«Сколько Вам лет?» — «Меньше, чем Вы думаете, но больше, чем мне хотелось бы»

Автор: В. Штенников

«Сколько Вам лет?» — «Меньше, чем Вы думаете, но больше, чем мне хотелось бы»

В. Штенников

В профессиональном плане у меня нет возраста, признаются некоторые работники. Вот только работодатели не всегда разделяют подобную точку зрения. А посему возрастной ценз остается одним из основных кадровых фильтров на входе во многие компании.

Насколько правомерен подобный подход? Действительно ли, что с возрастом приходит не только опыт, но и… Слово экспертам.

Независимые исследования показывают, что умственная продуктивность у различных людей отличается весьма существенно, в то время как у одного и того же человека с возрастом она изменяется незначительно. В ряде исследований [6] отмечается, что «ни одна российская компания не сознается в том, что отказала в приеме на работу из-за неподходящего возраста». На самом деле ограничения по возрасту присутствуют, причем как для тех, «кто еще не дорос», так и для тех, «кто перерос». По мнению некоторых эйчаров, молодые кандидаты не подходят в качестве работников по следующим причинам [6]:

  • отсутствие опыта, придется тратить дополнительное время на обучение;
  • у молодежи еще мало о бязательств, поэтому молодые люди легко могут через 1–2 недели уйти, просто потому, что что-то не понравилось, но время-то на этих людей уже потрачено;
  • они менее ответственны;

В 50 лет необходимо иметь шляпу и два галстука, белый и черный: часто придется венчать и хоронить.

Василий Ключевский

  • большинство молодежи еще учится, а значит, к работе может относиться поверхностно либо в рабочее время отпрашиваться на учебу;
  • неформальный внешний вид.

Относительно тех, «кому за…»:

  • трудно поддаются обучению;
  • действуют по одной и той же схеме
  • различные проблемы со здоровьем, детьми и другие личные препятствия, которые могут сказаться на работе;
  • сниженная работоспособность;
  • с трудом воспринимают что-то новое;
  • усталый внешний вид.

Выводы по результатам проводимых исследований в области умственной продуктивности часто недостаточно обоснованны. Так, например, в работе Н. Б. Маньковского говорится о том, что пожилые люди отстают
от молодых в заданиях на образование аналогий, улавливания переносного смысла пословиц [6].

Однако полученный результат можно объяснить наличием больших знаний у работников старшей возрастной группы. Действительно, более мудрый человек сопоставляет свой предполагаемый ответ с большим количеством информации. Житейский опыт подсказывает, что «поспешишь — людей насмешишь». Однозначно понимаемые молодыми людьми термины более опытными респондентами воспринимаются во всем их многообразии. Кроме того, многое зависит и от предварительной подготовки по проводимым испытаниям, ряда других факторов.

Есть и другие данные, проведенные на людях повторно через 30–40 лет. Так, Haag G. в 1987 г. установил, что в 55–60 лет наблюдается второй максимум отдельных проявлений творческой активности [6]. По данным М. Д. Александрова в 1974 г. и Л. Н. Борисова в 1990 г., высокий уровень образования препятствует снижению интеллекта с возрастом. Более того, способность человека анализировать полученную информацию, делать правильные выводы, успешно решать проблемы — развивается на протяжении всей жизни людей, в то время как память, внимание, зрительное восприятие с возрастом у одного и того же человека, как правило, ухудшаются.

Нельзя не согласиться с тем, что среднестатистические психические показатели различных групп людей, подобранных по половому, возрастному или другим признакам, отличаются друг от друга [11–13]. «Для девушек характерны более высокая концентрация внимания, а значит высокая устойчивость внимания, но темпы выполнения тестирования у них оказались хоть и устойчивей, но ниже; …процесс адаптации у студентов 1-го курса сопровождается нарушением показателей работоспособности и устойчивости внимания» [13].

От заката до рассвета…

Однако судить о конкретном человеке только через призму статистики нельзя. В противном случае логично отменить правосудие и соревнования, а вместо этого по усредненным среднестатистическим данным для тех или иных групп людей: лишать конкретных людей свободы, присваивать места…

Результаты усреднения исходных данных по большому количеству испытуемых характеризуют только среднестатистического абстрактного работника. Они могут только с той или иной вероятностью охарактеризовать конкретного претендента, да и то, если распределение статистических данных подчиняется закону нормального распределения (вспомним примеры о среднем количестве куриц на одного миллионера и тысячу бомжей…).

Практика показывает, что среднестатистические показатели умственной продуктивности различных групп отличаются друг от друга в гораздо меньшей степени, чем индивидуальные лица внутри этих групп [14]: «Определение индивидуального биологического возраста по анализам крови показало наличие людей с замедленным, средним и ускоренным темпом возрастных изменений во всех возрастных группах. В группе долгожителей отмечается наибольшее количество лиц с замедленным темпом старения».

Последнее наблюдение относительно долгожителей позволяет сформулировать следующее положение: дискриминация по возрасту необоснованна еще и потому, что один и тот же возраст означает совершенно различный этап развития личности. Для одного — это уже закат, для другого — еще только рассвет. Другими словами, для определения «заката» работника необходимо знать не его возраст, а время естественной смерти, по крайней мере, физиологический возраст, а не по паспорту.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом