Формирование новой модели занятости в экономике, основанной на знаниях

Автор: А. Моисеев

Формирование новой модели занятости в экономике, основанной на знаниях

А. Моисеев
А. Шурупова

В современных условиях наиболее перспективной моделью социального и хозяйственного развития становится общество, основанное на знаниях. Потенциал развития этого общества во всевозрастающей степени определяется масштабами информации и знаний, которыми оно располагает.

Это не значит, что роль промышленности и сельского хозяйства уменьшается. Однако индустрия за счет автоматизации, внедрения высоких технологий требует все меньшей доли общественного труда, а значительная, если не большая, часть занятого населения перетекает в сферы информации и услуг [9, с. 108], что видно из таблицы 1.

При поступательном развитии экономики изменение структуры занятости обычно происходит в результате роста производительности и насыщения потребностей определенного уровня.Это позволяет высвободить часть работников для удовлетворения более высоких потребностей и обусловливает сдвиги в отраслевой и профессионально квалификационной структуре рабочей силы как в экономике в целом, так и внутри крупных секторов.

Согласно концепции Э. Тоффлера [13], «мир сегодня стоит на пороге грандиозных социальных перемен, технических и культурных нововведений. Технологические сдвиги оказывают кардинальное воздействие на все стороны социальной жизни. Меняется содержание труда, в сотни раз возрастает его производительность. Микроэлектронная революция и информационные технологии увеличивают мощь человеческого интеллекта. По существу рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иными будут сферы труда, управления и досуга».

С появлением концепции экономики, основанной на знаниях, изменяются условия ведения бизнеса, возникают новые профессии и рабочие места, новые сетевые формы организаций, меняется функционирование традиционных отраслей, создаются гибкие формы и виртуальные трудовые коллективы, организации освобождаются от непрофильной деятельности путем передачи ее временным работникам или сторонним организациям, меняется отношение к человеческому капиталу, и, как следствие, изменяется и модель занятости.

При традиционной системе организации труда рабочее место предназначалось для выполнения узкоспециализированных видов работ на основе строгого разделения труда, человек рассматривался как фактор производства, наряду с капиталом. Четко определялись критерии профессионального роста работника и размеров вознаграждения за труд. В индустриальном обществе абсолютное большинство людей руководствовалось утилитарными стимулами, порожденными необходимостью удовлетворения материальных потребностей, но по мере роста материального благосостояния материальные потребности отходят на второй план.

Человек более или менее обеспеченный предпочитает трудиться за меньшую заработную плату, если его деятельность на рабочем месте позволяет ему максимальным образом реализовать свои способности, не выполнять монотонных рутинных функций, самостоятельно принимать решения и рассчитывать на дальнейший профессиональный и культурный рост. С другой стороны, все большее количество людей стремится иметь больше свободного времени, посвящать его семье, самообразованию, культурному досугу, занятиям спортом и т. д. [9, с. 113].

Новая модель занятости позволяет более эффективно использовать трудовой потенциал, рассматривая интеллект человека как сферу производства новых идей — определяющее средство производства экономики, основанное на знаниях. В XXI веке человек признан не фактором производства, а рациональным экономическим агентом, уникальным нематериальным активом, способным к саморегулированию и саморазвитию. От работника требуются уникальные морально-психологические, индивидуальные качества, а труд как экономическая категория и основополагающий процесс производства заменяется творчеством. Администрирования деятельности в форме бизнес-процессов уже недостаточно: нужно побуждать человека к творчеству через его заинтересованность в эффективной работе, помогать ему накапливать знания и получать компетенции [8, с. 40]. На смену объектносубъектной схеме управления приходит схема сотрудничества и взаимного влияния субъекта на объект и объекта на субъект (субъектно-субъектная). По мнению Т. Стюарта [11], люди должны чувствовать себя «игроками, а не битой», а главными признаками успешной карьеры становится то, насколько работа богата содержанием и какое значение она имеет для компании.

М. Кастельс считал, что для экономики, основанной на знаниях, будет характерна не массовая безработица, а предельная гибкость, подвижность работы, индивидуализация труда и, наконец, высокосегментированная социальная структура рынка труда.

В сфере занятости можно выделить четыре области, где за последнее время произошли крупные изменения: объем имеющейся работы; условия, на которых эта работа предлагается; доходы, которые она приносит; а также гарантия занятости и дохода. Границы деятельности предприятий вследствие слияний, приобретений, передачи заказов субподрядчикам находятся в постоянном движении,
что тоже способствует снижению стабильности рабочих мест.

Многие специалисты считают, что занятость в целом стала менее стабильной.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом