Раздвигая границы. Эффективный поиск топ-менеджера за рубежом

Автор: Милана Мягкова

Милана Мягкова, партнер компании «Сити-Стафф», генеральный директор Perfect Search Company

Executive-search — это технология, которая была придумана на Западе почти 100 лет назад. В России ее в основном называют Headhunting, но на самом деле это лишь один из инструментов Executive-search.

Инструментов для поиска много: западные хедхантеры-фрилансеры, сами наши соискатели-экспаты и, безусловно, возможности Интернета.

Задача агентства, осуществляющего executive search, — не только брать заказ, реализовывать его качественно и в сроки, но и консультировать клиента, может оно найти такого специалиста или нет. И такая консультация иногда заканчивается отказом клиента от принятого ранее решения привлечь в компанию экспата. Например, был заказ от крупной энергетической компании на директора по маркетингу без знания русского языка. Клиент был уверен в правильности своего решения, уже был готов на предоплату, но после знакомства со спецификой управления в данной компании я отговорила его. Мы оценили ситуацию, коллектив, корпоративную культуру в данной компании и сообщили, что не даем гарантии, что этот специалист в компании приживется. Не все российские компании готовы к приему экспатов. Поэтому иногда приходится консультировать клиентов не в свою пользу, не в пользу денег, что и сохраняет нашу репутацию.

Каждая позиция уровня Executive Search интересна чем-то своим. Вот несколько примеров из нашей практики.

Был заказ на позицию директора по производству для большой компании, которая привозила сюда оборудование. Это чаще всего происходит, когда перевозят импортное сложное оборудование и нужно обязательно привезти персонал, чтобы грамотно обслуживать это оборудование.

Помимо стандартных профессиональных требований — знания лакокрасочного оборудования, были и специфические требования: специалист должен был быть не женат, и возраст требовался не моложе 50 лет. Мы думали, что последние пункты вызовут определенные трудности при поиске, но, как ни странно, достойных кандидатов оказалось более чем достаточно. И нас удивил мотив, озвученный несколькими из них: «Я не женат, а в России живут самые красивые женщины в мире».

Был специфический контракт по поиску повара. В нем была сплошная эксклюзивность требований к кандидату: во-первых, он должен был быть лысым, но не просто лысым, а именно от природы, а также со знанием английского языка и наречия мандарин. Мы подключали тридцать пять хедхантеров по всей Европе, прошерстили все рестораны, какие только были в крупных и провинциальных городах Китая, но в результате кандидат нашелся в обычной, ничем не примечательной китайской деревне.

Зарубежные специалисты высшего и среднего звена охотно едут в нашу страну, чтобы сделать карьеру и заработать денег, ведь платят им в России на 30–50 % больше, чем на аналогичных позициях на Западе, а опыт работы на развивающемся рынке ценится высоко, так как здесь гораздо чаще приходится решать нестандартные бизнес-вопросы.