«Человек-проблема» формирует «эффект рассола»

Автор: Е. О. Вобликова

«Человек-проблема» формирует «эффект рассола»

Е. О. Вобликова

Кто же такие квазиспециалисты? С непрофессионалами, выдающими себя за суперработников, дело обстоит проще. Эта задачка решается всего в несколько ходов и не самым опытным эйчаром. А вот «квази»? Явление по форме и содержанию близкое к сущности идентифицируемого явления, но в своем стратегическом аспекте обрекающее его на бесперспективность. По словарю Ожегова — это любитель, неспециалист, непрофессионал, профан.

Вопрос в том: достаточны ли эти критерии?» — говорит Марина Волкова, директор управления по работе с персоналом Байкальского банка — филиала АКБ Сбербанка России (ОАО).

В статье «Не послать ли нам гонца?»( № 6/2010) автор привел типологические характеристики так называемого квази. На Ваш взгляд, применима ли данная типология?

— Можно согласиться с точкой зрения автора относительно того, кого можно отнести к категории «квазиспециалист»: и недавнего выпускника экономического вуза, не имеющего представления, а кто же придумал систему бухгалтерского учета или на каких принципах основано кредитование, но при этом владеющий навыками линейного программирования и корреляционного анализа. Это может быть и толковый, по мнению автора, работник, который, как правило, ищет «достойную» для себя работу через кадровые агентства, и работодатели, беря на работу в общем-то «кота в мешке», страхуют риски приема на работу «профана», т. е. человека, чьи заявления не будут подтверждены реальностью, относительно невысокой или должностью, или оплатой. А вот что касается «квазименеджера-альтруиста» или «квазименеджера за 60», я бы не стала их выделять из всего коллектива работников. Так как квазиспециалистом и квазименеджером может стать каждый. И причина такой трансформации специалиста в «квази» кроется в устаревании имеющихся у специалиста знаний. В свою очередь знание — это информация, которую индивид или организация могут трансформировать в действия, в соответствии с этим уникальность действий напрямую зависит от уникальности знаний. Поэтому знания — это основа построения конкурентных преимуществ организации, личности, общества.

Квазименеджер: не лишен способностей, с хорошим образованием, опытом работы… но в какой-то момент деятельность квазименеджера можно сравнить с программой, нацеленной на разрушение. Как распознать подобных персонажей на дальних подступах к компании?

— Если говорить, по логике моих рассуждений, что квазименеджер — человек, не демонстрирующий стремление к совершенствованию профессиональных знаний, то распознать его можно, оценивая его поведение. Причем в данном контексте имеется в виду оценка не как результат, а как процесс. Если работник или кандидат не считает необходимым постоянно повышать уровень своих профессиональных знаний, не выражает стремления получать новые знания в своей и смежной областях, избегает участия в обучающих мероприятиях, постоянно демонстрирует скептицизм, а после обучения, если все-таки оно было, не происходит смена установок и парадигм, то данному человеку необходим коучинг (наставничество) или «обходной лист». Чтобы добиваться успеха в условиях изменяющейся внешней среды современного бизнеса, люди и организации должны непрерывно учиться.

Применительно к человеку непрерывное обучение — это посещение лекций, чтение, общение с другими людьми, а также извлечение уроков из прошлого опыта. Одним из менеджеров, являющимся для меня живым воплощением духа непрерывного обучения, является Максим Бароменский, первый заместитель председателя Байкальского банка. Он неутомимый путешественник и активный читатель, человек, интересующийся вопросами искусства, литературы и истории…

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом