Этика и регламент переговоров с «топами»

Автор: Гузель Закарян

Манерные стандарты

Я бы предложила заменить слово «этика» на «этикет» — мы будем говорить не о нравственных вопросах, а о необходимых стандартах поведения в деловой среде, что и является деловых этикетом. Наша компания, которую я представляю, работает в области обучающих программ в узком направлении — делового протокола и бизнес-этикета. Исходя из моего более чем восьмилетнего опыта, могу сказать, что эта тема сегодня стала чрезвычайно актуальной.

Актуальность связана с различными вопросами, например с формированием позитивного делового имиджа. Когда я вышла выступать с докладом, все посмотрели на меня внимательно: на мое лицо, прическу, как я одета, как выгляжу. И у каждого сформировалось свое мнение обо мне. Было бы странно, если бы на конференцию я пришла не в деловом костюме, а в летнем сарафане. Первое впечатление о человеке сильно, помните: у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление!

Я говорю, с одной стороны, как психолог, с другой — как бизнес- консультант по деловому протоколу и этикету. В деловой среде существуют стандарты, которые нужно соблюдать. И это касается не только внешнего вида, но и правил поведения, манер, взаимоотношений с сотрудниками, коллегами, руководством.

Топ-этикет

Деловой протокол регламентирует: чем выше статус человека, его должность, тем больше почести и уважения предъявляется к такой персоне. Главный принцип в деловом общении — это принцип ранжирования. Статус — это самое первое понятие в деловом протоколе и этикете.

В сфере деловых отношений, в отличие от светского этикета, действуют некоторые поправки, связанные, в частности, с тем, что статусные различия по полу и возрасту уступают общественному положению и должности. Это означает, что, например, отношение к женщине, принятое в светском этикете, в служебной обстановке уже не действует. В бизнесе нет мужчин и женщин — есть коллеги, сотрудники.

Современный деловой протокол сложился из уже давно существующего дипломатического протокола. Часто приходится слышать подобного рода возражения: «Ну как же, сейчас демократия, свобода? Для чего нужна строгость соблюдения протокола?» Приведу такой пример. Однажды мы приехали на мероприятие, где секретарь встречала всех гостей, а это партнеры и клиенты компании, радостной улыбкой и всем пожимала руку.

Что такое рукопожатие? Это некий доступ к телу. Кто может себе позволить этот доступ? Нижестоящий или вышестоящий? Молодая девушка-секретарь просто лихо понижала статус генерального директора и его гостей. По правилам делового этикета первым протягивает руку старший младшему, начальник — подчиненному, преподаватель — студенту и т. д.

Подобные ошибки делают многие, чаще потому, что деловые люди не знают правил делового протокола и этикета. Но хуже, когда знают и пренебрегают. «Этикет? Да вы что, главное, чтобы человек был умный, хороший!» В нашей тренинговой практике были ситуации в работе с крупными компаниями, когда руководитель говорил: «Вы знаете, у нас топ-менеджер приехал из Кембриджа, надо обучить человека протокольно-этикетным правилам». Он грамотен как специалист, но у него нет знаний делового протокола, этикета.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом