Под маской Пуаро, или В чем ценность эйчара

Автор: Е. Майорова

Под маской Пуаро, или В чем ценность эйчара

У каждой компании существует собственное понимание относительно содержательной наполненности должности «менеджер по персоналу» и, соответственно, своя личная оценка в денежном выражении его труда.

На сайтах по работе я встретилась с несколькими объявлениями, ясно дающими понять, чем бы ни занимался сотрудник на должности эйчара, подбором, оценкой или чем-то иным в области управления человеческими ресурсами, обязанности и ценность такого сотрудника определяется эмпирикой и субъективными взглядами компаний.

В чем уникальность

Что должен знать и уметь менеджер по персоналу? Ведь это одна из распространенных ипостасей эйчара. В крупной сетевой розничной компании важными требованиями отмечались следующие. Требуется менеджер по персоналу, отлично знающий лицевую сторону больничного, умеющий отличать фальшивый больничный от настоящего, а также работать по 24 часа в сутки без усталости и малейших признаков ее проявления. Все остальное — в соответствии с должностной инструкцией.

Как человек с 15-летним опытом работы с персоналом, позволю себе прокомментировать данное объявление. Возможно, персонал компании и ведет себя непорядочно, предоставляя в службу персонала фальсифицированные больничные листы, но разве подлинная суть профессии менеджера по персоналу розничного магазина состоит в занятиях криминалистикой, расследованием причин болезней и поиском виноватых? Явно сотрудников на рабочих местах в компании постоянно не хватает, и именно это побудило к созданию некоего образа Эркюля Пуаро, искусно ведущего расследование по теме «Больничные — подлинные и мнимые».

У компании из сферы BTL cвоя истина по поводу содержания и профессиональных обязанностей менеджера по персоналу, но тоже весьма своеобразная. …Вы получаете безграничное удовольствие от работы с персоналом?! И Ваша истина звучит так: «…человек, работающий с персоналом, должен быть жестким, но позитивно настроенным по отношению к любому собеседнику!»?! Вы именно Та, которую мы ищем…

Обязательно знать: что такое сфера BTL, кто такие промоутеры и что с ними делать?!

Пол: женский.

Возраст: от 20 до 30 лет.

Образование: не ниже среднего.

Опыт работы обязателен: в сфере BTL (должности: помощник менеджера, менеджер по персоналу, координатор проектов).

Личные качества: современность, дисциплинированность, готовность трудиться по ненормированному графику в активном режиме и осознанное желание развиваться в данном направлении.

Два вышеуказанных объявления, запечатленные столь «яркими и образными» красками, «зовут» эйчаров, претендующих на описанную вакансию, в никуда. За текстом не видно главного — чем будет заниматься эйчар и за что будет отвечать.

Зарплата NETTO and ZERRO

Весьма интересны описания структуры зарплат для должностей эйчара на сайтах по поиску работы. Вот один из них. Заработная плата: оклад 25 000 р. (net) + ежемесячные премии. Совокупно от 30 000 р. и выше, потолка по доходу нет. Заработная плата белая ВСЯ. Текст, наполненный неологизмами вперемежку с отсебятиной, отталкивает кандидатов-интеллектуалов, зато буквально притягивает работяг, не знающих книжного русского языка.

Удивление вызывает образовательный уровень сотрудников, пишущих подобные объявления от имени компании. Объявление показывает, что сотрудники, участвующие в подборе, не умеют обозначить основные критерии кандидата на вакансию «менеджер по персоналу» понятными, доходчивыми и грамотными терминами. В среде эйчаров распространено мнение: кого позовешь, тот и придет, откликнется на вакансию. Я продолжу: тот и будет работать в компании, сотрудники которой на страницах массмедиа общаются как продавцы из овощных ларьков.

«Без указания уровня зарплаты» — таков принцип построения содержательной части вакансий на открытые позиции менеджера по персоналу на сайтах по работе в последние месяцы. Подобных объявлений около 80 из 100%. Возможно, у компаний найдутся оправдания. У каждой свои: конфиденциальность зарплат в конкурентной рыночной среде, каждому кандидату определение зарплаты производится индивидуально и т. д. Например, директор по персоналу строительной компании рассказала, что они таким образом мониторят рынок — смотрят, какие зарплаты соискателей, свободно передвигающихся по рынку, интересуют их на данный момент. Но каким образом кандидату планировать свою профессиональную и личную судьбу, каков планируемый размер гонорара, необходимый кандидату для жизни, в какой район Москвы ему ездить 5 дней в неделю и другие подобные вопросы остаются неразрешенными на момент ознакомления с вакансией в СМИ.

Возникают и другие вопросы, навеваемые бессодержательными объявлениями от компаний, что ожидать от компании, которая с самого начала скрывает многое из того, что может интересовать потенциального кандидата при поиске работы. Неужели в скором времени объявления о вакансиях будут давать без указания обязанностей? Раздел «Условия» уже претерпел существенные изменения и фактически оказался пустым — что в указанном разделе, помимо зарплаты и местоположения компании, можно еще написать.

Получается, рассуждают компании, возможно, следующим образом: мол, вы пришлите нам резюме, мы посмотрим, соответствуете ли вы нашей должностной инструкции. А она у всех своя, личная, разработанная конкретно для компании. Догадки и загадки — не тот фон, который выбрали коммерческие компании при выборе кандидатов. Встреча с нужным кандидатом может затянуться или вообще не состояться. По каким критериям тогда осуществлять выбор компании, куда необходимо выслать резюме?

Одна из кандидатов, женщина, устраивающаяся на вакансию без указания размера зарплаты, на вопрос: «Почему вы выслали туда резюме?» — ответила: «Название компании понравилось». Встретились нонсенс и нонсенс. А какая встреча еще могла быть при таком закрытом подходе к подбору персонала?

Чистая психоаналитика

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом