уолтон объявлен самым богатым американцем.

В 1992 году он скончался.

Светлана Плетнева по материалам книги Ю. Петрова, Е. Спиридоновой

«Самые богатые люди современности»