Исследование рынка рекрутмента г. Москвы

Исследование рынка рекрутмента г. Москвы, проводимое журналом Управление Персоналом

VIII исследование отличается одной важной особенностью: оно проводилось после перерыва, вызванного кризисом. Если бы мы решились на исследование в прошлом году, то его итоги только показали бы пик рассвета кадрового рынка докризисного образца — практического значения оно бы не имело.

Осенью 2008 года падение рынка было почти повальным. Самые догадливые агентства быстро переехали в офисы поменьше (или даже квартиры) и максимально сократили все иные расходы. Теперь мы знаем, как были востребованы услуги агентств в 2009 году. Сразу скажем, что после «шторма», в котором «утонуло» немало компаний, ведущие агентства в основном остались на плаву, чего не скажешь о небольших.

Итак, ранее из 1200 самых крупных компаний Москвы более половины активно работали с кадровыми агентствами (наше исследование отражало названия 300 агентств) и порядка 60 попадали в итоговые таблицы исследования.

Основной вывод сегодня: не более 300 крупных компаний Москвы регулярно заказывают подбор персонала, при этом объем плейсментов упал на 30-80 %. По нашим данным только около 50 агентств активно оказывают кадровые услуги на столичном рынке на вполне приличном профессиональном уровне. Половина из них вошла в наше исследование, т. к. в анкетах, которые нам предоставили директора по персоналу, представляющие порядка 600 крупных компаний Москвы, их работу оценили не менее 5 клиентов. Аутсайдеров среди кадровых агентств сегодня на рынке нет — кризис, что ли, заставил подтянуться или эйчары не позволяют расслабиться, но ни один респондент, как это случалось ранее, не позволил себе разнести «в пух и прах» ни одно кадровое агентство. Все они, разумеется, как говорят в Одессе, разные.

«Анкор» — лидер в Москве по итогам опроса. Неплохо смотрятся итоги работы «БЛМ-Консорт», которое в позапрошлом году, как казалось, вот-вот настигнет лидера. Итак, среди самых профессиональных кадровых агентств, которые успешно выполняли заказы крупных компаний Москвы, конкурируя между собой, можно отметить: «Анкор», Avanta Personnel, «БЛМ%Консорт», «Визави Консалт», «Гласфорд Интернейшнл», Kelly Services, «Коннект Персонал», Cornerstone, Coleman Services, KPG Resources, Manpower, Human Capital.

Это 12 самых сильных кадровых агентств столицы, названия которых, повторимся, мы наблюдали в анкетах крупнейших компаний Москвы (не все кадровые агентства предоставили нам свои клиентские списки, поэтому исследование не претендует на полноценный рейтинг. — Прим. ред.).

На рынке существует и немало «карманных» агентств, которые, по сути, являются выносными отделами рекрутинга компаний и холдингов. Хорошие результаты и тенденцию к росту показали «Выбор», Penny Lane Personnel и «Юнити», увеличившие свою клиентскую базу, несмотря на кризис. Приятной неожиданностью стал для нас и стартап агентства Business Connection.

Интернет-порталы

С сайтами все гораздо радужнее и проще — не исключено, что именно они являются «виновниками» явного уменьшения востребованности кадровых агентств. 95 % компаний используют сайты при поиске персонала. Интернет давно и прочно вошел в каждый дом, и только ленивый не сравнивает свою зарплату, заходя на «работные» сайты. Итак, эйчары крупных компаний предпочитают работать в основном с сайтами hh.ru и superjob.ru, отмечая их как самые эффективные инструменты поиска кандидатов. Платность ресурсов уже давно мало кого пугает. Чем известнее компания, чем интереснее и «смачнее» по зарплате звучит ее предложение, тем больший отклик кандидатов она получает. Приведем пример из собственного опыта. На сайте hh.ru наш журнал разместил вакансию секретаря, сухо и скупо описав функционал. Итог — 150 резюме. Спустя неделю эта же вакансия на этом же сайте была размещена без описания функционала, зато мы щедро и красиво описали, кого хотим видеть: доброжелательных, креативных людей, с приятным голосом, которым обещаем полусвободный график, медстраховку, работу в офисе бизнес-центра «Солид-Кама» с «версальским» видом из окна… Итог — 1500 резюме. Чем не повод для экспериментов и переосмысления того, что же на самом деле хочет кандидат сегодня?!

За лидерами по-прежнему идут сайты: job.ru, rabota.ru и zarplata.ru. Еще одна тенденция нашего исследования: с каждым годом все чаще респонденты — крупные компании — указывают специализированные сайты.

Печатные СМИ

Только 30 % компаний используют печатные СМИ в своей работе. Лидируют два издания: «Работа для Вас» и «Работа и Зарплата».