Путин-Медведев. Что дальше?

Путин — Медведев.. Что дальше?

О том, как правильно выбирать себе замов «Для президента Путина крайне важным было отсутствие желания стать президентом у кандидатов. На людях, которые явно хотели попасть в президентское кресло, Путин ставил крест как на преемниках. Когда же люди спрашивали Медведева, хочет ли он стать президентом, тот отмахивался от них со словами «Что за глупые шутки».

Говоря о критерии яркости, звездности кандидата в преемники, Медведев и Путин очень похожи в своем допрезидентском периоде, чего нельзя сказать об американской системе. Соловьев в своей книге утверждает, что западные президенты в преемники выбирали свою противоположность. То же можно сказать об их подборе своего окружения. «Например, Билл Клинтон не терпел никого, близкого себе по харизме, по обаянию и по шарму, — такие люди с ним просто не появлялись. А Джордж Буш младший, наоборот, понимая, что он не звезда ни по выбору, ни по характеру, притягивал к себе людей, которые были гораздо симпатичнее, обаятельнее, умнее и убедительные, чем он».

В России люди чаще всего подбирают себе профессиональное окружение интуитивно: кто хуже, кто лучше. Получить подтверждение и опровержение своих действий на практических примерах полезно для усиления личного маркетинга/имиджа и даже для продвижения компании. Хотя взгляд в книге несколько поверхностный и, вероятнее всего, не учитывает множества факторов… читаем между строк.

Идеальный заместитель решает вопросы, которые вы сами не хотите или не можете решить, и при этом не угрожает вашей профессиональной позиции.

Что нужно, чтобы быть президентом: критерии успеха

Каких-то новых открытий в этой области Владимир Соловьев не дает — для успеха нужно много работать. Считает, что русскому народу интуитивно нужен исторический образ жестокости, героизма и силы — тип Петр Первый.

«В какой-то момент возникает странное состояние равновесия, когда с одной стороны оказывается очередной правитель, а с другой — народ, который смотрит на него и говорит:

«Да, сейчас ты на троне. Но имеешь ли ты право нами управлять?», и ответ на этот вопрос — одно действие — сакральный процесс жертвоприношения».

Легитимность власти в России не зависит от выборов и проведения пышных церемоний, она неизбежно коррелирует с пролитой кровью (приводит в пример войны в России). России присущ вековой стереотип власти. «Пока ты не заставил народ пролить кровь и не доказал свою власть, не утвердил ее, народ не воспринимает тебя как реального лидера».

Модель управления государством органично переносится на управление бизнесом. И история показывает, что излишние «игры в демократию» в России чаще воспринимаются людьми как слабость.

Что нужно, чтобы стать президентом?

«Необходимо осуществить переход власти не только юридический, но и фактический. Переход СМИ под прямой контроль. Путин лучше многих осознал, что ему нельзя позволить себя публично «мочить» (случай с НТВ) — бизнес-конфликт.

Необходимость финансовых ресурсов, которых в начале карьеры Путину не хватало. Среди первоочередных задач Путина было установление контроля над финансовыми потоками».

СМИ — один из инструментов легитимации высокого положения, и чаще всего могут быть эффективным инструментом для достижения такового. Всегда мало просто, например, занять долю рынка, надо, чтобы об этом узнали, да еще и в правильном ключе. Меру и оттенок публичности определяют исходя из общей стратегии развития бизнеса. Маркетинговый поиск учитывает активность конкурентов, потребности и характеристики потребителей и многие другие параметры.

О дружбе. Маркетинговый ход

«Некоторые оперативно побежали присягать на верность и целовать кольцо Путину — в частности умный и хитрый Роман Абрамович, который, повидимому, одним из первых понял, куда ветер дует. Вспоминается сакраментальная фраза Татьяны Дьяченко, брошенная в ответ на вопрос Немцова «А кто это?», обращенный в сторону человека, который на вечеринке подливал всем вино и бегал переворачивать шашлыки: «Это Роман, он умеет дружить».

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». В бизнесе все отношения строятся вокруг профессиональных — в той или иной мере маркетинг. Однако чаще дружба мешает бизнесу, перенося на первое место в системе ценностей общую школьную парту вместо деловой хватки и необходимых знаний.

