Комментарий к публикации М. Хазина «Мы будем жить в рамках экономического дна достаточно долго»

Источник: Управление персоналом

В. К. Фальцман, декан российско-немецкой высшей школы управления Российской академии народного хозяйства т госслужбы при Президенте РФ засл. деятель науки РФ, д.э.н. профессор

Постараюсь ответить на некоторые актуальные вопросы статьи М.Хазина и Д.Тихонова на примере собственной Школы.
20 лет назад она находилась на нуле, как и всё российское бизнес-образование.

Нам повезло, потому что распоряжение о создании Школы подписал Егор Гайдар, возглавлявший правительство. На волне ликования по поводу падения Берлинской стены Германия выделила федеральные средства на покупку техники, учебников, стажировок и, главное, на приглашение профессоров известных западногерманских университетов.

После 3-х выпусков программ МВА произошло уникальное событие — государственная аккредитация минобром одной из германских земель. Были также получены общественные аккредитации кураториума с участием профессоров Гетингенского Георг-Август университета, UMS университета Потсдам, Европейской академии коммуникаций и менеджмента.

На протяжении 90-х годов было издано большое количество учебников, в которых западный менеджмент адаптировался к российским условиям. Появились первые отечественные комплексные симуляционные деловые игры.

Наступил новый этап, когда отношения с Западом переходят от спонсорства к партнерству, от желания получить зарубежную аккредитационную поддержку (часто весьма дорогую), к взаимному признанию кредитов, как это принято между равноправными партнерами.

Назову некоторые проблемы, которые предстоит решить на очередном этапе интернационализации российского бизнес-образования:

  • отстают знания иностранных языков слушателей, выпускников, к сожалению, преподавателей (эта стена хотя и не пала, подобно Берлинской, но её высота снижается за счет ротации кадров);
  • по некоторым дисциплинам не хватает задачников, которые содержат задачи различной сложности и позволяют лучше дифференцировать оценку успеваемости (компании, особенно западные, используют такую дифференциацию для планирования карьеры);
  • предстоит преодолеть зависимость от Запада в деловых играх за счёт создания собственных программных продуктов;
  • особое внимание нужно уделить развитию практических компетенций и проектно-ориентированного обучения;
  • кто-то, наконец, должен взяться за регулирование дикого рынка бизнес-образования на основе разработки его комплексной модели и с учетом оптимизации отношения качество-цена (цена много у нас меньше, чем на Западе, но в ряде случаев всё же завышена, особенно для регионов).

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом