Комментарий к публикации «Сто самых богатых семей российских чиновников»

Комментарий к публикации «Сто самых богатых семей российских чиновников»

Источник: Управление персоналом

Вместо эпиграфа — диалог между бизнесменом и депутатом, лично услышанный автором.

Бизнесмен: Я вне работы увлекаюсь игрой в монополию. Иногда чувствую себя прямо Гермесом!

Депутат: В смысле — одеколоном?

Бизнесмен (ошарашенно): В смысле — Богом торговли.

Депутат (возмущенно): Уже богов стали называть как одеколон!

Проблема борьбы с «чрезмерным благосостоянием» чиновников актуальна уже тысячи лет, и тысячи лет разные страны пытаются решить ее различными способами. По большей части эти способы оказывались неэффективными — чиновники продолжали богатеть, несмотря ни на что.

Автору известен только один пример действительно эффективного противостояния аппетитам чиновничьей касты. Пример этот — Византия.

Во-первых, в каждом более-менее крупном городе Византии для чиновников строился отдельный поселок («чиновничья гора»), где все дома были, по сути, одинаковыми. Весьма комфортабельные, просторные, но без излишней роскоши.

Государевы служащие ОБЯЗАНЫ были жить только там. При этом никакой иной собственности иметь они не могли. Поступая на службу чиновником, человек сдавал все свое недвижимое имущество как бы «на хранение» и отныне мог жить только на зарплату.

Провинившегося чиновника изгоняли из государевых апартаментов, а собственность не возвращали. Помимо этого, могли прилюдно побивать камнями, рубить руку за взятки и т. п. Очень толково, на мой взгляд, наказывалось невнимание к «пожеланиям трудящихся» — голову провинившегося чиновника заключали в специальный фиксатор, а все проходящие должны были плевать ему в лицо.

Однако до всех этих крайностей, судя по историческим хроникам, дело доходило редко — все хотели сохранить имущество. Ведь после ухода с госслужбы бывший византийский чиновник, если не имел прегрешений, освобождался на 10 лет от многих податей.

Еще одна приятная особенность — каждый (!) житель мог в любое время зайти на «чиновничью гору», постучать в любой дом, и ему ОБЯЗАНЫ были открыть, выслушать и направить к тому чиновнику, кто компетентен решить вопрос.

Если по вине чиновника был допущен материальный ущерб, он компенсировался из личных средств чиновника и его родственников при неумышленном деянии в 6-кратном размере, а при умышленном ущербе — в 12-кратносм размере.

Но если чиновник свой срок служил добросовестно, то затем становился уважаемым человеком до конца дней.

Эта система была чрезвычайно эффективна. Сохранились многочисленные свидетельства иностранцев, с изумлением описывающих, что в Византии чиновники не берут взяток в принципе. Как говорится, «размер не имеет значения».

Второй столп византийского решения проблемы обогащения чиновничества — многоэтапные отборы и оценки кандидатов на каждую госдолжность. Современных компьютерных методик тогда, понятное дело, не существовало, но для своего времени испытания, которым подвергались будущие чиновники, были весьма изощренными.

Что интересно нам в этом историческом опыте? В первую очередь, то, что вместо пустопорожней борьбы с отдельными личностями была создана СИСТЕМА, делающая воровство на госслужбе невыгодным, а момент попадания на госдолжность — объективным и прозрачным.

Ведь практика нашего времени, взять ли досье Интерпола или ФСБ, однозначно показывает на место одного проворовавшегося (или «внезапно обогатившегося» в данном случае роли не играет) чиновника приходят двое новых, и все повторяется сначала.

Многие наши граждане почему-то уверены, что, к примеру, в Западной Европе дело обстоит совсем иначе, и чиновники там сплошь бессребреные слуги народа, денно и нощно пекущиеся о благе ближнего. Увы, количество шикарных поместий вкупе с количеством соответствующих уголовных дел показывают, что там картина хотя и радужнее нашей, но имеет те же тенденции: все больше тех, кому нужно «все и сразу», все меньшее тех, кого волнуют чьи-либо проблемы, кроме собственных.

Но вернемся к России. По данным исследования Росстата от 23.03.2010 г., несмотря на то что 2009 год был кризисным, зарплаты чиновников продолжали расти, равно как и число самих госслужащих. При этом зарплаты бюрократов в разы превышают средние зарплаты других категорий граждан. Для сравнения Росстат привел данные по зарплате в госкомпаниях и частных компаниях с большим количеством работников. Получается, что кое-где чиновники получают в 2 раза больше, чем в других сопоставимых структурах. К примеру, на Ямале это 96 860 рублей против 48 038 рублей. В среднем же по субъектам Федерации разница составляет от 1,3 до 1,5 раза.

Если сравнивать со среднемесячной зарплатой в регионах во всех организациях, взятой из другого исследования Росстата (о социально-экономическом положении округов от 25.07.2010), то разрыв получается еще больше.

При этом все понимают, что даже на такую зарплату невозможно купить те многочисленные «объекты недвижимости», кои наши слуги народа активно плодят по всему миру, дорогие авто, медстраховки в лучших зарубежных клиниках и пр. Т. е. официальная заработная ряда чиновников не имеет НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕАЛЬНОЙ.

Можно рвать волосы по этому поводу, можно утомлять вас новыми цифрами, но читатели и сами без труда найдут их в Интернете.

Мне представляется, что смысл комментария к данной проблеме не охать и ужасаться очевидным вещам вместе со всеми, а показать что-либо конструктивное.

В чем, на мой взгляд, суть проблемы обогащения чиновничества.

Существующая система, а вернее ее отсутствие, возлагает все на личность конкретного чиновника: пришел честный человек — есть возможность работать честно, пришел хапуга — есть возможность хапать. Опять мы в России ходим по замкнутому кругу «злого и доброго барина». И в этом главный негатив имеющегося положения вещей.

Сформулирую иначе: можно до бесконечности бороться с отдельными нечистыми на руку чиновниками (и это, безусловно, надо делать), но при этом параллельно нужно монтировать такую систему, которая затруднит их попадание во власть.

И здесь важнейший момент — широкое внедрение комплексной психодиагностики для чиновников всех уровней.

За последнее время, в т. ч. и в силу развития компьютеров, технологии HR сделали огромный рывок вперед. Сегодня у человека можно замерить и тягу к деньгам, и криминальную составляющую, и умение принимать решения, и много чего еще, о чем лет 20 назад можно было только мечтать. Причем замерить с высокой точностью, да еще и спрогнозировать развитие того или иного проявления человека. Например, развитие жадности.

Причем есть превосходные отечественные компьютерные HR-экспертные системы, специально разработанные для оценки и отбора чиновничества. И они уже успешно работают в ряде администраций.

Вопрос за малым — реальная проверка каждого чиновника и последующие повторные перепроверки раз в 1,5–2 года (как это уже происходит, например, в США).

Панацея это от обогащения за госсчет? Конечно, нет. Идеального рецепта не существует, но, как показывает зарубежный опыт, при использовании всеобъемлющей диагностики число рвущихся к разнообразным благам чиновников падает в разы.

Во всяком случае при такой диагностике государство оказывается в меньшей степени заложником неправедных амбиций как отдельного чиновника, так и чиновничьего сословия в целом.

Кстати говоря, невредно заодно проверять и зачатки знаний. Согласитесь, негоже депутату РФ путать Бога с одеколоном.

С уважением к читателям журнала «УП»,

Игорь Залюбовский