Комментарии к статье А. Фроловой «Дискриминация по возрасту при приеме на работу»

Источник: Управление персоналом

Александра Игоревна Кочеткова, к. э. н., д. ф. н., профессор кафедры менеджмента, стратегии и организационного поведения Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, эксперт в области развития продуктивного мышления и организационного поведения.

Для понимания поднятой проблемы — продуктивности человека в определенном возрасте — необходимо выбрать определенную «точку сборки», то есть тот угол зрения, под которым мы будем рассматривать проблему.

Если эта «точка сборки» — психофизические параметры претендента на вакантную позицию, то совершенно очевидно, что опыт, мудрость и зачастую незаурядные интеллектуальные способности и возможности не могут не отразиться на свежести лица, яркости эмоций и скорости реакции человека в возрасте. Огня в глазах, скорее всего, не будет наблюдаться, так как современный российский профессионал существует и работает в условиях тотальных организационных перегрузок и вследствие этого подвержен выгоранию.

Работодатели не могут определить точно, что им нужно от человека в смысле выносливости и вообще наличия энергии, и вынуждены ориентироваться на внешний вид (не усталый) и энтузиазм. И в этом они совершенно правы, так как определить выгорание можно только специальными инструментами, находящимися в ведении управляющего персоналом компании работодателя. Поэтому решение о непринятии на работу уставшего человека, рожденное отчасти по наблюдениям за поведением и внешним видом, является выражением решения не принимать на работу человека без энергии, то есть выгоревшего. И в этом работодатели опять отчасти правы, так как выгоревший сотрудник при всем своем профессионализме испытывает серьезные проблемы с целями, ценностями, мотивацией и другими компонентами личностных механизмов. А компания не сможет подвигнуть его ни к дальнейшим подвигам, ни к дальнейшему развитию.

Оценивая молодых претендентов с этой точки зрения, надо отметить, что их молодость и видимая «свежесть» физического облика СОВЕРШЕННО НЕ ЯВЛЯЮТСЯ гарантией отсутствия выгорания. Часто за молодой оболочкой скрывается еще в институте выгоревший человек, ныне представляющий собой инфантила с детскими реакциями и оценками окружающего мира; человека, не способного к несению лидерства и ответственности; нуждающегося в опеке (иждивенца) и совершенно незрелого. Именно такой исход выгорания наиболее вероятен для молодых людей. Этот сотрудник будет еще хуже выгоревшего работника старшего возраста, так как никаких серьезных задач такому человеку доверить просто нельзя.

Однако нельзя игнорировать и другую «точку сборки» — потенциал претендента. Вот здесь претенденты старшего возраста дадут фору молодым и с точки зрения предыдущей подготовки в области знаний и навыков, и с точки зрения степени сформированности и развития потенциала работника. Во всяком случае возрастные претенденты ИМЕЮТ потенциал. Молодежь же, во-первых, проигрывает старшим в уровне подготовки (в силу некачественности коммерческого образования и халатного собственного отношения в учебе как к саморазвитию), а во-вторых, в степени сформированности и развития потенциала, которая у них может быть очень низка, так как многие вузы и программы не развивают мышление человека, определяющее его обучаемость и адаптивность (что и является потенциалом).

Сравнив остаточный потенциал, видим, что он может быть ОДИНАКОВ у старшего и младшего поколения, так как у старшего он больше развит и активнее используется (его можно легко разбудить), а у младшего поколения потенциал можно создать и развить.

Утверждать, что старшее поколение необучаемо, по меньшей мере странно, так как современный инновационный путь развития России будет реализовываться в ближайшее время отнюдь не молодыми поколениями. Они еще не готовы к нормальной нагрузке. А вот старшее поколение будет изменяться и развиваться (если не выгорело окончательно), и тянуть на себе всю инноватику.

Таким образом, можно составить матрицу:


По вертикали — потенциал.

По горизонтали — выгорание

ДА

НЕТ

ДА

В+П+ Человеческие ресурсы, создающие добавленную стоимость технически, ограниченно пригодные и способные к развитию только в узкопрофессональных областях (как молодые, так и старшие)

В+П- Выгоревшие и еще остаточно полезные кадры, которые могут нести социальные и другие сопутствующие функции в компании, но неспособны ни к какому развитию. В основном рутинные работники

НЕТ

В-П+ Человеческий капитал, способный к решению любых стандартных и нестандартных задач (как молодые, так и старшие)

В-П- Не работники вообще, иждивенцы, провоцирующие проедание капитала организации, так как не могут дать никакого результата; очковтиратели и корпоративные лжецы, мошенники; их форма жизни — имитация бурной деятельности или деятельностный дилетантизм. Полностью выработавшие или несформированные потенциалом люди

Видно, что работодатели претендуют на отбор категорий «человеческий капитал» и «человеческие ресурсы», в которые можно инвестировать бесконечно и получать надежный и качественный результат их труда.

Отметим особо, что потенциал человека (обучаемость, адаптивность и управление своей энергией, включая регенерацию) ВООБЩЕ НЕ ЗАВИСИТ от возраста владельца потенциала. Он закладывается при рождении абсолютно у всех людей (являясь функцией жизнеспособности и системы самосохранения), формируется в течение молодости и развивается всю жизнь. Он зависит от выгорания, так как этот процесс обессиливает человека, и его продуктивное мышление уже не может ему помочь.

Теперь о мышлении. Как практик-эксперт в области развития продуктивного мышления и повышения индивидуальной мощности человека, не соглашусь с некоторыми положениями статьи:

  1. Продуктивность человека на протяжении жизни МОЖЕТ существенно изменяться: человек может терять мощность вследствие выполнения гигантского объема рутинных/стандартных операций (тупеть); также человек может и развивать, и увеличивать мощность вследствие решения большого количества нестандартных задач (становиться креативным). Причем этот механизм универсален для всех людей: как все люди талантливы, так же все могут стать тупыми.

  2. Эксперименты с разными возрастными группами в области аналогов/ассоциаций и других параметров показывают совершенно разные результаты в зависимости от состава группы. Нельзя утверждать, что старшее поколение хуже работает в этой зоне, можно найти достаточно молодежи, у которой вообще не будет мыслительной активности.

  3. Разница между поколениями в области мышления следующая: старшее поколение, накопившее мудрость (она же мыслительная мощность и продуктивность), может просто ее не использовать. Но этот «заснувший потенциал» можно легко разбудить за короткое время. А вот молодежь часто НЕ ИМЕЕТ мыслительной мощности, и ее надо развивать, а это уже вопрос нескольких лет.

Подводя итог всему вышесказанному, повторюсь: надо делать акцент на выгорании и потенциале (в частности, продуктивности мышления, которая лежит в основе обучаемости), а не на внешнем виде и возрасте.