Стиль ведения дел

«Путин всегда выбирал для себя достижимые цели. Это самая выигрышная тактика всех людей, поставленных в сложные условия выживания, — альпинистов, скалолазов. Добраться, доползти до ближайшего флажка, а потом наметить очередную достижимую цель».

Автор пишет о тактике флажка, т. е. ближайших действиях. Могу согласиться, что в отсутствие стратегии это выход. Правда, в бизнесе длительное отсутствие стратегии подобно смерти. Более того, даже если долгосрочная стратегия тщательно просчитана, имеет глубокие маркетинговые обоснования (например, на достижение 30 % рынка) и не донесена до ключевых исполнителей, это почти то же самое, что отсутствие стратегии.

Лидерство

«Поразительно, но Путин всегда готов к ответу на любой вопрос, у Путина есть опыт общения с массой людей, которого объективно нет и не могло быть у Медведева… Путин — президент всего народа. Народ его любил потому, что он вернул россиянам чувство самоуважения и начал выплачивать пенсии и зарплаты бюджетникам, что тоже немаловажно». Что в бизнесе, что в политике: лидер — «папа», к которому «сын» может прийти с любым вопросом.

Правда, надо четко отделять осведомленность и коммуникабельность от принятия обоснованных стратегических маркетинговых решений.

Командный дух

«В питерской команде проявляли больше лояльности друг к другу, оказывали друг другу помощь, возможно, потому что им было нечего делить, а может, понимали, что против московской «мафии» им надо держаться вместе. Иными словами, они не конкурировали внутри своей группы, не уничтожали сами себя, что в московской команде в этот момент (начало 2000 г.) происходило по полной программе».

Кооперация — одна из выигрышных стратегий. Но давайте спросим О. Дерипаску. Думаю, он и многие другие скажут, что разумно выстроенная конкуренция при грамотном внутреннем маркетинге — мощный двигатель развития.

Правила

«Когда правила игры есть и они хотя бы некоторое время не меняются, то бизнес живет. Если постоянно возникают новые персонажи, идет перекраивание зон влияния, появляются люди и говорят: «Мы друзья, нам можно все»; а если те, кто из категории друзей внезапно переходят в разряд обвиняемых, то для бизнеса это означает одно: стабильная система связей, как бы она ни была ужасна, исчезает, и появляется новая, притом что старые обязательства никто не собирается выполнять. Таким образом, гнет на бизнес усиливается непропорционально, и бизнес умирает».

Когда в компании, занимающейся политикой или бизнесом, больше одного человека, возникает необходимость четкой постановки задач. Эти задачи, а также критерии успешности их выполнения должны быть донесены до каждого и не меняться хотя бы в период реализации. И не надо пенять на постоянно изменяющуюся внешнюю ситуацию, именно для стабилизации этого параметра существует стратегический маркетинг.

Умение решать вопросы, или «На Западе другие правила»

«Представители истеблишмента часто обращаются к тому, кто может свести с таким-то конгрессменом, организовать встречу с вице-президентом. Если спросить: «Зачем эта встреча?» — отвечают: «Мне надо решить вопрос, надо договориться». И все попытки объяснить, что в Америке вопросы так не решаются, обычно ни к чему не приводят. Люди либо обижаются, либо многозначительно улыбаются. Когда же оказываются за одним столом, обнаруживается, во-первых, они явно ходили в «другой детский сад», потому что с собеседниками нет даже общего понимания смысла произносимых слов. Во-вторых, эти люди приходят в шок от того, что американские представители власти всегда половину счета оплачивают сами, не позволяя преподносить себе подарки и даже оплачивать обед. Мало этого, обеды не напоминают «походы в сауну с девками», как и не подразумевается «забывание» золотых часов или ключей от машины».

На Западе лоббирование — официальный процесс. У нас — теневой. Законы не прописаны, единых правил нет, всегда есть опасность «завернуть не туда». И многие представители особенно малого и среднего бизнеса стараются без острейшей необходимости не привлекать властные структуры для решения вопросов. Как эффективный инструмент маркетинга «чемоданы и бани с девками» срабатывает не всегда.

Вера Чернова, Екатерина Ядова, кандидат соц. наук, директор по маркетингу, компания «Парк.ру»