Да поможет воображение!

Автор: А. Вафин

Да поможет воображение!

А. Вафин

Конфликт в организации есть социально- психологический феномен. Конфликт — это то, что стимулирует организацию к развитию, к творческим действиям и предприятиям, двигает организацию к взятию высот в виде материальной и символической прибыли.

Согласно конфликтологу Л. Козеру из конфликта всегда можно вывести позитивное решение, ведущее к компромиссу, основанному на общих интересах, или к консенсусу, основанному на общих ценностях. В зависимости от ситуации конфликт бывает полезен.

Поэтому кризисы и конфликты доктора «садогуманисты» порой прописывают с большими оговорками крепким организмам и структурам. Но ведь чтобы прийти к компромиссу или консенсусу, надо преодолеть критическую стадию, которая сама по себе неладная.

Соглашаясь отчасти с Козером (и немало обращаясь к его идеям), я все же не смогу смотреть на конфликт ни нейтрально, ни положительно: в этой статье конфликт анализируется как проблема, которая мешает творчеству и развитию организации. Конфликт в организации я рассматриваю как данность, как неизбежное, но разрешимое. Мне бы хотелось показать то, как возможно снятие конфликта с помощью воображения и конструирования действительности второго порядка: «Как воображение снимает конфликт, способствует управлению персоналом», «Как организации могут помочь», «Воображаемые враги и третья сторона конфликта».

Конфликт как борьба за ценности и не только

Попытаемся определиться с понятием «конфликт» более детально. Козер дает такое рабочее определение конфликта (социального конфликта!): «это борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников»1.

Оппоненты в радикальном виде — это враги; другой «участник» конфликта — примиряющая сторона. Примиряющая сторона есть третья сторона (устоявшееся выражение в конфликтоведении). В более обновленном и современном варианте идеи конфликтологов выглядят так:

«1. Конфликт есть процесс развития взаимодействия субъектов от конфронтации к коммуникации.

2. Конфликт — столкновение различных типов мышления, каждый из которых претендует на репрезентативность.

3. Конфликт — это ситуация… которая затем может перейти к исследованию собственных форм мышления»2.

Соединительный, объединяющий процесс движения от противостояния к коммуникации в конфликте и вне конфликта — это процесс, подталкивающий к компромиссу или консенсусу. Хочу обратить внимание на то, что взаимодействие в виде обмена информацией возможно и в период конфронтации, до этапа мирных переговоров, т. е. до того момента, когда наступает непосредственное коммуницирование. Это хорошо видно на примере войн (война — это крайняя форма конфликта; крайняя форма, если верить Клаузевицу, продолжения политики иными средствами), особенно в XX веке. Даже в XXI веке войны не сильно изменились, они остались информационными, а не коммуникационными, что, собственно, перестало бы делать их войной, т. к. в коммуникации проходит обмен знаниями, а если его нет, не мудрено, что за переговорами может быть убит один из послов или дипломатов. Но есть и другая точка зрения: «между войной и ее отсутствием нет никакой разницы. Ведь прежде чем высказывать какие бы то ни было суждения о событии, следует понять, произошло оно или нет»3. Тем не менее, если мы говорим об организации, то конфликт виден всегда. Да, поначалу он может быть сокрыт, к примеру, от глаз рядовых сотрудников, однако в дальнейшем проявит себя.

Как обобщенно выглядят войны? Во-первых, между двумя и более заинтересованными сторонами возникают острые противоречия по вопросу о ресурсах, они могут быть как материальными (деньги, нефть, алмазы и другие полезные ископаемые), так и символическими (оказание влияния, желание обладать идейной гегемонией, господство нацизма-фашизма, демократии, социализма-коммунизма). Противоречия выливаются в военный конфликт — это пункт номер два. В-третьих, работает пропагандистская машина, именно через нее происходит обмен информацией, но недостоверными знаниями.

В-четвертых, чтобы разрешить конфликт, стороны садятся за стол переговоров, возникает коммуникация. Далее возможны разные сценарии: дружба, вражда без войны, продолжение войны. Все это сейчас не так важно. Для меня значимо показать различие в конфликтной ситуации работы с информацией без знания и работой с проинтерпретированной информацией, которая возможна только в коммуникативных условиях. Необработанная информация делает нас ближе к воображению.

Завершая понятийную тему, дам очень толерантное, почти неконфликтное определение конфликта Дж. Рубина, Д. Пруйта и С. Х. Кима, которые рассматривают «конфликт как воспринимаемое расхождение интересов или убеждение сторон в том, что их устремления не могут быть достигнуты одновременно».

О воображении

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом